Найти в Дзене

Положение военнопленных в Австро-Венгрии в годы Первой Мировой войны.

Пленные российские солдаты, захваченные частями 75-ой резервной дивизии Германской армии.
Пленные российские солдаты, захваченные частями 75-ой резервной дивизии Германской армии.

В ходе войны во внутренних районах империи Габсбургов появилось около пятидесяти крупных лагерей для военнопленных. В среднем, такие лагеря были рассчитаны на несколько тысяч военнопленных. Но, учитывая растущее число военнопленных, в первые два года войны они были подвергнуты расширению. В пиковые периоды в этих лагерях для военнопленных находилось гораздо больше людей, чем планировалось изначально. Например, в Книттельфельде, Штирия. К середине декабря 1914 года численность военнопленных в лагере увеличилась с 600 до 19 000 человек всего за одиннадцать дней.(The Treatment of Prisoners of War in Austria-Hungary 1914/1915) Помимо этих лагерей во внутренних районах двуединой монархии, вблизи линии фронта были созданы «пункты содержания военнопленных» - то есть лагеря, предназначенные для приема только что взятых в плен солдат. Количество этих полевых лагерей менялось в зависимости от изменения ситуации на линии фронта. Количество лагерей в отдаленных районах также постоянно менялось. Новые лагеря добавлялись по мере необходимости или закрывались через некоторое время, как, например, лагерь для военнопленных в Освенциме(Данный комплекс не связан с концлагерем, организованным в 1940-1945 годах). Отношение к офицерам было иным нежели к простым солдатам, они были сосредоточены в «офицерских пунктах» и содержались в отдельных «офицерских секциях» в лагерях рядом с обычными казармами. В первые месяцы войны офицеры даже размещались в гостиницах кварталах.

Пункт содержания военнопленных на территории Львова.
Пункт содержания военнопленных на территории Львова.

О важности темы военнопленных можно судить по огромному количеству пленных, захваченных войсками Австро-Венгрии. Однако общие цифры, приведенные исследователями, сильно разнятся. В то время как офицеры k.u.k (kaiserlich und königlich) говорили о примерно 1,3 миллионах военнопленных, которых они зарегистрировали, по более поздним оценкам, было от 1,86 до 2,3 миллионов военнопленных, находившихся в плену в монархии Габсбургов в ходе Первой мировой войны. Эти значительные расхождения являются результатом как процедур регистрации солдат противника, так и тенденции манипулировать числом военнопленных, умерших в плену. До 1917 года весь комплекс дел о военнопленных в Габсбургской империи занимался 10-й департамент по делам военнопленных.

Начиная с августа 1914 года, информационное бюро по делам военнопленных Австрийского и Венгерского Красного Креста в апреле 1916 года подсчитало, что за предыдущие два года 160 000 пленных не были должным образом зарегистрированы. Несмотря на попытки унифицировать процесс регистрации, эти недостатки не удалось полностью устранить вплоть до конца войны. Широкое привлечение военнопленных к трудовым работам еще больше усложнило все усилия по поддержанию контроля за количеством заключенных. В течение 1915 г. Военнопленные, содержавшиеся в «пунктах для интернированных» во внутренних районах страны, все чаще направлялись как на объекты военного производства, так и к частным работодателям. «Бюро по трудоустройству» различных земель Австро-Венгрии были назначены для надзора за военнопленными, чтобы отслеживать наличие вражеских солдат внутри лагерей и за их пределами. Подавляющее большинство военнопленных принадлежали к Российской императорской армии, упоминается о 1.269 000 учтенных российских военнопленных(При этом смертность составила 63 000 человек, то есть около 5% от общей численности), 369 600 итальянских(Смертность составила 26 000 человек или около 7%), 154 700 сербских(Смертность составила 15 000 человек или около 10%) и 52 800 румынских(Смертность составила 4200 человек или около 8%), расположенных на территории монархии Габсбургов(Scheidl, Franz J. - Die Kriegsgefangenschaft von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart). Для k.u.k обращение с военнопленными определялось их национальным происхождением. Украинские и польские военнопленные из царской армии получали привилегированное обращение по сравнению с остальными военнопленными. Это было средством настроить их против царской России. Их привилегированное положение проявлялось в доступе к лучшему жилью, продовольственному пайку, а также к лучшим возможностям получения образования и проведения досуга в лагерях. Однако такое привилегированное отношение к военнопленным противника продолжалось недолго из-за нехватки ресурсов. Кроме того, политические соображения, по-видимому, ставили под сомнение такую пропагандистскую деятельность. В качестве примера можно привести то, что пропагандистские кампании, направленные против украинцев, дали мало результатов.

Сдача в плен солдат Российской императорской армии.
Сдача в плен солдат Российской императорской армии.

Военные власти империи Габсбургов не ожидали, что в ходе войны им придется иметь дело с несколькими сотнями тысяч военнопленных. Аналогичные ожидания были и у других воюющих стран. Никто не ожидал, что в течение нескольких лет придется размещать и заботиться о таком количестве людей. Учитывая нехватку средств для размещения и ухода за пленными в первые месяцы войны, ситуация в лагерях для военнопленных была почти катастрофической. В большинстве лагерей нарушались санитарные условия, что только усугубляло ситуацию. Власти не были подготовленны для размещения такой массы людей. Эти условия создавали множество возможностей для быстрого распространения инфекционных заболеваний. В период 1914-1915 годов из лагерей военнопленных в Книттельфельде поступали самые ужасные сообщения (Штирия), Кляйнмюнхен (Верхняя Австрия) и Болдогассзонь (Венгрия), а также лагеря для интернированных и беженцев в Талергофе/Граце (Штирия) и Незсидере (Венгрия). Условия содержания в лагере для военнопленных в Марчтренке (Верхняя Австрия) также были поводом для беспокойства: там распространялся тиф. Ужасными были и условия содержания в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии, где содержалось 14 000 заключенных, большинство из которых были сербами. В течение нескольких месяцев в Маутхаузене погибли тысячи человек. Весной 1915 года в отчете инспектора k.u.k отмечалось, что на лагерном кладбище было похоронено 5.600 военнопленных(The Treatment of Prisoners of War in Austria-Hungary 1914/1915). Но есть и другие сообщения, в которых упоминается еще больше смертей. В результате эпидемий в Маутхаузене большинство бараков было сожжено после первой зимы войны. Уцелевшие бараки были продезинфицированы и построены новые. После объявления Италией войны монархии Габсбургов летом 1915 года Маутхаузен превратился в лагерь для итальянских военнопленных.

Во второй половине 1915 года в лагерях находилось в среднем от 30 до 40 процентов военнопленных.Причины были вполне очевидны. Большинство отраслей промышленности испытывали нехватку рабочей силы. Сотни тысяч рабочих, призванных в вооруженные силы, вскоре пропали без вести. В 1916 году 4,9 миллиона человек были призваны в армию. В венгерской половине империи на заводах и полях не хватало двух третей мужской рабочей силы. В 1915 году власти Габсбургов были вынуждены принять меры в связи с острой нехваткой рабочей силы. Армейский штаб Командование подчеркнуло военному министерству, что военнопленные и беженцы «могут и должны предоставлять эквивалент своего труда в обмен на обеспечение за государственный счет».(Scheidl, Franz J. - Die Kriegsgefangenschaft von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart) В феврале 1915 году в Вене была организована конференция «О трудоустройстве военнопленных». Представители министерств сельского хозяйства, железных дорог и Министерства общественных работ согласовали план работы. Военнопленные должны были быть задействованы в ряде амбициозных проектов, таких как добыча угля и эксплуатация железных дорог. Однако по мере того, как нехватка рабочей силы становилась все более острой, Военное министерство постепенно ослабляло эти ограничения. Верховное командование сухопутных войск и военное министерство разрешили беспрепятственное использование военнопленных на, как это обозначалось «Чисто польских территориях, таких как Западная Галиция», уже весной 1915 года.

На самом высоком уровне велись очень противоречивые дебаты о распределении военнопленных в австрийской и венгерской частях страны. Австрийская сторона сочла, что венгерская сторона требует слишком много военнопленных для выполнения сельскохозяйственных работ. Тем временем кризис, вызванный нехваткой продовольствия для тыла, солдат в полевых условиях, а также военнопленных и беженцев, усугубился. Ситуация стала настолько серьезной, что это имело последствия для военнопленных стран Антанты. Военные власти предположили, что увеличение числа военнопленных, совершивших побег из мест заключения, было связано с растущей нехваткой продовольствия среди собственного военного персонала. Однако об увеличении рациона для военнопленных, полностью измученных тяжелым физическим трудом и острой нехваткой питательных веществ, не могло быть и речи. Командование 11-й армии предложило в качестве альтернативы воздержаться от «бесперебойного трудоустройства» военнопленных или, по крайней мере, предоставить им более длительные перерывы в работе расписания. Многие военнопленные погибли в результате выполнения служебных обязанностей на фронте или в тылу. Вопреки правилам и предписаниям Гаагских конвенций военнопленных объединяли в трудовые роты и направляли на дорожно-строительные работы за линией фронта; они также трудились в качестве перевозчиков тяжелых грузов и на разминировании, а также на специальных «работах по уборке полей сражений». Сотни военнопленных погибли в результате схода лавин и других несчастных случаев на производстве, а многие тысячи - из-за истощения и голода.(The Treatment of Prisoners of War in Austria-Hungary 1914/1915) Точное число погибших может быть только можно оценить. Еще осенью 1915 года министерство внутренних дел и военное министерство договорились о том, что случаи заболеваний и смерти среди военнослужащих и военнопленных в районах, где бушевала война, не должны публиковаться в каких-либо публичных новостных бюллетенях. После массовой гибели военнопленных, вызванной эпидемиями в недостроенных лагерях в 1914-1915 годах, управление по делам военнопленных создало систему лагерей во внутренних районах монархии, предназначенную для обеспечения надлежащего обращения с вражескими солдатами.

Желающие поддержать автора могут перейти по ссылке в

Телеграм :

Заметки неизвестного

Boosty: https://boosty.to/independent.ru