Не секрет, что группа ABBA довольно неохотно отдавала свою музыку на растерзание чужим исполнителям. Первое официальное разрешение использовать аббовский сэмпл (конкретно, басовую линию из «The Name Of The Game») получила в 1996 году группа FUGEES для своего хита «Rumble in the Jungle». А в 2005 году, благодаря Мадонне, переживает своё второе рождение другая песня ABBA «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)».
Впрочем, моё поколение прекрасно знало это синтезаторное «та-да-дам, та-да-да-а» и безо всякой Мадонны. Ведь «Gimme! Gimme! Gimme!» была выпущена ещё в 1979 году и быстро стала общеевропейским хитом - причём по обе стороны "железного занавеса". Да и как было не стать? ABBA была на пике популярности, стиль диско был на пике популярности. А тут, как говорится, два - в одном.
Правда, несмотря на танцевальную мелодию, текст песни не искрился радостью (кстати, то же самое можно сказать и о другой "нетленке" группы - «Happy New Year»). Не менее парадоксален и тот, факт, что песни в ABBA сочиняла мужская половина квартета - Бьорн Ульвеус и Бенни Андерсон, но сочинять им приходилось от женского лица. Вот и «Gimme» зазвучала, как мольба одинокой женщины послать ей хоть какого-нибудь мужика на ночь.
Автор перевода — Тахинн:
https://lyrsense.com/abba/gimme_gimme_gimme_a?ysclid=lvdyzmsvgr373144773
Половина первого ночи,
И я смотрю позднее телешоу в квартире совсем одна.
Как я ненавижу проводить вечер в одиночестве!
Осенние ветра
Бьются в окно, и я осматриваю комнату
Созерцать это уныние — так угнетает меня.
Здесь нет ни души,
И никто не слышит, как я молюсь...
Правда, когда квартет записывал испаноязычную версию, то на всякий случай перестраховался, переименовав песню из «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» («Дай мне! Дай мне! Дай мне! (мужчину после полуночи)») в «Dame! Dame! Dame! (amor esta noche)» («Дай мне! Дай мне! Дай мне! (любви в этот вечер)»). А то вдруг правоверные католики сочтут такую откровенную похоть непотребством.
Основной вокал в этой песне отдали Агнете Фельтског, что было немного иронично. Дело в том, что Агнета как раз была с Бьорном в процессе развода. А теперь ей приходится петь текст об одинокой неудовлетворённой женщине, да ещё и написанный бывшим мужем.
Впрочем, несмотря на "попсовую" упаковку драматизм в «Gimme» всё-таки чувствовался. Когда впервые слушаешь вступительные гитарные аккорды, толком и не предскажешь, что сейчас грянет - диско или рок? Может, именно поэтому на YouTube полно каверов, сыгранных в рок-аранжировке. Например, разудалая фолк-металл-версия от FEUERSCHWANZ, исполненная на фоне средневековых рыцарей, монахов и воинственных викингинь... или викингок? (чёрт бы побрал эти феминитивы!).
Кавер от группы BESEECH тоже получился металлическим, но более тягучим и депрессивным. Да и клип про Первую Мировую войну вызывает недоумение.
Те же, кто хочет более расслабленную и электронную версию, может послушать кавер от Mutine.
Не знаю, как других, а меня почему-то больше всего позабавила инструментальная версия, исполненная (судя по подписи)... полицейским симфоническим оркестром. Приятно видеть, когда людям нравится то, что они играют.
Но вернёмся к "королеве поп-музыки" - Мадонне Луизе Чикконе. Как известно, в 2000 году она остепенилась - вышла замуж за именитого режиссёра и потомка английских аристократов — Гая Ричи, и родила от него сына.
Постепенно Мадонна стала превращаться в настоящую «леди» — заговорила с английским акцентом, забыв про вегетарианство, начала охотиться на фазанов и — главное — стало язвительно отзываться об Америке.
Насмешки над «американским образом жизни» на её следующем альбоме «American Life» вызвали возмущение земляков, и продажи диска резко упали (хотя он и побывал короткое время на вершине топа). А в 2005 году упала и сама Мадонна. С лошади да прямо под копыта в своём английском поместье.
Пока срастались многочисленные переломы, у Мадонны было время поразмыслить над тем, каким будет новый альбом. Не дождавшись полного выздоровления, она направляется в студию, где записывает свой самый успешный на тот момент сингл - под названием «Hung Up» («Зациклилась»).
Говорят, певица долго окучивала Бенни и Бьорна, чтобы те дали разрешение использовать в «Hung Up» броский проигрыш из «Gimme». Одни писали, что за это Мадонна отвалила, ни много, ни мало, 800 тыс. зелёных. Другие - что стороны сошлись на том, что певица обязывалась распространять на своих концертах сборник «ABBA Gold». Сам же Бьорн Ульваеус рассказывал следующее:
«Мадонна написала очень, очень красивое письмо, в котором говорилось: «Пожалуйста, пожалуйста... У нас возникла замечательная идея, которая включает в себя проигрыш из «Gimme»!». Мы сказали, что сначала должны послушать эту песню, и через полминуты я понял, что это великолепно. Это тот редкий случай, когда мы дали добро. Пятью годами ранее мы сказали «да» Fugees. Но всем остальным говорили «нет». Я думаю, что запись Мадонны показывает, что ABBA - это часть ДНК поп-музыки»..
Успеху «Hung Up» посодействовал и клип, где Мадонна отплясывала в розовом трико, демонстрируя изрядную для 47-летней женщины гибкость и мускулистость.
Сначала режиссёром клипа планировался француз Дэвид Ляшапель, но из-за творческих разногласий (певица настаивала на красочном видео, а Дэвид хотел чёрно-белое) его заменили шведом Йоханом Ренком. Клип снимался в Лондонском метро, токийском зале игровых автоматов и районах Лос-Анджелеса.
Й. Ренк:
«Мадонне хотелось сделать клип, в котором ее музыка сопоставляется со всеми возможными танцевальными субкультурами».
Мадонна:
«Когда я снималась в клипе, тело меня еще плохо слушалось. Съёмку удалось осуществить только благодаря лекарствам и моей железной воле, но я чувствовала неимоверное вдохновение и радость оттого, что снова могу двигаться и работать».
Песня была написана в соавторстве со Стюартом Прайсом. Говорят, что перед тем, как утвердить окончательную аранжировку, Стюарт включал разные демо-версии композиции без слов в клубах и следил за реакцией танцующих. Что касается текста, то он вышел ещё более бесхитростным, чем в «Gimme» ABBA.
Автор перевода — Фидан:
https://lyrsense.com/madonna/hung_up_c
...Телефон звенит, звенит, звенит
Свет включен, но никого нет дома
Тик-тик-так, сейчас без 15-ти 2
И с меня хватит!
Я устала ждать тебя
Я не могу продолжать ждать тебя
Я знаю, что ты все еще колеблешься
Не плачь по мне
Потому что я нашла свой путь
Ты однажды проснешься,
Но будет слишком поздно.
Изначально «Hung Up» планировалась для мюзикла, над которым Мадонна работала с режиссёром Люком Бессоном. Мюзикла не вышло, зато певица озвучила мультфильм Бессона про Артура и минипутов, а режиссёр алаверды снял ей клип на отличную песню 2003 года «Love Profusion» (которую, по-моему, никто кроме меня не отметил).
Хотя в США «Hung Up» заняла только 7-е место, его продажи (в том числе и по Интернету) составили почти 9 млн. копий. Кроме того это был 36-й сингл в карьере Мадонны, попавший в американский ТОП-10. И теперь она могла гордиться тем, что достигла того же результата, что и Элвис Пресли.
Автор: Сергей Курий
См. также:
- Кто такая «танцующая королева» из песни ABBA?