История русских дворянских родов центральной части России, известных своей разветвлённостью и хитросплетениями, порой преподносит интересные сюрпризы.
Южный Урал сыграл немаловажную роль в становлении промышленности в России. Но его история, в отличие от Москвы и Санкт-Петербург, бедна памятниками усадебного искусства. Тем удивительнее, что племянники владельцев заводов и обеих усадеб Челябинской области были связаны узами брака.
Итак, последним владельцем Катав-Ивановской усадьбы был князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский. Его родная племянница, Елена Петровна Трубецкая,
была дочерью его сестры княжны Елизаветы
и князя Трубецкого Петра Никитича
(племянника декабриста и двоюродной сестры князя Белосельского-Белозерского Эспера Александровича, т. е. они были троюродные брат и сестра) действительного статского советника, санкт-петербургского уездного предводителя дворянства. Для справки: уездный предводитель дворянства был вторым человеком после губернатора. Выбирался уездным дворянским собранием и утверждался губернатором, но не состоял под его подчинением. Был призван к заведыванию внутренними делами дворянского общества и по делам своего уезда действовал самостоятельно. Являлся важным органом общей администрации. В случае болезни или отсутствия губернского предводителя привлекался уездный предводитель и относился непосредственно к губернатору и министерству внутренних дел. Таким образом, Трубецкая Елена Петровна была дочерью не последнего человека в городе и завидной невестой.
Её мужем стал Павел Павлович Демидов, единственный наследник демидовских миллионов и титула князя Сан-Донато, перешедшего к нему от его дяди Анатоля Демидова.
Павел Павлович был внучатым племянником Павла Григорьевича Демидова,
последнего владельца кыштымского имения «Белый дом» из рода Демидовых, проданного им в 1809 году.
Брак был выгодным для обеих сторон. Но вряд ли он был счастливым. Елена Петровна Трубецкая была преданна своей семье, любила мужа и детей. А вот Павел Павлович Демидов женился на ней, поддавшись уговорам. Он тяжело переживал смерть своей первой горячо любимой супруги Марии Элимовны Мещерской. И в парковом павильоне своего родового имения Сан-Донато в Италии Павел Павлович долго сохранял комнату с её вещами и часто бывал там, предаваясь печальным воспоминаниям. Елену Трубецкую эта ситуация не устраивала, и она вынудила Демидова продать эту усадьбу.
Если Вам понравился материал, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал.
Начало читайте: