Найти тему
Уходящая натура

Женщины в истории семьи последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского

Усадьба Белосельских-Белозерских. г. Катав-Ивановск Челябинской обл. Фото предоставлено музеем Катав-Ивановска.
Усадьба Белосельских-Белозерских. г. Катав-Ивановск Челябинской обл. Фото предоставлено музеем Катав-Ивановска.

«Дворяне все родня друг другу…»

А. Блок

Судьбу семьи, как и судьбу страны, складывают люди. И от того, какой вклад внесёт каждый человек в судьбу своей семьи, и будет зависеть судьба страны.

Женщины в России всегда играли не последнюю роль в истории Отечества. Вот и в жизни семьи последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы князя Белосельского-Белозерского Константина Эсперовича женщины внесли бо́льший вклад в историю страны, чем сам князь.

И. А. Всеволожский. Карикатура на князя Белосельского-Белозерского Константина Эсперовича (1843-1920).1902. Из альбома графа М.Н. Граббе. ГИМ
И. А. Всеволожский. Карикатура на князя Белосельского-Белозерского Константина Эсперовича (1843-1920).1902. Из альбома графа М.Н. Граббе. ГИМ

Константин Эсперович не был удачливым предпринимателем и всю жизнь провёл за границей, мало интересуясь делами завода, и не занимался его реконструкцией, что в конечном итоге привело к разорению некогда богатых предприятий. И в истории Отечества он не оставил сколько-нибудь заметного следа. Дочь последнего владельца и супругу генерал-лейтенанта князя Владимира Николаевича Орлова, Ольгу Константиновну Орлову, мы знаем благодаря нескольким портретам, написанными художниками В. Серовым, Л. Бакст и С. Сориным. Наиболее известен портрет работы Валентина Серова 1911 года. Княгиня Орлова слыла самой модной и элегантной женщиной в Санкт-Петербурге, тратя огромные средства на роскошные туалеты. Желая увековечить себя, Орлова заказала свой портрет Серову, «модному» тогда портретисту. Работа длилась долго, но портрет не понравился заказчице и разочаровал её поклонников. Княгиня преподнесла его в дар музею Александра III (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) с условием, чтобы он не экспонировался в одном зале с нашумевшим тогда портретом Иды Рубинштейн. Благодаря этому дару имя Орловой не затерялось в лабиринтах истории.

Другая женщина из семьи последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы – его тётка, сводная сестра его отца Эспера Александровича от первого брака его деда Белосельского-Белозерского Александра Михайловича с Татищевой Варварой Яковлевной, Зинаида Волконская (урождённая Белосельская-Белозерская).

П. Бенвенути. Портрет Зинаиды Волконской. Музей искусств Джорджии, США.
П. Бенвенути. Портрет Зинаиды Волконской. Музей искусств Джорджии, США.

Зинаида Волконская была хозяйкой популярного московского музыкально-литературного салона первой половины XIX века, оставившего особый след в истории русской культуры. Салон Волконской посещали творческие люди и выпускники Московского Университета: П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, Денис Давыдов, А. И. Тургенев, Ф. И. Тютчев, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг и другие. Бывал в доме Зинаиды Волконской и А. С. Пушкин. В салоне устраивались пения, концерты, представления итальянских опер. Пела и сама хозяйка салона. В московский салон Зинаиды Волконской стекались все сведения о декабрьском восстании 1825 года.

Брат мужа Зинаиды Волконской был декабристом, и его жена, отправляясь за мужем в ссылку, останавливалась в доме Зинаиды Волконской. В числе декабристов был и Сергей Трубецкой. Его жена, Екатерина Ивановна Трубецкая, – ещё одна женщина из семьи Белосельского-Белозерского. Она стала первой женщиной, последовавшей за мужем в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая (урождённая Лаваль) приходилась двоюродной тёткой по материнской линии князю Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому, последнему владельцу Катав-Ивановского имения.

Екатерина Ивановна Трубецкая. Иркутский Областной Историко-Мемориальный Музей Декабристов.
Екатерина Ивановна Трубецкая. Иркутский Областной Историко-Мемориальный Музей Декабристов.

Московский салон Зинаиды Волконской располагался в доме её мачехи на Тверской улице, в котором с 1898 года размещается знаменитый Елисеевский магазин.

М. Ф. Казаков. Дом вдовы статской советницы Екатерины Ивановны Козицкой. 1790-е. современный адрес: Москва, Тверская, 14.
М. Ф. Казаков. Дом вдовы статской советницы Екатерины Ивановны Козицкой. 1790-е. современный адрес: Москва, Тверская, 14.

Одна из торцевых стен особняка выходит на Козицкий переулок, названный так в честь Екатерины Ивановны Козицкой (урождённой Мясниковой) для которой и был перестроен дом архитектором М. Ф. Казаковым в 1790-е годы. Екатерина Ивановна Козицкая – ещё одна женщина семьи Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, которая таким образом оставила о себе память в истории. Она была прабабушкой последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы.

Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е. И. Козицкой?). ЧС
Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е. И. Козицкой?). ЧС

Упомянем ещё о двух женщинах семьи последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы.

Первая – это Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская, урождённая Козицкая, бабушка последнего владельца Катав-Ивановской усадьбы.

Э. Виже-Лебрен. Портрет княгини Белозерской.  Национальный музей женского искусства, Вашингтон.
Э. Виже-Лебрен. Портрет княгини Белозерской. Национальный музей женского искусства, Вашингтон.

Вместе со старшей сестрой Александрой она была наследницей своего деда, богатейшего купца-горнопромышленника Ивана Мясникова. Брак с дипломатом князем А. М. Белосельским-Белозерским принёс Анне положение в обществе, а ему помог поправить его пошатнувшиеся финансовые дела. В свете её не любили, а спесивые родственники князя видели в этом союзе мезальянс. Тем не менее в истории княгиня останется как заказчица строительства и владелица дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста. В своем роскошном дворце Анна Григорьевна устраивала балы и приёмы, которые считались одними из первых по роскоши и богатству, а по великолепию их сравнивали с императорскими в Зимнем дворце. Анна Григорьевна умела хорошо вести дела и сумела превратить заброшенный Крестовский остров в модное дачное место. Впоследствии её внук провернёт аферу с этим островом.

Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. 1850-е годы. И. И. Шарлемань. Современный адрес: СПб, Невский пр., 41.
Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. 1850-е годы. И. И. Шарлемань. Современный адрес: СПб, Невский пр., 41.
Э. Виже-Лебрен. Графиня Александра Григорьевна Лаваль, урождённая Козицкая (1772-1850). 1795-1797. ЧС
Э. Виже-Лебрен. Графиня Александра Григорьевна Лаваль, урождённая Козицкая (1772-1850). 1795-1797. ЧС

Вторая женщина – Александра Григорьевна Козицкая, в замужестве Лаваль, старшая сестра Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской и мать Екатерины Ивановны Трубецкой, упомянутой выше, первой женщины, последовавшей за мужем в ссылку в Сибирь. Она так же являлась хозяйкой блестящего литературного и музыкального салона в Петербурге, на Английской набережной, в котором собирались ярчайшие представители литературы и ценители искусства: те же А. С. Пушкин, А. И. Тургенев и П. А. Вяземский, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, и многие другие. Среди гостей Александры Лаваль бывал и император Александр I. События на Сенатской площади и последовавший за этим обыск в доме Лаваль. Она приходилась двоюродной бабушкой Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому.

Если Вам понравилась моя статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал.

Об усадьбе Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске: