Под стрессом мы подразумеваем разные неприятности, которые происходят с ребёнком. Это могут быть плохие оценки, неудачи, повышенная нагрузка и тому подобные проблемы. И здесь учителю важно обратить внимание на два момента: первый – как понять, что что-то идёт не так; второй – каким образом поддерживать. Педагоги-психологи школы «Летово» Валерия Владимировна Горшенева и Евгений Михайлович Рожков напоминают базовые тезисы.
Красные флажки
Это то, что не было свойственно ребенку ранее. Если педагог их замечает, следует бить тревогу.
- рассеянность;
- перевозбуждение или заторможенность;
- интонация/выражение лица – бегающий взгляд, избегание прямого зрительного контакта;
- фразы-катастрофы («Все плохо!», «Это кошмар!»);
- заметная нервозность;
- повышенная вербальная активность или замедление темпа речи;
- частые сомнения, озвучиваемые подростком;
- повышение общего напряжения и трудности с сосредоточением внимания.
Три типа поддержки
Эмоциональная
Про чувства и эмоции, поддерживающий располагает к душевной беседе и дает человеку возможность выговориться, прожить свои чувства. Это актуально в ситуации, когда ребёнок, например, говорит: «Как меня всё достало!» или «Меня все бесят».
Цель этого вида поддержки: помочь человеку успокоиться.
Интеллектуальная
Поиск вариантов решения проблемы, построение плана, анализ, приглашение к мозговому штурму. Это актуально в ситуации, когда ребёнок, например, получил двойку за контрольную, и вы вместе думаете, как это исправить, то есть как пройти из точки А в точку Б.
Цель этого вида поддержки: помочь найти оптимальный способ решения проблемы.
Действием
Конкретные советы и готовые решения, призывы к действию для изменения проблемной ситуации. Это актуально в ситуации, когда ребёнок, например, потерял школьный бейдж. Будет достаточно сказать: «Сходи на ресепшн, там тебе выдадут новый».
Цель этого вида поддержки: решить проблему как можно быстрее.
Кейс
Перед уроком вы видите возле вашего кабинета плачущего ученика, с которым у вас через 5 минут занятие в группе. Как вы будете действовать? Подумайте и предложите решение ситуации, исходя из перечисленных выше способов поддержки.
«В данной ситуации у вас, как у учителя, есть несколько вариантов. Вы можете пройти мимо, передать ребёнка психологу или наставнику (классному руководителю) или оказать поддержку самостоятельно. И здесь кажется важным выбрать: какая поддержка ближе к решению? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то самый простой вариант, это спросить ребёнка. Например: "Маша, я вижу, что с тобой что-то происходит. Как я могу тебе помочь?". Говорить в данной ситуации: "Не плачь! Всё будет хорошо" – скорее всего, окажется неэффективным. Во-первых, эта фраза не сработает в полной мере. Во-вторых, иногда, наоборот, бывает полезно поплакать, поскольку слезы снимают напряжение. И хорошо это делать в более безопасном месте. Правда, в этом контексте мы не рассматриваем ситуации, когда слезы становятся очень частыми и вызываются даже незначительными причинами», – говорят психологи.
Литература по теме:
- Реджин Галанти «Ты сильнее тревоги! Твой полный гид по борьбе с волнением и стрессом»,
- Редакторы журнала Breathe «Дыши. Как стать спокойнее»,
- Джина Бигель «Ключ к себе. Справляемся со стрессом».
Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ускоренное поступление в «Летово» для олимпиадников