Найти в Дзене
Flowwow для бизнеса

Как уволиться из найма и открыть свой бизнес с нуля

Оглавление

Чаще всего, когда люди задумываются о собственном бизнесе, они к этому долго готовятся, взвешивают варианты и сомневаются. Обычно — но не всегда. Основательница магазина «Про Цветы» на Flowwow прошла этот путь буквально за две недели. Ирина делится своей историей — как из HR-специалиста она за полмесяца стала владелицей флористической студии и ловко справляется со всем в одиночку и без опыта.

Как мечта стала целью

Я всегда работала в найме. Сначала 5 лет в колл-центре сотового оператора, потом стала HR-специалистом — занималась подбором персонала, обучением, проведением тренингов. Но всю жизнь мечтала совсем о другом: мне хотелось иметь свой магазин, в который приходили бы покупатели и я бы помогала им выбрать или составить букет. И они уходили бы из магазина с положительными эмоциями, ведь цветы ассоциируются в первую очередь с радостью и приятными жизненными событиями.

И вот в июле 2023 года я написала в тетради целей — «открыть свой магазин цветов». Правда срок обозначила себе до 2025 года. Но как гласит восточная мудрость — будьте осторожнее в своих желаниях: они сбываются. И всего через две недели мне поступило предложение купить цветочный магазин, а уже 1 августа я встала за прилавок — как флорист, как собственник, как единственный сотрудник, совершенно не имея опыта ни в бизнесе, ни во флористике.

Если честно, шагать в одиночку в абсолютно новую и незнакомую область было страшно. Но у меня не было других вариантов: мечта в какой-то момент превратилась в цель, и дело осталось за малым — достичь ее. Я вообще люблю трудности и препятствия — они заставляют мозг работать, искать выходы, решать проблемы.

Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть

От прежнего владельца мне досталось, по сути, только оборудование, помещение, заброшенная группа в социальной сети и пара контактов поставщиков. Еще мне помогли провести первую закупку цветов, но на этом все: буквально через несколько дней после сделки бывшая владелица уехала из города и перестала выходить на связь.

Знакомых в сфере флористики у меня не было, поэтому я делала то же самое, что и всегда — сама искала информацию, учила названия ранее неизвестных для меня цветов, ходила по студиям в городе, смотрела их ассортимент, расположение цветов на витрине, изучала ценовую политику. Также я смотрела видеоролики, читала статьи и практиковалась в составлении букетов — за весь период работы моего магазина у меня было только 3 выходных дня.

На этом пути мне очень помог мой прошлый опыт работы: благодаря тому, что как HR я напрямую взаимодействовала с владельцами бизнеса, я смогла многому у них научиться. У меня есть план продаж, показатели, которые я отслеживаю (средний чек, источники лидов (клиентов), количество доставок, проданные позиции), списания.

А работа в колл-центре и опыт в качестве бизнес-тренера по продажам научил меня грамотно выстраивать диалог с клиентом, выявлять потребности, предлагать варианты и самое главное — успешно решать конфликтные и спорные ситуации. Клиенту, конечно, важен продукт, но еще важнее сервис. Я делаю ставку именно на сервис: покупатели часто хвалят пунктуальность, грамотность речи, оперативно решенный вопрос.

Дальнейшее развитие: выход в онлайн

Когда я уже открыла свой магазин и начала мониторить информацию об онлайн-продажах, я наткнулась на знакомое название. Я была клиентом Flowwow: когда еще работала HR, надо было заказать букет с доставкой для коллеги из другого города — Flowwow очень выручили. И тут появился повод продолжить знакомство с платформой, но уже как продавец. Я быстро прошла регистрацию, самостоятельно разобралась в нюансах работы и запустила на площадке свой магазин. Очень радовалась первому заказу — как сейчас помню, клиент купил 11 красных роз.

Когда только открываешь бизнес, к сожалению, на рекламный бюджет как правило средств или нет, или их очень мало. А Flowwow сам активно рекламируется, сам привлекает клиентов. Мне остается только качественно выполнить заказ. Я не трачу деньги на рекламу, на маркетологов, на согласование рекламных кампаний — по сути, за меня это уже сделала площадка. Классно же. Плюс, когда заходишь на площадку, можно взять товары в аренду: меня это очень выручило, поскольку я не тратила время на фото, описание, публикацию. Очень люблю эту опцию и до сих пор ей пользуюсь.

Успехи и провалы

Самый запоминающийся провал лично для меня был, когда мужчина заказал для своей жены букет роз, а цветы завяли через пару дней. Мне написал об этом заказчик, даже отправил фото. Я дала еще раз рекомендации, что надо сделать и чего не надо делать. Он дал мой номер своей супруге, она мне позвонила и очень громко кричала и оскорбляла. Но тут меня снова выручил мой опыт работы с конфликтными клиентами: я выслушала женщину и сообщила, что компенсирую половину стоимости цветов. Она согласилась.

Я была очень расстроена, но спустя пару часов уже приехала к ней домой с коробкой конфет и 25 тюльпанами. Она невероятно растрогалась и в ответ даже сделала мне приятные подарки, а через пару часов после моего визита написала сообщение, поблагодарила за клиенориентированность и сказала, что так решить ситуацию может только очень добрый человек. Я осталась очень довольна результатом, хотя это и был провал (ранее у меня не случалось конфликтов с клиентами).

А самый большой успех пока — это День матери. Это был первый большой праздник для моего магазина, и мы отработали его вдвоем с мамой. Я принимала заказы, делала букеты и занималась доставкой. Мама работала в магазине, пока я ездила по клиентам. Все заказы прибыли клиентам вовремя, мы ничего не забыли, не перепутали. Было сложно, но мы сработали четко: пройти такой масштабный праздник без ошибок и накладок — я считаю, это успех.

Еще из достижений — отметка «Хорошее место»: я очень старалась для того, чтобы ее получить, создала продукт, который, можно сказать, вошел в моду среди моих клиентов: гипсофила в крафтовом стаканчике (никто из моих конкурентов не предлагал ранее такой товар). А еще январь, который обычно считается «мертвым» месяцем по продажам, так как все отдыхают после встречи Нового года, у меня был очень активным. Удалось не просто выполнить, а перевыполнить план – сделать 106% от намеченных показателей.

Как держать все под контролем и не сойти с ума

У меня настроен отчет в Excel — достаточно подставить данные, и система сама все посчитает. Так же есть CRM для ведения базы клиентов. Сейчас я работаю с одним поставщиком, закупаю цветы напрямую — соответственно, точно знаю, когда ко мне приедут цветы (раньше закупки были хаотичные).

У меня большой выбор горшечных растений: расширять ассортимент, ухаживать за цветами, рассаживать их мне помогает мама. Она специалист с профильным образованием и с огромной любовью к таким растениям. Поэтому мне и моим клиентам повезло. Кстати, еще у нас есть услуга «пересадка растений» — пользуется популярностью среди клиентов. Кажется, раньше никто такого не предлагал.

Еще отлично помогает в работе планирование — этому меня научил один из моих руководителей. Если у тебя четко в планере прописано, когда надо написать пост, или когда принимать доставку, или перебирать витрину — это очень экономит время. Моя рекомендация всем предпринимателям — прописывайте план задач. Это поможет правильно организовать свое время, ничего не забыть и все успеть сделать.

Надеемся, история Ирины вдохновит и вас: превращайте мечты в планы и реализовывайте их вместе с Flowwow. Скачивайте приложение по ссылке, регистрируйтесь, загружайте бесплатно неограниченное количество товаров и развивайте бизнес по любви!