Найти в Дзене
Диалектика Души

ДЕТИ-ПОДРОСТКИ: КАК НЕ УПУСТИТЬ СИГНАЛЫ «SOS»? РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Designed by FreePik
Designed by FreePik

«Я» подростка еще не сформировано, даже если вам кажутся достаточно зрелыми высказывания и поступки вашего ребенка. Эта обманчивая самостоятельность часто вводит в заблуждение родителей: либо в сторону отчужденного потакания очевидно необдуманным поступкам «пусть делает как хочет, разберется», либо в сторону яростной борьбы с робкой попыткой ребенка самовыразиться «да ты кто такой, чтобы со старшими спорить?».

Не нужно быть профессиональным менталистом, чтобы вдуматься в суть происходящего с позиции собственного опыта, а самое главное – эмпатического вовлечения в жизнь своего ребенка-подростка: его или её «Я» все еще отражает проблемы сепарации-индивидуации от семьи, к ним прибавляются аутоидентификационные проблемы, сдобренные гормональной перестройкой, социальной адаптацией и инициацией наиболее тревожной системы – половой конкурентной среды. Повторюсь, и буду настаивать на центральном отличие от дистрессовых периодов, которые случаются во взрослой жизни: всё это происходит с подростком, у которого еще нет достаточно надежно сформированного «Я».

Всё слишком остро, слишком глубоко и больно ранит.

Это такой дом, у которого еще нет фундамента («Я») – ураган сломает конструкцию. Тогда как «взрослый дом» с прочным фундаментом «Я» устоит, даже если что-то в его надстройке будет повреждено.

Простая иллюстрация из практики психотерапевта:

· Взрослый пациент (22+) на сессии анализирует себя, свой опыт, свою проекцию семьи и окружения. Собственные ожидания от себя, либо ранние установки опорных объектов (родителей или их заместителей).

· Подросток приносит на сессию не столько себя, сколько персональное самоощущение в аспекте своей семьи, своего круга общения и своих идеалов (кумиры, социокультурные ориентиры, лидеры локальных сообществ). Ожидания значимых других от себя и конфликт этих ожиданий с формирующейся внутренней реальностью.

Поясню, что для психоанализа возрастная градация несколько иная, чем социальная и даже психиатрическая, это связано с ассоциированностью периодов с фазами психосексуального развития. О них чуть подробнее поговорим в других темах, а пока условимся, что в психоаналитической психотерапии «подросток» - это продолжительный период с 12 до 22 лет.

В некоторых психотерапевтических модальностях верхняя граница подросткового возраста – 25 лет. Но, да простят меня коллеги, лично я всё же считаю, что старше 22 года – это уже полноценно взрослый человек.

Итак, перед нами хрупкая структура подросткового пациента, она совершенно уникальна тем, что сочетает в себе признаки ВСЕХ трёх типов психической организации: невротическая, пограничная, психотическая.

Это можно охарактеризовать как «полиядерная» структура личности. И пусть вас не смущает погружение в эту профессиональную терминологию, потому что она необходима нам для дальнейшего понимания того, почему подростки – особенные люди, которые требуют особенного отношения во взаимодействии и работе с ними. А еще для того, чтобы постулировать очень важный тезис: всё, чем будет сдобрено это взаимодействие, будет впитано и направлено на усиление соответствующего ядра.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ (И К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ):

1.Особенности пищевого поведения:

Невероятно актуальная тема, которую мы обязательно обсудим отдельно в статье про расстройства пищевого поведения. Пока что ограничимся такими «маячками» как: ребенок стал резко избирателен в продуктах, появилось сверхценное отношение к своему образу тела.

Это нормально хотеть быть привлекательной девушкой и уделять внимание внешности, но не нормально, если это сопровождается чрезмерной ранимостью, дисморфофобией или если пресловутый «образ тела» подростка уже не соответствует критериям здоровья.

Что уж говорить о том, если вы подозреваете, что сын или дочь прибегает к опасным методам поддержания фигуры, таким как принудительное опорожнение желудка после еды, изнурительная физическая активность (не спорт и здоровые увлечения, а именно истощающие нагрузки), прием таблеток и средств для похудения.

Компульсивное переедание сюда же: преддиабетный ребенок, который вслед за пачкой чипсов и колой хватает сочный бургер, картошку, все найденные снэки из ящика на кухне и раздраженно огрызается: «мне нормально и так, понятно?!»

Особенности пищевого поведения у подростков мужского пола еще более яркий симптом.

  • Куда обращаться? Если здоровью и жизни подростка ничто не угрожает, и вы решили совместно исследовать возможную проблему, то вполне можно обратиться к психологу или психотерапевту. Порой специалисты сразу оценивают, что вероятный диагноз требует врачебной помощи, медикаментозного ведения, иногда госпитализации, тогда будет рекомендовано обращение к врачу-психиатру.

Если же угроза здоровью и жизни есть, то следует обратиться к врачу-психиатру, ну, а если жизненные показатели под угрозой – в обычную скорую помощь для стабилизации состояния (далее пациента переведут в клинику РПП для оказания психиатрической, психотерапевтической помощи)

2. Замкнутость, изолированность от общения со сверстниками

Допустим, дочь или сын-подросток не организовывает близкой дружбы, у него нет какого-то круга общения, приятелей и знакомых по интересам. Домашний, немногословный, прозрачный, вечно за закрытой дверью своей комнаты, ко всему безразличный. Часто – в компьютере или планшете.

«Они все сейчас такие», - говорят родители и ошибаются. Это не так.

Несмотря на то, что дети рано получают в распоряжение виртуальные девайсы и погружаются в глобальную сеть, большинство из них сохраняет способность к переключению на реальное общение.

Это не сравнить с социальной активностью типичного советского пионера, но тем не менее даже весьма компьютеризованные подростки продолжают знакомиться, дружить, тяготеть к каким-то группам по интересам. Если этого не происходит, если социум полностью теряет значение для подростка, значит, что-то не так.

В моей практике в разное время с аналогичными (на первый взгляд) проявлениями находились совершенно разные пациенты: с определенными аутистическими расстройствами, с шизофренией, совершенно психически здоровая девушка, которая не могла признаться родителям в том, что стала жертвой травли, приведшей к подобной замкнутости вплоть до перехода на домашнее обучение.

Понимаете, какая вариативность? И если вы на это возразите «ой, да, может просто равнодушен подросток к друзьям, ему всё скучно и неинтересно. Пассивный он у нас по характеру», то я вам отвечу: апато-абулический синдромэто не норма, обратного развития сам по себе он не имеет.

Дети и подростки могут быть более или менее активными, разными по характеру и предпочтениям, но они совершенно точно должны быть живыми, любознательными, эмоционально подвижными, испытывающими интерес и потребность в общении, впечатлениях.

Если этого нет – значит, что-то не так и надо разбираться в причинах.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту.

3. Явная диспропорция эмоционального реагирования

Вы всего лишь доброжелательно спросили о том, почему ребенок больше не хочет ходить в секцию дзюдо, а это вызвало гнев и слезы. В семье случилось горе или потеря, на которую подросток среагировал необычайно отчужденно, безэмоционально.

Как всегда, объяснений этому может быть очень много, и далеко не все из них патопсихологические. Но за этими непропорциональными или парадоксальными реакциями совершенно точно стоит какая-то особенная причина.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту.

4. Резкое и продолжительное падение успеваемости

С одной стороны, легко представить себе ситуацию «был(а) отличником, а потом старшая школа – компании, влюбленность, все мысли о том, что после уроков, а не во время них». С другой стороны, оценки и школьное ранжирование – социокультурная система. Если она внезапно пошатнулась, то есть повод хотя бы попробовать выяснить вместе со специалистом, органичная ли на то причина или произошло нечто, о чем подросток не рассказывает родителям.

К сожалению, нередко в практике психиатров, психотерапевтов и клинических психологов подобные случаи демонстрируют не временную реактивную природу (как «ответная реакция на…» в моем примере выше – на влюбленность и новую компанию), а эндогенный когнитивный спад, в результате которого снижается способность к обучению, восприятию и концентрации. Это не решается отцовским ремнем или материнским «будешь дворником работать, если учебу запустишь».

Подросток и сам напуган и глубоко подавлен, ему нужна помощь.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту.

5. Ритуалы, навязчивые действия и мысли

Любые ритуалы и навязчивые мысли связаны с повышенным уровнем тревожности, природу которой может быть сложно определить даже самому подростку. Степень мощности такой тревоги может быть от легкой встревоженности до тяжелой ажитации, тревожных раптусов и ступоров. С тревожными расстройствами плохо то, что они имеют тенденцию накапливать свой потенциал и очень сильно истощать нервную систему.

Клинический случай: В моей практике 17-летний юноша, готовившейся к сдаче экзаменов в институт, за полгода до этого начал испытывать проблемы с выходом из дома по причине перепроверок электрических предметов и розеток. После того как несколько занятий с репетиторами не состоялись из-за его многократных возвращений с полпути обратно домой с целью повторных проверок того, всё ли он отключил, было решено проконсультироваться со специалистом.

На диагностических интервью никакой связи с этими навязчивыми мыслями об электричестве он не усматривал. Мы работали в аналитическом ключе, добравшись до скрытой логики происходящего: была бессознательная связь между возникновением пожара (в пожаре из-за неисправной проводки на даче погиб его дедушка, уважаемый кардиохирург) и тем, что он также поступал в медицинский университет.

Конечно, бессознательная связь была не в том, что он уделял внимание электробезопасности после такой трагедии в семье. Но в том, что путем идентификационных механизмов, что он «идет по стопам великого, ныне покойного, дедушки», и на нем ответственность не опозориться, уровень тревожности возрос до запредельного. Волноваться перед экзаменами – это абсолютная норма. Беречь квартиру – тоже.

А вот срывать подготовку к экзаменам из-за навязчивых мыслей и действий – нет. Это пример тревожного расстройства в контексте трансгенерационной психологии, очень успешно поддавшийся психотерапии даже без медикаментозного сопровождения. Разумеется, это не универсальная формула, а конкретный пример, в котором психотерапия оказалась достаточной формой воздействия.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту, иногда симптом организовывается в составе более серьезной патологии, тогда специалист будет рекомендовать обращение к врачу-психиатру.

6. Изменение режима сна и бодрствования

Тут, наверное, всё понятно без долгих пояснений. Речь не о том, что на каникулах ваш сын или дочь позднее ложится и потом с удовольствием отсыпается утром. Или что подработка в виде переводов на дому потребовала от неё\него временно жертвовать длительностью ночного сна. Но о том, когда происходят продолжительные сдвиги циркадных ритмов и, соответственно, режима сна и бодрствования.

Например, эти изменения типичны для различных форм аффективных расстройств как монополярных (депрессии или мании, что-то одно без смены фазы), так и биполярных.

В любом случае, это вредно для организма и наверняка вредит рутинным дневным процессам бытового, образовательного, социального характера.

Обратите особое внимание, если речь идет серьезных нарушениях режима в ранне-подростковом возрасте 12-16 лет.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту. Если наблюдается клиника маниакального состояния – к врачу-психиатру.

7. Подавленное, угнетенное состояние

Даже те из вас, кто совсем не знаком с психологией, скорее всего заподозрят в подавленном, угнетенном, печальном состоянии подростка признаки того, что внутри него циркулируют какие-то мучительные, опустошающие и доставляющие много боли мысли. Оттого он отрешен, как будто выключен из жизни, словно энергии хватает только на поддержание базовых жизненных функций, но уже не остается на другое настроение.

Возможно, что-то случилось, ваш ребенок замкнулся в чувстве вины, стыда, тяжелого разочарования, какой-то мучительной потери. Это может быть последствием травмы, тяжелого стресса, симптомом разворачивания депрессивного эпизода и т.д.

Не проходите мимо затаенной в подростке тяжести, не давите на него требованиями «прекратить ходить с кислым видом», предложите ему помощь и участие. Ваш ребенок сжался, потому что он страдает и ему страшно, не оставляйте его одного в этом несчастье.

  • Куда обращаться? Можно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту.

8. Жестокое обращение с меньшими (это могут быть животные или младшие дети)

Стоит оговориться, что сиблинговые (братско-сестринские) конфликты могут быть естественной частью конкуренции за внимание родителей. Иногда сами мы, родители, склонны невольно утрировать то, что старший ребенок в чем-то обижает младшего, подпитывая тем самым стратегию ябедничества последнего и усиливая обиду за несправедливость у старшего.

Но бывают и другие случаи, когда подросток садирующе жесток с младшими детьми или домашними животными, часто это приобретает девиантно-сексуальную форму, что чревато тяжелыми психотравмами для жертв такого воздействия. Нужно понять природу этого поведения, исключить психопатологические процессы, которые могут быть достаточно брутальными.

  • Куда обращаться? Со своей стороны, я бы рекомендовала с подобными проявлениями обращаться сначала к врачу-психиатру для всеобъемлющей психодиагностики и проведения инструментальных исследований в случае необходимости.

9. Самоповреждающее поведение и\или суицидальные мысли:

С высокой долей вероятности вы не сможете сами дифференцировать причины и степень серьезности подобных проявлений. Да и стоит ли делать это самостоятельно, если оба явления угрожают здоровью и благополучию вашего ребенка?

Очень часто самоповреждающее поведение – это тоже способ совладания с тревогой. Для аналитической психотерапии в этой области очень большое пространство исследования: порезы и травматическое расчесывание конечностей могут быть борьбой с депрессией (!) и попыткой «почувствовать себя живым через боль», могут быть свидетельством аварии сепарационного процесса, потому что кожа – это прослойка между «Я» (мое тело) и «не-Я» (окружающий мир), расцарапывая эту границу, получается ощутить ее наличие. Я могу продолжать этот список вариантов, возможно, он требует отдельного рассмотрения в другом материале.

Суицидальные высказывания – это часто шантаж, но готовы ли вы проверять его истинные мотивы? И снова обращусь к своей области науки: суицид – это символическая попытка «контролировать свою жизнь». Да, до такой чудовищной степени. Но не исключены и другие причины: влияние групп и сообществ, невыносимый для подростка травматический опыт, тяжелые эндогенные депрессии, галлюцинаторные факторы (голоса, последствия приема психотропных веществ) и так далее.

  • Куда обращаться? Самоповреждающее поведение вполне в компетенции психолога, психотерапевта.

Озвученные суицидальные намерения – врача-психиатра.

Предпринятая попытка суицида – вызов скорой психиатрической помощи.

Главная рекомендация всем родителям: дружите со своими детьми. Именно дружите, не ограничивайтесь понятием «любить своего ребенка», потому что это очень волатильная формула. Проявления любви зависят во многом от того, в каком состоянии мы находимся в текущий момент времени, есть ли у нас самих ресурс. Дружба – это нечто совершенно другое, как среда обитания, в которой у всех участников могут быть разные настроения, проявления, даже взгляды и те разные, но есть доверие и осознание, что «ты никогда не будешь один».

Когда мы любим, мы боимся разрушить другого своей неудобной правдой, своей слабостью или тем, что мы носим в себе вину, стыд, страдания. Именно из любви к нам и страха за нас порой наши дети скрывают то, что делает их несчастливыми.

Поверьте клиницисту, нет более гибкой и восприимчивой структуры, чем подростковая психика. Даже если говорить о патопсихологических процессах, они тем обратимее и податливее, чем раньше начинается терапия.

Помните, мы начали с того, что подросток – полиядерный психический организм? Это природа специально так устроила, чтобы всё еще можно было изменить, чтобы эволюционный механизм путем борьбы, преодоления и развития сформировал сильную личность, способную понимать себя и других, стремиться и любить жизнь.

Эмпатически Ваша,

Диана Владимировна Дудина

Психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, нейропсихолог