То, что запоминаем, как я писал в предыдущем посте, может иметь или не иметь смысла – мыслей, содержания, значения, данных.
Например, запоминаем текст. Текст содержит новую информацию, имеющую смысл. Его можно включить в систему своих знаний, определить связи, которые и будут закреплять новое в памяти, увязывая со старым, уже известным.
Связи различные в зависимости от того, что именно запоминаем:
1. Понятийные: понятия, их содержание, отношение понятий.
2. Иерархии: виды, классы, система, под, над, со, не, анти система.
3. Функционально-процессные: выполняемая функция, место и роль ее в процессе.
4. Логические, например, причинно-следственные.
5. Эволюционные: «предки», эволюционные изменения, вероятные «потомки»; стадия жизненного цикла.
6. Исходящие из каких-то законов, зависимостей, принципов, например, возникновение какого-то явления в определенных условиях, изменение его по определенному принципу.
Такое запоминание – это, по факту, сознательные размышления, понимание, поиск этих связей с последующим их закреплением через повторение, припоминание, использование. То есть – это обучение и исследование в сочетании с повторением и припоминанием.
Информация без смысла (назову ее «бессмыслица»): названия чего-либо, какие-то цифры, аббревиатуры, иностранные слова, термины… Для ее связывания нужны ассоциации, визуализация, воображение и фантазия.
Например, запоминаем иностранное слово. Конечно же, новое иностранное слово имеет значение, но нам, во-первых, нужно запомнить его звучание. Для этого его ассоциируем по звучанию с каким-то русским словом: wall (стена) ↔ вол; home (дом) ↔ холм; assert (утверждать) ↔ десерт (рифма, как мы видим, в помощь). А дальше – повторение и запоминание.
Во-вторых, нужно связать запоминаемое слово (термин) с его переводом (значением). Здесь творчески используем воображение, визуализацию, сочиняем предложения, стихи, скетчи: вол крушит стену; холм за домом; десерт утвердили в меню. Желательно, чтобы был нужный порядок слов: вол (звуковая ассоциация на русском) крушит стену (перевод с английского на русский). Или, например, татарское слово «укы» (читать). Очень удачная звуковая ассоциация на русском – «буквы»: буквы читать. Здесь и смысл проглядывается.
И, затем, опять же, повторяем и припоминаем.
В общем, запоминание бессмыслиц – это творческий процесс. В нем может быть полезно:
1. Игра, например, вдвоем на лучшую придумку. Хорошо для экстравертов.
2. Распевание, если у вас хорошая слуховая память или вы по жизни – певец/певица.
3. Рисование, если вы – визуал или художник.
4. Танец, если вы – кинестетик или танцор.
5. Уединение, расслабление в этом процессе, если вы – интроверт или по жизни философ, мыслитель…
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»