Найти тему
записки зубного детектива

Восемь длинных секунд, или штурм, которого могло и не быть

Произошла эта история в 1986 году на взлетно-посадочной полосе города Уфа.

На момент происшествия группа товарищей из семи человек в подразделении внутренних войск служила примерно около года. Все возрастом от 19 до 20 лет. И договорились они ни много ни мало о захвате самолета с целью вылететь на нем за границу.

Примечательно, что некоторые офицеры прекрасно знали о подобных разговорах в части, но почему-то не восприняли их всерьез, считая, что это все шутки.

В итоге, четверо из семерых отказались от этой безумной затеи, а трое все же решились идти до конца. Уверенность им придавал тот факт, что именно это подразделение недавно прошло подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в СССР в случае захвата самолета террористами.

Они служили в так называемой внештатной группе захвата и освобождения самолета от террористов и по долгу службы неоднократно тренировались проникать в самолет и использовать спецсредства против захватчиков. Солдаты хорошо изучили планы всех самолетов от Ан-12 до Ту-134, прежде чем идти на дело. Зеленые пацаны вдруг решили, что теперь они знают об этом все и легко доведут начатое до конца.

И вот, 20 сентября 1986 года 20-летний младший сержант Николай Мацнев, 19-летний рядовой Александр Коновал и еще один 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи дождались назначения в наряд по роте, проникли под этим предлогом в оружейную комнату, захватили АК-74, СВД (снайперскую винтовку) и ручной пулемет Калашникова с полным боекомплектом, после чего тайно покинули расположение части. Хватились их не сразу и долгое время трое вооруженных до зубов отморозков действовали абсолютно бесконтрольно.

Сначала они захватили такси и под угрозой применения оружия приказали ехать в аэропорт. По дороге бандиты решили разжиться милицейским уазиком, чтобы легче было проехать на взлетную полосу, и увидели подходящую машину у поста ГАИ. Расстреляв двоих милиционеров, они пересели в уазик, пощадив таксиста, который умолял сохранить ему жизнь. Рядовой Коновал, увидев погибших работников милиции, оказался не готов к подобному развитию событий, пришел в ужас и сбежал.

Двое оставшихся террористов доехали до аэропорта, проскочили дренажный канал и выехали на взлетную полосу, где в это время стоял Ту-134 (борт СССР-65877), следовавший маршрутом «Киев — Уфа — Нижневартовск».

Под угрозой оружия были захвачены 5 членов экипажа и 76 пассажиров. В первые же минуты захвата самолета был убит один пассажир и смертельно ранен второй. Мужчины пытались защитить стюардессу, а негодяи хотели всем показать, что они не шутят. Еще одна женщина, прикрывавшая собой ребенка, получила несмертельные ранения.

Два пилота, находившиеся в кабине за бронированной дверью, напрочь отказались взлетать, несмотря ни на какие угрозы. Террористы распорядились подогнать к самолету трап и вынести первого погибшего, а чуть позже стюардессы уговорили отпустить раненых.

-2

Примерно в шесть утра, через час и двадцать минут после захвата, стюардессам удалось уговорить бандитов выпустить женщин и детей, аргументируя это тем, что так можно продемонстрировать добрую волю и заставить власти пойти на уступки.

Стюардессы в этой истории вообще проявили потрясающую выдержку и грамотность. Они умудрились объяснить двум соплякам, что из-за стрельбы внутри салона была повреждена обшивка и теперь он не сможет взлететь с большим грузом, а им для того, чтобы обезопасить себя, достаточно будет и десятка человек.

В итоге террористы согласились оставить на борту 20 мужчин, а остальных отпустить. Сами преступники переоделись в гражданскую одежду и смешались с заложниками. В районе десяти утра на борт под видом механика поднялся командир подразделения «Альфа» якобы для осмотра полученных повреждений. Все это время его группа тренировалась неподалеку на точно таком же самолете, недавно приземлившемся в аэропорту.

Уже ближе к 14 часам террористы поняли, что никуда не улетят и все равно будут схвачены, и потребовали себе наркотиков, которые были предоставлены. В 15:30 оба подельника (судя по всему наркоманы со стажем) приняли убойную дозу и заснули почти на час. Сложно сказать, почему за этот час никто не предпринял никакой попытки их обезвредить, возможно, опасались срабатывания какой-нибудь бомбы, но через час один из них очнулся, добавил себе дозу и его стало рвать. Воспользовавшись тем, что преступник не в себе, героические стюардессы уговорили его отпустить оставшихся заложников и только после этого начался штурм.

В салон было заброшено две светошумовые гранаты. Николай Мацнев бросился к ним и получил автоматную очередь почти в упор. Сергей Ягмурджи был ранен в ногу. Всего захват самолета длился восемь секунд, что стало абсолютным рекордом в истории мировой практики спецслужб.

Мацнев был убит на месте, Ягмурджи пришлось ампутировать ногу, но она ему и не пригодилась бы особо, через год он был приговорен к расстрелу. Александр Коновал, ввиду того, что не принимал участия в убийствах и добровольно отказался от преступных замыслов, получил 10 лет лишения свободы. Охранявший склады Игорь Федоткин и ещё трое солдат, знавших о планирующемся преступлении, получили от 2 до 6 лет лишения свободы.

Всего в результате теракта погибло четыре человека — два милиционера на посту и два пассажира самолета.

Двоих террористов людьми принципиально не считаю.

Записки зубного детектива