Более 20 лет назад классификация жилья была максимально простой – «старое» и «новое», «кирпичный дом» и «панельный дом». Сейчас предложения разнообразны настолько, что покупатели путаются. Чем «комфорт плюс» отличается от бизнес-класса и остался ли на рынке жилья эконом-вариант?
Об этом на круглом столе в Доме журналистов спорили риэлторы, специалисты по недвижимости и директора строительных компаний.
Жилье не для бедных
Специалист по недвижимости Илья Никитенко перечисляет все существующие на рынке классификации. К примеру, «эконом» давно принято называть «стандартом», затем следуют «комфорт», «комфорт плюс» и «бизнес-класс». Иногда можно встретить жилье «премиум» и элитное, но это, по словам Никитенко, не такой уж правдоподобный вариант.
– Всегда чего-то не хватает, – говорит он. – Действующая в Воронеже классификация жилья, по моему мнению, оправданна. А вот когда пишут про «премиум», чаще всего не дотягивают до этого уровня. Как правило, нет каких-либо элементов инфраструктуры, свойственных этому классу.
Коммерческий директор ГК «Развитие» Виктория Анохина все же выступает за сохранение в классификации эконом-вариантов. Это, по ее словам, жилье, удаленное от центра, с балконами, не имеющими остекления, а фасад выполнен без особых дизайнерских решений.
– Покупая такое жилье, человек не получает никаких дополнительных функций. Формула тут простая: покупатель исходит исключительно из имеющегося бюджета. Думаю, что такое простое жилье всегда будет присутствовать в классификации, однако мы, например, предлагаем много жилья стандарт-класса, – говорит Анохина.
Его отличие от «эконома» в том, что дома оформлены в красивой архитектурной стилистике и вмещают в целях создания комфорта дополнительные опции, что уже не позволяет называть такое жилье типовым проектом, хотя некая удаленность от центра также присутствует. При этом необходимости в том, чтобы повышать класс жилья, в Воронеже нет – «стандарт» самый ходовой и по карману воронежскому потребителю, поясняет Анохина.
Если говорить языком цифр, то жилье класса «стандарт» у застройщиков дороже «эконома» в среднем на 15-30%, что уже, как правило, превышает 3,5 млн руб. за 50 кв.м.
Расположение – не важно?
Директор ООО «Новый код» Наталья Казеннова считает, что за основу при рассмотрении классификаций жилья удобнее всего брать инструкции Гильдии риэлторов Черноземья, однако следовать им тоже нужно обдуманно. По ее мнению, расположение домов давно не является для покупателей первостепенным.
– Они привыкли делать закупки сразу на несколько дней в магазинах, что расположены по пути из офиса к дому. Люди сейчас активно пользуются доставкой: не купил хлеб – позвонил, доставили, – говорит Наталья Казеннова. – Кроме того, вот пишут, что «эконом» – это при потолках высотой 2,7 м. А если они – 2,5 м? Что это, «эконом минус-минус»? Имеющиеся подходы устарели. Или, скажем, почему «бизнес-класс»? А вот посмотрите, у нас витражное остекление. Потребитель несведущий, его очень легко ввести в заблуждение и взять дополнительные 15% из его кошелька. Или: у нас тут не просто качель и лавочка, но и клумба, поэтому у нас жилье «бизнес-класса». Думаю, что в Воронеже такого жилья очень мало, лишь единичные жилые комплексы под эту типологию подходят, а остальные на этом зарабатывают.
Наталья Казеннова призывает урегулировать вопрос классификации жилья на территории региона хотя бы «крупными мазками», чтобы девелоперы не занимались отсебятиной, кто во что горазд.
– Устарела не модель, а подход, – возражает генеральный директор ООО СЗ «КомфортСтрой» Александр Бражник. – Мы говорим про особенности объектов, а надо про изменения в жизни. Сейчас не только нужно построить, но и дальше подтверждать свое качество в связке с управляющими компаниями и населением. Дом – это не стены, дом – это люди. Покупая квартиру у нас, человек остается с нами на долгие годы, поэтому, говоря о классификации, речь нужно вести о создании среды обитания, ядром которой является место расположения, архитектурные решения, проектные особенности и многое другое. И дальше мы должны думать, как всем этим будем управлять и будем ли вообще это делать. Но могу отметить, что тренд на комфортную среду проживания – основной на рынке жилья.
Стандарты – «за» и «против»
Виктория Анохина с идеей стандартизации не согласна.
– У каждого свое видение, поэтому стандартизация и законодательное урегулирование этой истории не приведет к желаемым результатам. На сто процентов никто не сможет соответствовать прописанным опциям. Если я, например, хочу консьержа, но проект стандарт-класса это не подразумевает, его нельзя будет взять на работу? Нет, можно, – рассуждает Анохина.
Александр Бражник вступает с ней в спор, подчеркивая, что нужно стандартизировать базовые вещи, которые станут определять класс, а дополнительные опции, по его мнению, всегда можно добавить.
Директор по развитию ГК «Новострой» Виктор Владимиров занял исключительную позицию в споре, категорически не согласившись с утверждением, что покупатели не разбираются в классах жилья.
– Покупатель голосует рублем, – отметил он. – Поэтому он знает, что хочет, и стоит ли это тех денег, которые он готов заплатить. Поверьте, если мы будем продавать жилье «бизнес», а покупатель, придя, увидит, что сарай стоит, – да никогда не получится его переубедить! Человек сам смотрит, устраивает ли его имеющаяся инфраструктура или нет. Поэтому вопрос о наличии вообще какой-либо классификации жилья для обывателя не считаю очень значимым или принципиальным.
По мнению Ильи Никитенко, встраивая опции «комфорт» или «бизнес-класса» в стандартные проекты, компании, это использующие, привлекают к себе больше внимания. Это – хороший маркетинговый ход при конкуренции с другими застройщиками, тогда как стандартизация могла бы просто уравнять шансы на продажи и тех и других.
– Современный рынок недвижимости основан на маркетинге. Продажи зависят от упаковки и взаимодействия с людьми, – добавил Никитенко. – Обычные квартиры просто продают в красивой упаковке.