Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Логика в сочинении ЕГЭ: оформляем проблему и позицию. Упражнения для отработки

Оглавление

Если вы (или ваши ученики) путаетесь в логике сочинения, ломаете голову над планом, соответствием проблемы и авторской позиции, не понимаете, откуда взялись в старательно составленном вами сочинении логические ошибки — эта статья для вас!

На примерах текстов про русский язык и культуру речи составила для вас упражнения — заполнение «экспертных» таблиц, которое отлично развивает навык формулировки проблемы / позиции так, чтобы их смысловое соответствие не «растекалось» и логика никуда не сворачивала.

Приступим! Вначале вернёмся к азам и рассмотрим табличку с условным планом сочинения-рассуждения:

План сочинения ЕГЭ. Проблема и позиция автора соотносятся как вопрос — ответ
План сочинения ЕГЭ. Проблема и позиция автора соотносятся как вопрос — ответ

Формулу «проблема = вопрос — позиция = ответ» запоминаем для простоты и не отходим от неё ни на шаг. Между вопросом и ответом пролегает комментарий (но это совсем другая история... в предыдущих статьях я подробно осветила самые частые и простые для понимания логические связи между примерами, а также на примере нескольких текстов составила карточки для определения связей — обязательно пополню этот список статей разбором новых текстов и возможных примеров в ближайшее время)

Схема сочинения: от проблемы к позиции через комментарий
Схема сочинения: от проблемы к позиции через комментарий

Что ж, ближе к делу! Сегодняшняя подборка текстов посвящена великому и могучему русскому языку. Задача — внимательно прочитать исходный текст...

Текст 1

Источник текста: Решу.ЕГЭ
Источник текста: Решу.ЕГЭ

... и после прочтения заполнить таблицу:

Такие таблички с ключами есть у экспертов, проверяющих ваше сочинение, их же можно встретить и в ответах к вариантам в сборниках для подготовки
Такие таблички с ключами есть у экспертов, проверяющих ваше сочинение, их же можно встретить и в ответах к вариантам в сборниках для подготовки

Идея следующая: прочитать текст — обсудить его содержание — а затем дать ученику (или себе любимому) таблицу с уже сформулированными проблемами. По заданному вопросу нужно найти ответ в исходном тексте: будет хорошо, если вы включите в него цитаты, где авторская позиция по конкретной проблеме явно выражена.

Попробуем ещё один небольшой текст:

Текст 2

Источник текста: Решу.ЕГЭ
Источник текста: Решу.ЕГЭ

Та же задача: прочитали, обдумали — и ищем, формулируем авторские позиции с опорой на исходный текст:

-7

А теперь немного усложним задачу:

Текст 3

Источник текста: сборник ФИПИ (Цыбулько/Дощинский) 2024; вариант 7
Источник текста: сборник ФИПИ (Цыбулько/Дощинский) 2024; вариант 7

И текст побольше, и табличка уже другая: где-то оставляем для ученика сформулированные проблемы, а где-то — позиции. Задача: заполнить пустоты)

-9

Ещё один полезный текст. Запомните Нору Галь и её критику канцелярита: она послужит вам отличным аргументом в обосновании, если попадётся сочинение с проблемой заботы о чистоте языка.

Также будет здорово запомнить название её книги — «Слово живое и мёртвое». Талантливая переводчица, чутко любящая родной язык, говорит в нём о том, насколько стёрта наша речь грубыми, безжизненными, невыразительными клише и штампами

Текст 4

Источник текста: Решу.ЕГЭ
Источник текста: Решу.ЕГЭ

Табличка к тексту:

-11

Текст 5

-12
-13

И финальный, самый крупный текст с табличками по нему:

Мозг кипит от этих «шашечек» — это нам как раз и нужно)
Мозг кипит от этих «шашечек» — это нам как раз и нужно)
Картина Эмилии Яковлевны Шанкс «Новенькая в школе» для вдохновения ❤️
Картина Эмилии Яковлевны Шанкс «Новенькая в школе» для вдохновения ❤️

📝 Как вам такой формат работы с проблемами / позициями? Используете его при подготовке? Попробуете?)

Буду рада вашим откликам и мыслям насчёт этой задумки в комментариях 🙏