В 2024 году российские школьники столкнутся с существенными изменениями в расписании и формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ). После длительных обсуждений и предложений, внесенных на различных уровнях государственного управления, включая прямые указания от президента РФ, российские власти наконец утвердили финальные корректировки.
Эти изменения направлены на оптимизацию процесса сдачи экзаменов и снижение стресса у выпускников, что актуально в свете недавних учебных и социальных вызовов. Мы составили ультимативный дайджест, который поможет учащимся и их родителям лучше подготовиться к предстоящим испытаниям.
Основные изменения в расписании ЕГЭ
Новые возможности для пересдачи
Одним из самых значительных нововведений является введение дополнительных дат для пересдачи экзаменов, что стало возможным благодаря изменениям, предложенным президентом РФ и поддержанным правительством. Так, 4 июля у выпускников появится шанс пересдать такие предметы, как информатика, обществознание, русский язык, физика, химия и письменную часть экзамена по иностранным языкам. На следующий день, 5 июля, будет предоставлена возможность для пересдачи ЕГЭ по биологии, географии, математике обоих уровней, истории и литературе, а также устной части по иностранным языкам.
Изменения в основных датах экзаменов
Расписание основных экзаменов также претерпело изменения. Например, экзамен по физике теперь назначен на 4 июня вместо прежнего 10 июня. Устная часть экзамена по иностранным языкам перенесена с 17-18 июня на 7-8 июня. Изменения коснулись и других предметов: экзамены по истории и письменной части по иностранным языкам теперь будут проходить 11 июня вместо ранее запланированных 10 и 13 июня соответственно.
Сохранение устоявшихся дат
Несмотря на пересмотр некоторых дат, основной график экзаменов остался неизменным для многих предметов. Так, до конца мая выпускники сдадут ЕГЭ по географии, литературе и химии (23 мая), русскому языку (28 мая) и математике обоих уровней (31 мая). Эти даты остались неприкосновенными и будут соблюдены в соответствии с утвержденным графиком.
Эти изменения в расписании ЕГЭ призваны не только оптимизировать процесс сдачи экзаменов, но и дать учащимся больше времени для подготовки и возможность исправить результаты по критически важным дисциплинам. В следующих разделах мы рассмотрим, как изменится содержание экзаменационных билетов и каковы будут нововведения в различных предметах на ЕГЭ-2024.
Изменения в контрольно-измерительных материалах (КИМ) по предметам
Математика
В профильной математике вводится новое задание по геометрии, в котором проверяется умение определять координаты точки и вектора, а также проводить операции над векторами. Это изменение увеличивает максимальный первичный балл за выполнение работы с 31 до 32 баллов, что незначительно, но важно для оценки применения знаний в смежных областях, например, в физике.
Русский язык
ЕГЭ по русскому языку испытал изменения в структуре ответов и формулировках заданий, особенно в частях, касающихся синтаксиса и выразительных средств языка. Также было изменено задание на сочинение, требующее теперь не только иллюстрации проблемы текста примером, но и более глубокого анализа и аргументации, что повышает требования к аналитическим способностям учеников. Максимальный балл за выполнение работы был снижен с 54 до 50.
Предметные изменения в ЕГЭ-2024
Литература
В экзамене по литературе количество заданий базового уровня сложности сокращено, и уточнена тема сочинения, требующего теперь выбора одного из трех классических авторов для анализа. Изменения в критериях оценки направлены на более строгую проверку грамотности и знания литературных норм.
Информатика
По информатике введено новое задание, связанное с использованием маски подсети в IP-адресации, заменяющее предыдущее задание о количестве путей в графе. Это изменение призвано актуализировать содержание экзамена в соответствии с современными требованиями к знаниям в области информационных технологий.
Физика
Физика видит сокращение количества заданий и уменьшение объема проверяемых знаний, что может свидетельствовать о стремлении сделать экзамен менее загруженным и более сфокусированным на ключевых аспектах предмета. Максимальный первичный балл также снижен, что увеличивает значение каждой задачи в общей оценке.
Биология
Биология упростила свою структуру за счет исключения одного задания, что сделано для уменьшения общей сложности экзамена, оставаясь при этом одним из наиболее требовательных предметов в контексте объема и глубины знаний.
Эти изменения в КИМ по предметам показывают тенденцию к оптимизации и адаптации экзамена к современным образовательным стандартам и потребностям учащихся, стремясь обеспечить более справедливую и точную оценку их знаний и умений.
Возможность пересдачи ЕГЭ
Важным нововведением, вызвавшим много обсуждений среди учащихся и педагогов, стала возможность пересдачи одного предмета ЕГЭ. Это изменение введено для уменьшения стресса у выпускников, которые могут теперь исправить ошибки и улучшить свои результаты. Эта мера позволяет ученикам с меньшей тревожностью подходить к экзаменам, зная, что у них есть возможность пересдать экзамен в случае неудачи.
Однако, несмотря на видимые преимущества, существуют опасения относительно организационных аспектов нововведения. Как будет организована пересдача, какие условия будут установлены для того, чтобы ученики могли воспользоваться этой возможностью, остается под вопросом. Эксперты подчеркивают необходимость создания четких и прозрачных правил пересдачи, чтобы избежать злоупотреблений и обеспечить равные условия для всех участников.
Социальное восприятие и психологическая поддержка
Введение возможности пересдачи также обсуждается в контексте снижения психологического давления на старшеклассников. Экзамены часто воспринимаются как решающий момент в жизни, и возможность пересдачи может значительно снизить уровень стресса учеников, позволяя им более уверенно подойти к испытанию. Однако, также важно усилить меры психологической поддержки учеников для помощи в подготовке к ЕГЭ, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал.
Особые условия проведения ЕГЭ в приграничных регионах
В ответ на обстрелы и нестабильную обстановку в приграничных регионах, таких как Брянская, Белгородская и Курская области, были введены особые условия проведения ЕГЭ. Выпускники из этих регионов получили право не сдавать экзамен или сдавать его в упрощенной форме. Эти меры направлены на обеспечение безопасности и защиты учащихся в условиях военных действий.
Эта инициатива вызвала широкую поддержку среди жителей пострадавших регионов, так как она позволяет обеспечить продолжение образовательного процесса в сложных условиях. Государство также принимает меры для поддержки этих регионов, включая организацию безопасных мест для сдачи экзаменов и даже возможность проведения итоговой аттестации на территории университетов для обеспечения максимальной безопасности студентов.
Эти изменения и нововведения в ЕГЭ-2024 показывают, как образовательная система России адаптируется к текущим социально-политическим и экономическим условиям, стремясь обеспечить высокий уровень образовательных стандартов и равные возможности для всех учеников вне зависимости от их места проживания.