Найти тему
Без шелухи. Марина Кон

За что не любят Лилю Брик

Муза Маяковского до сих пор многим поперек горла. Такая-сякая:

- окружила поэта людьми своей национальности;

- бездельничала и жила припеваючи за его счет;

- завела неестественную «треугольную» семью муж-жена-любовник; мешала Маяковскому создать нормальную ячейку общества;

- некрасивая, бездарная и наглая.

В ней было что-то от ведьмы – карие глаза-шары, «горячие до гари», роковой шарм при неоднозначной внешности, талант привязывать к себе мужчин и женщин. Лиля Брик бесила тем, что умела устроиться при любом режиме и жила как хотела даже тогда, когда прочие пикнуть боялись.

Мне она не нравилась и не нравится, но хочу быть справедливой. На полное ничтожество не слетаются таланты, как мухи на мед. А на Лилю слетались, во все времена. Не ворожбой она их притягивала, в самом деле.

Их компания смущала обилием евреев, это правда. Среди гостей Бриков в 20-х годах были чекисты Агранов и Горб, тех же кровей; с их помощью Лиле и Осипу шлепали визы в загранпаспорта, когда почти вся страна сидела дома. Да, у Лили в Париже жила сестра Эльза, а в Лондоне мать, но этого было мало для свободных выездов; выручали Горб с Аграновым.

Яков Агранов (сидит в костюмчике рядом с Маяковским) в гостях у Бриков
Яков Агранов (сидит в костюмчике рядом с Маяковским) в гостях у Бриков

Позже, когда про ужасы НКВД напишут тома, старенькая Лиля закатит глаза: «Боже мой! А ведь для нас тогда чекисты были – святые люди!» Василий Катанян, ее последний муж, напротив, глаза опустит: занесло благоверную. У Катаняна в 1938-м «святые люди» расстреляли брата. Дружба с чекистами Лилю никак не красит. Кстати, оба ее приятеля с Лубянки тоже пали жертвами репрессий.

Работала Лиля кое-как: писала так себе сценарии, снялась в так себе кино («Закованная фильмой», с Маяковским), временами где-то служила. Но главное ее дело - сиять среди блестящей публики у себя дома. В разное время ее гости, от Пастернака до Плисецкой, приходили в восторг от хозяйки; Лиля славилась безупречным художественным вкусом, талантом видеть таланты; ее мнению доверяли. Кое-кого этот «круг избранных» раздражал (Есенина, Ахматову), но мадам Брик умела ладить и с недругами: пару раз зазывала к себе Ахматову, та снисходительно являлась, пила с Лилей чаек. Она легко, по душам общалась с пассиями Маяковского, с женами своих любовников. Считала, что жить надо проще, шире, вольнее. За это можно осуждать, но ненавидеть – чересчур, право.

Странная семейка - Володик, Лиля, Ося
Странная семейка - Володик, Лиля, Ося

Да, они с Осипом проедали гонорары Маяковского, но тот был не против. Нельзя сказать, что «эта парочка» окрутила поэта; нравом он был не тряпка, сам выбирал, с кем водиться и с кем спать. Лиля возилась с изданием его стихов, моталась по редакциям, поддерживала в нем творческий огонь, восхищалась им, вдохновляла. Лет через 10 после начала романа физическая близость между ними сошла на нет – по ее желанию. А в письмах все было по-прежнему: она противно сюсюкала, называла его «щеник», «волосит», просила купить «автомобильчик». Выцыганила; он приволок ей из Парижа буржуйский подарок - рено. Клял мещанство, а сам…

Письма Лили Маяковскому читать неловко – но это частная переписка, кто из нас выбирает выражения в таких случаях? История с автомобилем некрасива, тем более через год Лиля его забросила; но с позиций нашего времени ее мещанская мечта вполне понятна, кто сейчас за это осудит.

Лиля в автомобиле
Лиля в автомобиле

Маяковский застрелился, когда Лиля и Осип были в Европе; а-а-а, уехала, видя, что он разбит неудачами, затравлен, одинок. Но кто знал, что поэт в разгар очередного романа (с Норой Полонской) выберет такой выход? Скорее всего выстрел был спонтанным. А Лиля потом мучилась; «я проклинаю нашу поездку», - покаянно напишет она сестре.

Осип и Лиля на похоронах Маяковского
Осип и Лиля на похоронах Маяковского

После смерти поэта Лиля Брик сделала все, чтобы его имя засияло как то златолобое солнце из стиха про дачу. Хлопотала об издании книг, написала знаменитое письмо Сталину (его помогли подготовить друзья, куда без них) с просьбой предоставить «крупнейшему поэту революции» подобающее место. И Сталин внял. Маяковского начали широко издавать, его стихи ввели в школьную программу, ему поставили памятники. Случилось бы все это без Лили? Как знать. Снова могут возразить – они и для себя это делала, с его авторских ей тоже капало. Ну да, вряд ли Лиля уродилась альтруисткой – и все же респект ей за то, что не дала забыть хорошего поэта.

Впрочем перед теми, кто не любит поэзию Маяковского, и Лилю никак не оправдать. А я с удовольствием читаю его стихи, потому музу по фамилии Брик пытаюсь если не обелить, то хотя бы понять. Не так она была плоха, если честно. Не хуже многих прочих муз.

Автор – Марина Туманова

Душевное спасибо вам за лайки, комментарии, подписки

Еще по теме: