Найти тему
Без шелухи. Marina Kon

Между Лилей и Татьяной: последний выбор Маяковского

… Они шляются по весеннему Парижу, сидят в кафешках на бульваре Монпарнас, думая, что скрылись от любопытных глаз. Но глаза всюду: как оставить Маяковского без присмотра? Его роман с эмигранткой в разгаре. На Лубянке читают отчеты об их встречах, супят брови: а ну рванет поэт из советской России. Даром что зовет Татьяну в Москву – ясно, та не поедет. А он увяз в чувствах по уши, вон за покупками Лиле все реже ходит; прежде бегал по бутикам как угорелый. Полгода назад, осенью 1928-го, Маяковский впервые увидел Татьяну Яковлеву в приемной частного врача – и понеслось.

Знакомство

Встречу в клинике подстроила сестра Лили Брик, будущая романистка Эльза Триоле. Ее попросили взяться за роль сводни - подыскать кралю «Володику», чтоб тот не скучал, но всерьез не увлекся. У самой Брик с Маяковским физическая близость года два как прервалась; теперь Лиля, подобно бывалой королевской фаворитке, поставляет сердечному другу временных пассий.

Сестры Каган - Лиля (Брик) и Эльза (Триоле). Из открытых источников
Сестры Каган - Лиля (Брик) и Эльза (Триоле). Из открытых источников

А Эльза возьми и дай маху: поэт глубоко запал на 22-летнюю Яковлеву - красивую, рослую, элегантную. Лиля занервничала.

Татьяна во Франции благодаря дяде; он известный художник, кавалер ордена Почетного легиона – Александр Яковлев. Ему удалось выписать из Пензы племянницу – у той туберкулез, лечиться надо. В Париже девушка поправила здоровье, нашла работу топ-модели у Шанель, собрала свиту поклонников. О ней, светской львице, вздыхают композитор Прокофьев, нефтяной магнат Манташев; а у нее на уме – трибун революции, «горлан», что на берегах Сены преображается в солидного буржуа. Первое впечатление Татьяны: «…увидела высокого, большого господина, одетого с исключительной элегантностью в добротный костюм, хорошие ботинки и с несколько скучающим видом сидящего в кресле… Его короткий бобрик и крупные черты красивого лица я узнала сразу – это был Маяковский».

Подхватившую бронхит Татьяну новый знакомый провожает до дома. В такси холодно, она кашляет. Поэт снимает с себя пальто, укрывает ей ноги.

Татьяна и Маяковский. Из открытых источников
Татьяна и Маяковский. Из открытых источников

Предательство

Он вспомнил! 15 лет назад, во время «турне футуристов», его занесло в Пензу. Понравилась местная молодая дама Любовь Яковлева; 20-летний Маяковский за ней приударил. Дочь у Любы была, восьми годов от роду: ужель та самая Татьяна? Да, она. Это открытие сближает их еще больше.

Он млеет от ее красоты, она чувствует в нем опору. Лиля, его великая любовь? Странный семейный «треугольник» с Бриками? Но Лиля уже скорее друг, чем возлюбленная – Татьяна верит Маяковскому. И, смеясь, идет с ним покупать «Лиличке» розовые рейтузы, зеленые бусы, пудру и духи; помогает выбрать для мадам Брик автомобиль рено. «Роман их, - сетовала Эльза, - проходил у меня на глазах и испортил мне немало крови». А кровь Лили?

Та почти в панике: как могла Эльза ошибиться? Подсунуть ей сильную соперницу, умевшую сводить мужчин с ума? Поэт уже в Москве, читает Лиле строки, посвященные Татьяне: «Я все равно / тебя /когда-нибудь возьму - /одну /или вдвоем с Парижем». Два стихотворения, сильных, страстных. Прежде адресатом его поэзии была исключительно Лиля. «Ты в первый раз меня предал», - печально говорит она ему. А он снова рвется в Париж.

«Таник родной»

Пишут, Маяковский встретил Татьяну, когда созрел для перемен. Одному уже невмоготу; Брики рядом, но нужна иная близость. Своя семья, отдельная.

Осип и Лиля Брики с Маяковским. Из открытых источников
Осип и Лиля Брики с Маяковским. Из открытых источников

Он снова в Париже, Лиле пишет редко, время отдано Татьяне. Опять Москва, трудный разговор с Брик; поэт говорит о желании жениться, привезти Татьяну в СССР. Лиля в сердцах грохает фарфоровую чашку.

Какая женитьба? Ее «Володик» не создан для семьи, детей. К тому же уйдет Маяковский – уйдут его гонорары; на что Брикам жить? А еще именно он – центр притяжения всесоюзных знаменитостей, душа салона, где Лиля – хозяйка, царица… Ах, ему снова надо в Париж!

Пока поэт «приделывает крылышки», Татьяна читает его письма: «тоскую по тебе совсем небывало», «Таник родной и любимый…». Сентябрь 1929-го, пора на Монмартр. Но он застрял в России. Татьяна не понимает, обижается.

Татьяна Яковлева. Из открытых источников
Татьяна Яковлева. Из открытых источников

… Лиля читает вслух письмо Эльзы; Маяковский не верит ушам. Татьяна выходит замуж? Боится, что Володя устроит скандал, просит не говорить? Прочтя это, Лиля округляет глаза, закрывает ладонью рот – я же не знала…

Тут пахнет интригой. Сначала Эльза сказала Татьяне: Маяковскому не дают визы, он вряд ли приедет в Париж. Потом в Москве Лиля (нарочно?) прочла вслух письмо Эльзы; между тем Татьяна только-только познакомилась с виконтом дю Плесси, до свадьбы далеко.

Будем точны: атакуя письмами Татьяну, поэт тоже закрутил в Москве роман - с актрисой Вероникой Полонской. Творцы, они такие.

Вероника Полонская в роли. Из открытых источников
Вероника Полонская в роли. Из открытых источников

Но в роли жены видел только Яковлеву – Вероника не слышала от него таких страстных и нежных признаний. А в декабре 1929-го из Парижа сообщили: Татьяна уже точно вышла за виконта. И тогда Маяковский бросился к Полонской – уходи от мужа, бросай театр, я весь твой. Она тянула, мягко обещала подумать. Однажды он, взвинченный, расценил это как отказ. И выстрелил себе в грудь.

«Я совершенно убита», - пишет Татьяна матери в Пензу. В этом же письме: «Вообще – это не страшно». Как так? Может быть, успокаивала себя – беременна была мадам дю Плесси.

Татьяна Яковлева станет модельером; проживет 85 лет. Ее муж Бертран дю Плесси погибнет во Вторую мировую; она снова выйдет замуж, за художника Александра Либермана, они переедут в США.

Дочь Татьяны, Франсин дю Плесси, умерла 4 года назад. Живы два внука.

Автор – Марина Туманова

Сердечное спасибо вам за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки

Еще по теме: