Найти в Дзене

300 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИММАНУИЛА КАНТА

Гравюра с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете
Гравюра с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете

22 апреля 2024 года исполнилось 300 лет со дня рождения Великого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его по праву считают основоположником немецкой классической философии.

В XVII веке философия активно развивалась в двух Европейских странах: в Англии, где в середине века произошла буржуазная революция, и во Франции, где абсолютистская монархия переживала свой расцвет. В центре внимания философов этих стран стояли проблемы познания окружающего нас мира. Более практичные англичане (Френсис Бэкон (1560 – 1625), Джеймс Локк (1632 – 1704)), считали главным инструментом познания наблюдение за окружающей действительностью, а французы (Рене Декарт (1596 – 1650)) ставили на первое место логику и силу мысли.

В те времена Германии, как единой страны не было. Было королевство Пруссия и  совокупность большого числа мелких княжеств, которых объединяло лишь единство языка и формирующейся единой культуры.

Подъём немецкой культуры начался во второй половине XVI века, но был прерван Тридцатилетней войной (1618 – 1648), в ходе которой численность населения снизилась в три раза. Однако во второй половине XVII века раны войны стали залечиваться, а экономика и культура – развиваться. В 1669 году писатель Ганс Якоб фон Гриммельсгаузен (1622 – 1676) публикует роман «Симплиссимус», рассказывающий о приключениях простого парня в годы Тридцатилетней войны. С этого романа началась немецкая классическая литература.

В 1687 году профессор Лейпцигского университета Христиан Томазиус (1655 – 1728) впервые начинает читать лекции студентам на немецком языке (раньше их читали только по латыни). Старая профессура возмутилась и Томазиуса выжили из университета. Но процесс пошёл...

Первым немецким философом был сапожник Якоб Бёме (1575 – 1624). Как и его российский аналог Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1793) он намного опередил национальную культуру своей эпохи. Якоб Бёме ввел понятие «муки материи», которое в дальнейшем трансформировалось в представления о противоречиях, как движущей силы развития материального мира.

Во второй половине XVII века в Германии появляется свой Ломоносов. Его звали Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716); он внес выдающийся вклад в математику, физику, технику, философию, логику, историю, языкознание. Но, как и Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), Лейбниц не оставил учеников, способных хотя бы отдаленно сравниться со своим учителем.

Но в дальнейшем немецкая и российская культура развивались немного по разному. В начале XIX века в России произошел блестящий всплеск дворянской культуры, наиболее ярким представителем которой был Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837). В Пруссии и немецких княжествах этот всплеск если и был, то слабый (Г.Я. фон Гриммельсгаузен). Немецкую культуру создавали не дворяне, а разночинцы. И блестящий взлет немецкой литературы, связанный с такими именами, как Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) и Фридрих Шиллер (1759 – 1806) начался в стране, где уже была сильная философия и сильная наука. В России всё было наоборот.

В середине XVIII века в немецких княжествах появляется свой Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848). Его звали Готхольд Эфраим Лессинг (1729 – 1781). В отличии от Белинского Лессинг был не только литературным критиком, но и писателем, но главным делом его жизни была всё-таки литературная и художественная критика.

Такими были культурные предпосылки появления философии И. Канта.

И. Кант родился в городе Кенигсберге в семье ремесленника. Его отец изготовлял сбрую для лошадей и считался хорошим мастером. Поэтому семья жила в достатке и не нуждалась, хотя со временем финансовое положение семьи неуклонно ухудшалось.

Родители ценили способности мальчика и приложили немало усилий для того, чтобы дать ему хорошее образование. Эммануил окончил гимназию и поступил в Кенигсбергский университет (ныне Балтийский университет имени И. Канта). Любимым университетским преподавателем Иммануила Канта был Мартин Кнутцен (1713 – 1751). Кнутцен читал лекции по философии, но активно интересовался и естественными науками, особенно астрономией. Этот интерес он передал своему ученику.

В студенческие годы И. Кант пишет свою первую работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Как свойственно многим молодым людям, он с особенным удовольствием критикует в ней корифеев науки. Таких, как Исаак Ньютон (1643 – 1727) и Г.В. Лейбниц. Разгромную рецензию на работу Канта пишет сам Г.Э. Лессинг. По его мнению, «Кант исследует живые силы, но свои собственные оценить не может...». Вскоре И. Кант узнал, что некоторые идеи его работы несколько раньше опубликовал французский физик Жан д Аламбер (1717 – 1783). После этого Иммануил Кант потерял интерес к этой работе, тем более, что после смерти отца на него легли заботы о несовершеннолетних братьях и сестрах.

После окончания университета И. Кант несколько лет работает домашним учителем, а в 1755 году становится приват-доцентом Кенигсбергского университета.

Приват-доценты читают не обязательные курсы, на которые студенты записываются или не записываются по своему желанию. Жалование приват-доцента зависит от числа записавшихся на его лекции студентов. Студентов, желающих слушать лекции Иммануила Канта было достаточно много.

В 1750 годах в центре научных интересов Иммануила Канта оказалась проблема происхождения звёзд (в частности, Солнца). Он первым в мире сформулировал гипотезу о том, что звезды образуются за счет гравитационного сжатия гигантских облаков. А высокая температура Солнца порождена трением сжимаемых частичек друг о друга. Позже независимо от И. Канта к тому же выводу пришёл французски физик Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827), и гипотеза происхождения звёзд путем гравитационного сжатия получила название «гипотезы Канта-Лапласа».

Свои взгляды на происхождение Солнечной системы И. Кант изложил в опубликованной в 1755 году книге «Всеобщая естественная история и теория небес». В этой книге он сделал ряд предсказаний. Он предсказал, что за Сатурном имеются и другие планеты, что довольно скоро подтвердилось. Кант высказал мнение о том, то жизнь может существовать и на других планетах, вращающихся вокруг других звёзд.

Взгляды И. Канта на происхождение Солнечной системы стали первой в истории естественнонаучной концепцией, основанной на идее эволюции. (Строго говоря, концепции, основанные на идее эволюции, зародились ещё в глубокой древности. Например, в трудах Аксимандрита и Ксенофонта. В более позднее время, в Средневековье,  эти идеи развивали Иоганн Бутео и Бернар Палисси. До Канта были и другие учёные. Придерживавшиеся этой концепции, например, Фрэнсис Бэкон и Мэтью Хейл – Ред.)

В 1760-х годах интересы И. Канта начинают смещаться в область философии и теории познания. В 1762 он публикует работу «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма», а в следующем году «Опыт о внедрения в философию понятия отрицательных величин». Но процесс превращения Канта в философа сверхвысокого уровня растянулся на два десятилетия. Свою первую, действительно классическую работу «Критика чистого Разума» И. Кант опубликовал только в 1780 году. К этому времени немецкая культура сильно изменилась.

В последней четверти XVIII века в Германии начался мощный культурный подъем. Его локомотивом стала художественная литература, а наиболее яркой фигурой Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832). Крупной фигурой этого движения был историк культуры Иоганн Гердер (1744 – 1803). В дальнейшем активным участником этого движения стал молодой литератор Фридрих Шиллер (1759 – 1806). Для молодых людей из «Бури и натиска» были тесны ультранационалистические рамки культуры классицизма и эпохи просвещения. Они открыли для себя не только мир Разума, но и мир человеческих чувств. В 1774 году И.В. Гёте публикует повесть «Страдания юного Вертера», приобретшую огромную популярность не только в Германии, но и за рубежом. Русским отблеском «Страданий юного Вертера» стала «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826), написанная в 1792 году, и роман «Русский Вертер», написанный шестнадцатилетним дворянским недорослем Михаилом Васильевичем Сушковым (1775 – 1792). Закончив свой роман, автор, вслед за своим героем покончил жизнь самоубийством.

И. Кант, как человек рационалистичный и уважающий порядок, разумеется, не разделял идеи творцов из «Бури и натиска». И, в какой-то степени, этим идеям противостоял. Но, несмотря на большую разницу в возрасте, мы вправе отнести И. Канта и И.В. Гёте к одному поколению.

В письме, написанном в 1793 году, И. Кант писал, что в своих трудах он искал ответа на 4 вопроса:

Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?

По мнению Канта, ответ на первый вопрос дает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия.

В центре чисто философских интересов И. Канта стояла теория познания, пытающаяся понять, как Человек познает окружающий мир и насколько достоверно получаемые им знания.

В XVII веке два философа попытались создать теорию познания. Рене Декарт (1596 – 1650) считал, что человек познает мир с помощью Разума, Джон Локк (1632 – 1704) считал, что человек познает мир с помощью ощущений. Оба этих мнения были, с точки зрения И. Канта, односторонними. Для того,чтобы познавать мир с помощью ощущений, человеку нужно обладать органами чувств, воспринимающими сигналы из внешнего мира и преобразующие их в образы предметов. А для того, чтобы познавать мир с помощью Разума нужно владеть определенным набором понятий и уметь ими оперировать. Иными словами, прежде чем познавать окружающий мир, нужно иметь инструменты познания.

И. Кант не дал четкого ответа на вопрос, откуда и как появились эти инструменты. С точки зрения современной науки биологические инструменты познания (органы чувств) появились в процессе биологической эволюции и передаются из поколения в поколение с помощью генов; понятийный же аппарат появился в процессе развития человеческой культуры и передается из поколения в поколение с помощью рассказов старших и умных книг. Существенно, что инструментарий познания не появился в готовом виде до начала познания, а развивался вместе с познанием. В ходе этого развития стало понятным, что то, что нашим предкам казалось очевидным, на самом деле неверно. Земля не плоская, а круглая, и не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. А появление квантовой механики вообще изменило наши представления о причинности.

И. Кант справедливо заметил, то наше сознание имеет дело не с самими объектами окружающего мира, а их образами, сформировавшимися при взаимодействии сигналов из внешнего мира с нашими органами чувств и понятийным аппаратом. Мы имеет дело не с вещью самой по себе, а с вещью, какой она нам представляется. Красный цвет отличается от зелёного лишь длиной волны электромагнитного излучения, то есть чисто количественно. Но в нашем восприятии красный и зелёный свет качественно отличаются друг от друга. А большую часть воспринимаемых нами плотных предметов занимает пустота, ибо расстояния между атомными ядрами много больше размеров самих ядер. Но, том не менее, восприятие нами твердых тел, как сплошных, отражает их важное для рас свойство: твердые тела по нашим ощущениям не могут проникать друг в друга.

И. Кант ввел понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Вещь для нас – это воспринимаемый нами образ вещи, а вещь в себе – эта вещь, такая, как она существует сама по себе. По мнению И. Канта вещь в себе принципиально непознаваема, ибо любой процесс познания требует какого-то инструментария, искажающего образ объекта.

Да, конечно, инструментарий искажает образ объекта. Но если бы он не отражал каких-то важных для человека свойств объекта, мир был бы непредсказуемым. А в непредсказуемом мире невозможна никакая практическая деятельность. Поэтому вещь в себе и вещь для нас должны обладать каким-то сходством. Кошка в себе и кошка для нас отличаются друг от друга, но из того факта, что кошка для нас ест мышку для нас, мы можем с большой долей достоверности заключить, что кошка в себе ест мышку в себе.

Но в то же время противопоставление вещи в себе и вещи для нас учит исследователя осторожности в выводах, наводя на мысль о том, что он в чем-то может быть неправ. И объект исследования н самом деле не совсем такой, как ему кажется. А критичное отношение к собственным умозаключениям и даже наблюдениям для плодотворной исследовательской работы важно и полезно.

В конечном итоге суть идеи И. Канта заключается в том, что вещь для нас не является пассивным отражением вещи в себе. Она является результатом активной деятельности Разума. Человеческий мозг – не зеркало, в котором просто отражается окружающий мир. Это, выражаясь языком второй половины XX века, компьютерная модель, обладающая собственной жизнью.

Для новорожденного ребёнка окружающий его мир является набором разноцветных пятен и лишь постепенно он начинает узнавать предметы. Один и тот же предмет человек с разных сторон видит по разному и ребёнку нужно научиться узнавать предметы, глядя на них с разных сторон. Этому искусству современный ребёнок обучается, вертя в руках погремушку.

Очень интересна мысль И. Канта о том, что между ощущением и мышлением должен существовать посредник. Таким посредником, по мнению Канта, является «продуктивная сила воображения», или, проще говоря, фантазия. То есть, случайное мысленное комбинирование воспринятого. Из фантазии вырастает мышление, которое, судя по всему, является той же фантазией, но ограниченной определенными правилами.

«Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить», – говорил И. Кант, подводя итоги спора между Декартом и Локком.

И. Кант ввел понятие аналитических и синтетических суждений и их роли в процессе познания. Аналитическое суждение основывается на анализе ранее известного и позволяет сделать логичные, но не всегда очевидные выводы. Примером аналитического суждения являются, например, геометрические теоремы. Синтетические суждения в ранее известном потенциально не содержатся. Основанием для них могут быть новые факты. Или какие-то принятые допущения. Например, геометрические аксиомы. Аналитические суждения – продукт Разума; синтетические –  нет.

Всегда ли синтетические суждения являются продуктом собственного опыта. Нет, не всегда. Большинство синтетических суждений человек получает в готовом виде от других людей. А некоторые синтетические суждения уже заложены в нашем познавательном инструментарии.

Пути познания действительности И. Кант обсуждал в «Критике Чистого Разума». А в «Критике практического Разума» он обсуждал правила, которыми руководствуется Человек в своём повседневном поведении.

В области этики И. Кант сформулировал представления о категорическом императиве, то есть, об универсальных правилах этики, не зависящих от конкретной ситуации. Правил этики работают везде и всегда; в определенных ситуациях человек вынужден их нарушать. Такое нарушение можно простить, но нарушение всё равно останется нарушением. Такое подход близок к христианским представлениям: всё мы грешны и даже многогрешны, но нельзя путать грех с добродетелью. Поэтому грешник должен покаяться, и тогда Господь сможет его простить.

Правила этики по И. Канту сводятся к простому правилу: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы другой сделал по  отношению к тебе.

И. Канту принадлежит утверждение о том, что человек не может служить средством для достижения чего-то. Он сам по себе является целью. Эта фраза звучит очень красиво, но в современном мире она нежизненна. И имеет смысл лишь как критика определенных сторон современной неприглядной действительности.

Интересны представления И. Канта о гении и гениальности. По мнению Канта гений – это тот, кто создает нечто принципиально новое. Принципиально новое можно создать в искусстве или в технике. Но в науке чего-то принципиально нового создать нельзя: новое можно лишь открыть в природе. Поэтому, по мнению И. Канта, в науке гениев в принципе не бывает.

С этим утверждением трудно согласиться. Оно основано на представлении о науке, как постепенном обобщении фактического материала. Но реальная наука работает не так. Фактический материал сам по себе не порождает новые научные концепции, он вдохновляет исследователя на выдвижение новых идей, которые лишь проверяются фактическим материалом. И эти новые идеи в принципе не отличаются от произведений искусства или новых изобретений. Поэтому гении в науке, конечно, есть. Мы имеем все основания считать гениями Исаака Ньютона (1643 – 1727), Чарльза Дарвина (1809 – 1882), Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945) и других выдающихся деятелей науки. Полёт фантазии, свойственный великим деятелям искусства, в науке необходим не меньше.

Интересовался И. Кант и вопросами эстетики. Он понимал, что восхищение произведениями искусства далеко не всегда связано с прагматическими расчётами. А, точнее, не связано с такими расчётами почти никогда. Наслаждаясь с произведением искусства люди ведут себя бескорыстно. Почему? Ответа на этот вопрос И. Кант не дал, но сам вопрос поставил. Разные авторы давали на него разные ответы, и, насколько я могу судить, общей теории эстетического восприятия в настоящее время нет.

В политическом отношении И. Кант придерживался достаточно либеральных взглядов. Он был противником любой формы личной зависимости, сторонником государства, жизнь в котором основана на законах, а не на произволе начальственных лиц. Он был сторонником свободы слова и считал, что государство не должно её ограничивать. Человеку, который ведет себя лояльно по отношению к власти, можно позволить говорить всё, что ему угодно.

К сожалению, И. Кант не любил Россию, считая её варварской страной и угрозой для цивилизации. (Утверждение, более чем спорное. Кант в своих трудах с большим уважением относился к русской культуре и к русской науке, особенно высоко оценивая труды Ломоносова и Карамзина. Он с большим интересом и уважением писал о русской душе, особенности которой связаны с историческими и культурными особенностями России. Он описывал русских как народ с глубокой духовностью и культурным наследием, которое имеет большой потенциал для развития – Ред.)

В своей жизни Иммануил Кант отличался почти патологическим педантизмом. Он следовал строгому режиму дня, расписанному буквально по минутам. Столь же четко расписан был и маршрут его ежедневных прогулок. Всю свою жизнь философ прожил в Кенигсберге и не выражал желания посмотреть другие страны и города.

Иммануил Кант никогда не был женат. Он в шутку говорил о том, что «когда я интересовался женщинами, то у меня не было денег на то, чтобы содержать семью. А когда деньги появились, женщины перестали меня интересовать».

И. Кант обладал меланхолическим темпераментом и, по-видимому, страдал депрессиями. Это не мешало ему упорно работать над своими трудами.

Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года, не дожив двух месяцев до своего восьмидесятилетия.

Кенигсбергский университет существует и поныне. Но находится он не на территории Германии, а на территории России. Теперь он называется Балтийским федеральным университетом имени И. Канта. Расположен этот университет всё в том же Кенигсберге, который с 1946 года стал называться Калининградом.

В 1963 – 1966 годах в СССР вышло Собрание сочинений И. Канта в 6 томах. Читать сочинения И. Канта (как, впрочем, и других немецких философов классической эпохи) трудно: их язык непонятен современному читателю. Немецкие классические философы писали для образованных немцев своего времени, а не для наших современников.

Работы И. Канта оказали большое влияние на мировую философскую мысль и в XIX и в XX веке.

В связи с 300-летием Иммануила Канта 22-24 апреля 2024 года в Калининграде в Балтийском университете прошёл Международный философский конгресс. А Всероссийский философский конгресс, посвященный этой дате, планируется провести там же через год в мае 2025 года.

Багоцкий С.В.

Основные работы Иммануила Канта:
«Критика чистого Разума» (1781)
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» (1783)
«Основы метафизики нравственности» (1785)
«Критика практического Разума» (1788)
«Критика способности суждения» (1790)
«Антропология с прагматической точки зрения» (1798)