Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Город, разрушенный русским князем по приказу Золотой Орды и доломанный советской реставрацией. Татартуп и его рок

Если на Осетинской равнине температуры в середине июля были вполне комфортные, то снаружи Гребня стоял самый что ни на есть летний зной. Так что - уходим от него через Эльхотовские ворота, под которыми стоит и само Эльхотово - крупнейшее (13 тыс. жителей) село Осетии, куда в 1838 году собрались осетины-мусульмане из других, уже возникших на плоскости, сёл. Тогда их было около половины народа, сейчас - 15-20%, но остающееся в республике мусульманской столицей Эльхотово встречает из-за Терека парой храмов разных вер:

Эльхотовские ворота были известны осетинам как Арджинараг, то есть Аргунская теснина: арги, таинственные жители предгорий, остались в топонимах вроде Ардон или Аргун да фольклоре, причём как правило - в пренебрежительных тонах. Скорее всего, то были прото-вайнахские племена, которых аланы, отступив из бескрайней степи под натиском гуннов, загнали в глухие ущелья.

Ну а плодородное предгорье у ведущего в Большой мир Дарьяльского прохода не могло не стать сердцем Алании, где сразу несколько городищ и один современный город спорят с Нижним Архызом за то, где был Город Солнца, стольный Магас. В любом случае, тут была лучшая часть Алании. Ещё один крупный город стерёг её ворота, и с ним теперь отождествляют арабский и турецкий Ирак-и-Дадиан или русский Дедяков - последний аланский оплот, павший в 1278 году.

Причём разрушили его не татары, а ростовский (изначально - и вовсе белозерский) князь Глеб Василькович, друг и союзник Александра Невского, занявший ту же позицию - для выживания Руси вообще и своего дома в частности лучше не злить Орду. Аланы, тем временем, чуть-чуть оправившись от Батыева нашествия, начали вести переговоры с Ильханатом - персидской колонией другой монгольской ветви с центром в Тебризе.

Ордынский хан Менгу-Тимур на это среагировал "Не потерплю!", и вот как раз когда он диктовал писарю послание к аланским багатарам о том, что и как его орда с ними сделает, на пороге ханской юрты вдруг появились русские князья, которые переминались с ноги на ногу, ломая шапки. Они приехали за ярлыком, и хан, поворотившись к ним, только и сказал "Вот вас-то мне и надо!".

Разгромив братьев-христиан, князья уехали в Ростов с богатыми трофеями: например, весьма вероятно (хотя и не канонично), что отсюда - Толгская Богоматерь, давшая имя монастырю на окраине Ярославля. Менгу-Тимур же поставил на месте Дедякова новый город Верхний Джулат - с Нижним Джулатом и Маджаром один из трёх ордынских городов на Тереке. По нынешним меркам областной центр, Джулат достиг расцвета, как и вся Орда, в эпоху хана Узбека.

Населяли город в основном аланы, молившиеся в 3 церквях, за ними присматривал татарский (по нынешней классификации - ногайский) гарнизон, ходивший в 2 мечети, а процветание обеспечивала итальянская фактория с костёлом кармелитов. С крахом Орды город зачах и окончательно опустел в 17 веке. Его городище напротив Эльхотова имеет собственное название - Татартуп:

-2

И турецкий путешественник Эвлия Челеби в том же 17 веке видел с холмов около 800 заброшенных зданий. Естествоиспытатели 1770-х годов писали о стенах соборной мечети, судя по захоронениям успевшей послужить ещё и кабардинцам, и про разрушенную церковь с остатками фресок. От неё и ныне осталась в земле подалтарная крипта, полностью исключающая в здешнем зодчестве всякий русский след.

До времени фотографии дожил лишь Татартупский минарет, или Джулатская башня 21 метр высотой, судя по типичной стилистике Ширвана построенная азербайджанскими пленниками одной из ильхано-ордынских войн.

-3

Стоя над мёртвым городом, а потом и вовсе над буграми, поросшими травой, он превратился в святыню для всех окрестных народов. Кабардинцы называли "джулатом" особый обряд примирения кровников у его подножья. Балкарцы считали самой сильной клятвой ту, что дана "братьям Татартупу и Пенджехасану" с его верхушки, и под вторым словом имелся в виду, видимо, Нижний Джулат.

Не оставались в стороне и осетины, именно с культом Татартупского Джулата перенявшие ислам - сначала в виде слов и обрядов. Про минарет писали путешественники от иностранных послов до Пушкина, и мы вполне могли бы сделать тут остановку, но... минарета больше нет.

Летом 1981 года его начали реставрировать, и так как башня должна была "подрасти" до 26 метров, сперва решили укрепить фундамент - вырыть траншею вокруг и наполнить железобетоном. Вот только делать это надо было маленькими участками, а нанятая бригада, пока руководитель Равшан Тохтаев из Ташкента куда-то уехал по делам, раскопала всю окружность. Результат закономерен: минарет упал, и осетины теперь в том обвиняют узбеков, а узбеки - осетин, ссылаясь, что работы проводились местными.

На самом городище не осталось ничего выше культурного слоя, а у подножья в 1995 году появился дзуар Уастырджи с длинным хадзаром с молельной комнатой "для братьев-мусульман" (как написано на входе) - вот и всё, что тут теперь цепляет взгляд.

-4