Поступление в престижные физматшколы — больная тема для родителей. Впечатляющие перспективы на горизонте, но чудовищный конкурс, вступительные задачи непривычного формата, а главное — неуверенность, потянет ли ребёнок сложную программу?
Ещё одна головная боль — понять, насколько заранее нужно готовить ребёнка. Вот об этом я и хочу поговорить.
От счастливцев-поступивших вы можете услышать абсолютно противоположные точки зрения. Кто-то заявляет, что его ребёнок просто посмотрел задачи прошлых лет незадолго до поступления. Кто-то говорит, что готовиться нужно начинать с детсадовского возраста.
Как ни забавна последняя точка зрения, в ней есть доля истины. Стоит только убрать слово "готовиться", ведь оно подразумевает нудиловку и натаскивание ребёнка с целью добиться для него чего-то статусного. Разумеется, "готовить" в таком смысле малыша к победному математическому будущему — нездоровая идея.
Ларчик математического досуга
Картина мира иная, ларчик открывается просто. В некоторых семьях есть традиция математического досуга. К нему привлекают самых-самых маленьких. Это не пресловутое "натаскивание", от которого бывает нужный результат, но не бывает проку. Это математические фокусы, совместное разгадывание весёлых задачек. Чтобы заниматься такой математикой с ребёнком, не нужно иметь специальное образование, нужно просто искренне любить такой вид досуга. Эта любовь проносится из детства и передаётся уже своим детям. Интересующимся я могу посоветовать почитать замечательную книгу А. Звонкина "Малыши и математика" и Масару Ибука "После трёх уже поздно", они легко скачиваются через поиск в документах ВК.
Дети постарше читают (обычно вместе с родителями) журнал "Квантик", обсуждают прекрасные книги — Гарднера и Смаллиана, Домбровского и Лёвшина. Книг в этом сегменте огромное количество, большая часть качественной литературы родом из СССР.
Всё это именно игра, весёлое занятие, общение, совместный досуг. Из него постепенно возникает желание посещать математический кружок. Вы всё сделали правильно, если желание исходит от ребёнка, а после занятий он взахлёб рассказывает вам, как было здорово. Если же кружок воспринимается как "нагрузка", обязанность, нужно срочно что-то менять. Лучше никак, чем "через нехочу".
К пятому или восьмому классу дети из таких семей, полистав условия прошлых лет, легко обходят на экзаменационном повороте тех, у кого не было подобных интересов. Зачастую они просто имеют подходящий для поступления диплом олимпиады.
Конечно, если вам повезёт, родителя может подменить кружковый преподаватель. Но исток любви и интереса всё равно дома. Только культура, окружающая ребёнка дома, позволит ему ловить удовольствие от математики. Что-то большее, чем болтающий телевизор и соцсети.
Ваша задача — не дать ребёнку знания, а привить любовь к знанию
Ваша задача — не дать ребёнку знания, а привить любовь к знанию. Личным примером. Это и есть разделяющий барьер, ведь если родитель сам не любит знания (к примеру, решение головоломок воспринимает как что-то полезно-неизбежное, но неприятное) как он может этому научить?
Точно также спортсменами становятся те, кому родители с раннего детства привили любовь к движению, а книги активно читают дети, у которых родители любят читать и приобщают к этому детей. Ничего нового.
Ключевое свойство "математической подготовки" — искреннее удовольствие всех участников процесса.
Ну вот представьте, что вы не любите классическую музыку. В вашем доме не звучит Бах, Чайковский и Римский-Корсаков. Будет ли ребёнок любить классическую музыку? Разбираться в ней, интересоваться? Скорее всего нет. Ему просто не у кого научиться, как можно её любить. Есть двухпроцентный шанс, что он случайно подцепит это на стороне. Но такие истории по пальцам пересчитать.
В общем, у меня есть простой рецепт для подготовки детей любой степени мелкости. Безотказный. И чем раньше рецепт применить, тем лучше. Вот он.
Родители, будьте интересными людьми, развивайтесь сами. Вовлекайте в ваши интересы детей, покажите им любовь и удовольствие от узнавания нового. (ред.)
- И не очень важно, что это будет, литература, математика, шахматы или прослушивание музыки. Ребёнок учится, когда смотрит на близких людей, он копирует и учится любить то же самое.
Возможно со временем окажется, что ребёнку интересно что-то другое, не то, что вы ему прививали. Но математика и опыт любви к ней будет "работать" независимо от того, с чем свяжет будущее ваш ребёнок.
Подробнее в чатах, в группе и на канале "Физмат лицеи Санкт-Петербурга": ВК группа: https://vk.com/fizmatyspb
ТГ канал: https://t.me/fizmatspb
Приходите к нам в группы и каналы, добавляйтесь в чаты - у нас интересно и весело: мы обсуждаем поступление, обучение и атмосферу в физматах Санкт-Петербурга