Когда клиенты приходят на арт-терапию, у них бывают свежие эмоциональные реакции (нагрубили, на ногу наступили и не извинились, с близкими повздорили...), это такие поверхностные эмоции, как пена на бушующем море, а само море оно скрывает те более глубинные эмоции и переживания, с которыми требуется работать. То есть мы работаем с функциональной памятью, с воспоминаниями. И наша задача – встретиться с ними и помочь клиенту эти воспоминания улучшить. Так говорила на одном из вебинаров Людмила Дмитриевна Лебедева, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель арт-терапии.
Конечно же, в такой работе нам помогают арт-терапевтические техники. Вот одна из авторских техник Людмилы Дмитриевны, которая меня очень удивила.
Для работы нам понадобится лист белой бумаги А3/А4, черный фломастер или простой карандаш. Располагаем лист перед собой, как нравится (вертикально или горизонтально). А дальше следуем инструкции:
Изобразите на листе точку такого размера, который отвечает вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Посмотрите на картинку и дайте ей название.
Напишите несколько предложений, отвечая на вопросы:
Что вы видите?
Что вы чувствуете?
Что вы осознаете, понимаете?
А дальше этап трансформации. Дорисовываем рисунок на листе с изображением точки любыми художественными средствами (карандаши, гуашь, пастель и др.) Даём название и пишем историю.
Важно! Точка может быть любого размера и даже неправильной формы. В любой части листа. Она может быть пустой, закрашенной, заполненной фигурами, линиями и т. п.
Прокомментирую две работы, которые вы видите на фотографиях. Ниже приведу полностью рассуждения клиента:
«Точку рисую чёрным акварельным карандашом.
Что вижу? Структура бумаги дает интересный эффект, похожий на частую сетку, потому и название, которое первое приходит в голову «Сетка». А потом я вижу сетчатую ткань – как марля. (Может, что-то надо процедить, прикрыть? – напоминает марлю на трехлитровой банке, вид сверху. Воспоминание из детства.)
Что чувствую? Любопытство и интерес: что дальше?
Что осознаю, понимаю? Хочется понять, для чего она, эта точка. И почти сразу возникает образ подсолнуха.
При трансформации сначала сосредоточилась на большом подсолнухе, потом захотелось добавить собратьев, добавить чуть неба и зелени. Материал – гуашь. Под рукой были кисти разных размеров и формы. Получила большое удовольствие от процесса: накладывание мазков – сочные, блестящие, пока ещё не высохли; добавление в жёлтый других оттенков, рисование разными кистями – практически релакс. Работа очень расслабила. Название незатейливое – «Лето» – но ресурсное для меня. Подсолнух – один из любимых цветков в нашей семье; его образ и сами поля «солнышек» – частые спутники по жизни и в дороге. Поэтому мне тепло и хорошо от этого рисунка».
На втором рисунке – удивительно притягательный рыжий кот. Вернее, его мордочка. И здесь клиент (девочка-подросток) чувствует радость и «осознает, понимает», что хочет «забрать всех бездомных котов и котят на всём свете». Название работе даёт такое – «Бесконечное отражение». Кстати, здесь и цвет ресурсный для девочки: производит радостное впечатление, вызывает положительные эмоции, стремление к движению, активизирует. Оранжевый при условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность; светло-оранжевый наиболее благоприятно действует на детей, повышая их настроение.
Для кого-то работа в этой технике будет «про становление моего мира, зарождение новой семьи, про мой рост и необходимость энергетических вложений». Кто-то скажет про «чувство безысходности и мысли о какой-то бестолковой суматошности нашей жизни». А у кого-то точка вызовет ассоциации с одиночеством («человек сам по себе одинок в этом большом мире»), и при трансформации образа возникнет желание вокруг неё нарисовать что-то наподобие планеты с океанами, лесами, горами...
Кстати, на этапе трансформации клиент может быть удивительно воодушевлён, доволен получающимся изображением. А может испытать чувство сопротивления, и тогда что-то с этим делает: крутит лист, перерисовывает некоторые детали, добавляет, убирает. И вот оно другое состояние – «чувство спокойствия и умиротворения».
Так чем же меня удивила эта техника?
Тем, что тот, кто делает это, не повторит никто другой.
Тем, как может затягивать эта точка во время рисования – глаз трудно отвести; тем, как клиент может погрузиться почти в медитативное состояние (личные наблюдения).
И, конечно, всегда неожиданными результатами – это касается как рисунка, так и его «истории». Получается либо ресурсное изображение, либо рисунок, открывающий новый взгляд на ситуацию, на нынешнее и желаемое состояние, на его гармонизацию («мир вокруг заполнила ресурсом, что я могу дать миру и что мир может дать мне»; «чувствую контраст в жизни, понимаю, что хочется позитивного движения в жизни») и т. д.
Автор: Глухова Татьяна Владимировна
Психолог, Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru