TNI: Американцы не могут даже предположить последствия, если ракета-убийца поразит их атомный авианосный комплекс.
Соединённые Штаты убедительно аргументируют, что их атомные авианосцы находятся в полной безопасности, однако сами они не убеждены в этом, отмечает TNI. На самом деле никто не обладает точными сведениями о том, какие последствия вызовет попадание ракеты, выпущенной Россией или Китаем, в такой корабль. Такой инцидент может привести к серьёзной катастрофе.
Многочисленные теоретические версии о способах уничтожения военного корабля американского флота не дают покоя многим официальным лицам Соединенных Штатов. Не только стратегическая важность такого судна, но и его огромная стоимость и возможные человеческие жертвы ставят перед лицом серьезные вызовы.
Эти проблемы особенно актуальны в контексте атомных авианосцев ВМС США, что обусловлено не только их высокой стратегической значимостью, обширным экипажем и огромными расходами на поддержание. С учетом того, что в случае удачного удара по реактору атомного авианосца может произойти катастрофические последствия для окружающей среды, Китай активно разрабатывает специализированные ракеты, способные поразить авианосцы, а Россия также продолжает работу над созданием противокорабельных ракет.
Оружие такого калибра может встретиться сложностями при попытке точно поразить авианосную группировку, однако мы не должны считать это целиком невыполнимым.
Безопасность ядерного оружия
Военно-морские силы Соединенных Штатов предприняли усилия, чтобы убедить население США (а также японское общество, ведь в регионе Дальнего Востока часто располагается передовая авиационная группа США), в том, что защитные меры на авианосцах полностью гарантируют их безопасность.
"Боевые корабли США, оснащенные атомными энергетическими установками, безопасно функционировали на протяжении более 50 лет, не встречаясь с инцидентами на ядерных реакторах или радиоактивными выбросами, которые могли бы нанести вред здоровью людей или оказать негативный эффект на морскую экосистему. Реакторы военно-морских сил продемонстрировали выдающиеся показатели – более 134 миллионов миль безопасного плавания на ядерной тяге и более 5700 лет безопасной работы реакторов", – информируется в обращении американских дипломатических представительств в Японии.
В соответствии с официальным заявлением Военно-Морского Флота Соединенных Штатов относительно ядерных энергетических установок, установлены по крайней мере четыре барьера защиты, которые гарантируют содержание радиоактивных материалов внутри судна даже в случае чрезвычайно редких неисправностей, связанных с работой ядерного реактора. Эти меры безопасности охватывают самый топливный материал, неразъемный первичный контур реактора, включая сосуд реактора с топливом, отдельный реакторный отсек и стенки корабля.
Военно-морские силы Соединенных Штатов характеризуют эти защитные системы как чрезвычайно прочные и надежные, отличающиеся высоким уровнем безопасности даже по сравнению с аналогичными конструкциями гражданских атомных станций. Это обусловлено существенными различиями в их функциональном назначении.
В качестве ядерного топлива в ВМФ США используется твердое металлическое вещество, способное выдерживать удара, который в 50 раз превышает силу тяжести Земли, не выпуская при этом в окружающую среду продуктов деления, находящихся внутри топлива. Этот показатель в 10 раз превосходит максимальные ударные нагрузки, которые могут возникнуть во время землетрясений и учитываются при проектировании коммерческих атомных станций в Соединенных Штатах. Благодаря особой надёжности конструкции ядерного топлива, продукты деления не могут попасть в систему первого контура, что является одним из ключевых отличий от реакторов, используемых в коммерческой энергетике, где из топлива в теплоноситель первого контура может поступать некоторое количество продуктов деления.
Мы не обладаем знаниями о том, что не понимаем.
Американская военно-морская служба утверждает о высокой безопасности своих ядерных реакторов, однако не учитывает последствия, которые могут произойти в случае успешного попадания ракеты-снаряда в борт авианосца.
Вспоминая слова ушедшего из жизни бывшего министра обороны США Дональда Рамсфельда, когда дело доходит до вопроса о возможных последствиях, если вражеская ракета эффективно поразит авианосец "мы не знаем того, чего не знаем". Это означает, что мы не можем представить себе, что может случиться в таком маловероятном, но всё же возможном сценарии.
Возможно, повреждение корабля приведет к мгновенной гибели тысяч людей и вызовет множество сложностей, включая необходимость проведения сложной операции по эвакуации. Возможно, что спасение тех, кто переживет первое нападение, окажется невыполнимой задачей. Количество личного состава на авианосцах таково, что сопровождающие суда могут не смочь обеспечить место для всех выживших и одновременно сохранять свою боеготовность. Согласно публикации Forbes.com в прошлом году, восстановление серьезно поврежденного авианосца в ходе боя представляется весьма проблематичным, при этом предполагается, что активная зона реактора не пострадает.
"Когда к этому добавляются проблемы, связанные с выжившими, которые могут быть затронуты радиацией из атомного реактора авианосца, любой спасательный экспедит может превратиться в полный провал", — отметил Крейг Хупер в своем комментарии для Forbes.com.
В статье для The National Interest Майя Карлин подчеркнула, что наиболее адекватной аналогией для понимания возможных последствий является история девяти атомных подводных лодок, уничтоженных в результате несчастных случаев или затопления. Одним из примеров служит трагический случай с АПЛ "Трешер", утонувшей во время испытаний в апреле 1962 года.
Карлин цитирует мнение специалистов ВМС США, которые утверждают, что после пятидесятилетнего периода не наблюдается никаких признаков того, что обломки "Трешер", включая её ядерный реактор, представляют опасность для окружающей среды. "Тем не менее, гибель корабля с ядерной силовой установкой, безусловно, будет иметь иную картину, чем потеря подводной лодки или утечка радиоактивных отходов, и потенциальные экологические риски вызывают серьезные опасения", – продолжает Карлин.
К тому же, степень экологической угрозы может зависеть от места затопления атомного корабля. Если это произошло в открытой части Тихого океана, где глубина воды значительна, последствия могут быть не столь значительными. Необходимо вспомнить, что в прошлом на изолированных островах Тихого океана проводились ядерные испытания. В то же время, в прибрежных районах Южно-Китайского моря, где интересы Китая особенно сильно проявляются, проблема может принять более серьезные масштабы. Учитывая, что эти воды являются предметом территориальных претензий Пекина, это может быть достаточным стимулом для попытки вывести из строя американский авианосец, избегая при этом возникновения цепи событий, которая могла бы привести к ядерной катастрофе вблизи китайских берегов.