Никогда не задумывались, как идентифицировали преступников до эры дактилоскопии?
В давние-давние времена преступников идентифицировали по описанию. Иногда это описание было столь приблизительным, что говорить о достоверно пойманном преступнике было невозможно. Например, исходя из описания очевидцев, словесный портрет преступника мог выглядеть так: " мужчина, темные волосы, рост средний, лицо обычное, особых примет нет". Разумеется, эффективность поиска преступника с таким описанием была крайне низка. Несколько упрощалась ситуация, если имелись какие-то особые приметы: шрамы, родимые пятна, татуировки, какие-то повреждения (например, отсутствие глаза/ноги), но и это давало высокий риск ошибиться и поймать не того, кто совершил злодеяние.
Тем не менее, такая практика - за неимением ничего иного - была вплоть до второй половины 19 века.
Бертильонаж.
В 1853 году во Франции родился будущий основоположник принципиально нового способа идентификации - Альфонс Бертильон.
Работал он в полицейской префектуре Парижа, и в его задачи входило как раз заполнение карточек с описанием преступников. В процессе своей работы, Бертильон понял, что описания эти малоинформативны и затрудняют процесс опознания: одни и те же стандартные фразы, которые можно отнести к любому человеку, у которого отсутствуют особые приметы: пол, цвет волос, рост, иногда комплекция (телосложение). Под эти приметы могли подходить сотни людей.
Уже была изобретена фотография, и зачастую карточки содержали фото преступников, и тем не менее качество фотографий не позволяло говорить о точности в такой идентификации.
Бертильон сравнивал фотографии преступников, форму их ушей и носов; потом стал подробно обмерять арестованных. Измеряя рост, длину и объём головы, длину рук, пальцев, стоп, он убедился, что размеры отдельных частей разных лиц могут совпадать, но размеры четырёх, пяти частей тела одновременно не бывают одинаковыми.
Сначала такая методика вызывала сомнения и насмешки коллег. Метод не хотели применять, и, если бы не ходатайство отца Альфонса Бертильона - влиятельного доктора Луи Адольфа Бертильона - вряд ли руководство полицейской префектуры позволило применить этот метод.
Но в порядке эксперимента метод был внедрен, и уже через короткое время принес свои первые результаты: в начале 1883 года Бертильон делал замеры заключённого, который назвался Дюпоном. В своей картотеке нашёл данные на преступника с аналогичными замерами, которая принадлежала человеку с фамилией Мартен, арестовывавшемуся несколько месяцев назад. 21 февраля парижская пресса написала об этом случае и о новой системе идентификации.
Так метод Бертильона был утвержден и успешно работал во многих странах мира. Позже Бертильон предложил еще одну вещь: он решил усовершенствовать процесс фотографирования преступника. Раньше сущещствовала лишь съемка анфас, что имело, при невысоком качество фотографирования, низкую эффективность опознания. Бертильон предложил фотографировать преступника с трех ракурсов: фас, профиль, три четверти (полубоком). Такая методика применяется по сей день.
Дактилоскопия.
В 1877 году англичанин Уильям Гершель выдвигает гипотезу, что папиллярные линии на теле человека уникальны (не повторяются) и неизменны на протяжении всей жизни.
Однако первая идентификация по отпечаткам ладоней и пальцев произошла много позже, лишь в 1902 году. И постепенно именно дактилоскопический метод идентификации вытеснил все остальные, и на сегодняшний день считается одним из наиболее эффективных.