Найти тему
ГлавКУЛЬТ

СМУТА. Результат ожидаемый, но постарайтесь больше так не делать.

Оглавление

«Сму́та» — компьютерная игра в жанре action RPG от третьего лица, разработанная российской игровой студией Cyberia Nova. Выход игры состоялся 4 апреля 2024 года.

23 мая 2022 года, на фоне санкций и агрессивной политики западных игровых площадок, стало известно, что «Институт Развития Интернета» (ИРИ) — организация спонсируемая государством РФ — выделила 260 миллионов рублей разработчикам Cyberia Limited на разработку игры «Смута».

Спустя некоторое время в сети был опубликован некий документ, который был выпущен ещё в 2020 году. В нём присутствовала информация о том, что разработчики были вдохновлены играми «Ведьмак 3. Дикая охота», Assassin’s Creed и Ghost of Tsushima. Это сразу породило бурю скептицизма у игрового сообщества. Как выяснилось в итоге, скептицизм был вполне уместен.

4 июня 2022 года официальный сайт игры перестал работать. Без всяких объяснений, компания скрылась из поля зрения общественности и только после поднявшейся бури негодования разработчики сообщили, что готовят ребрендинг. Компания сменила название с Cyberia Limited на Cyberia Nova, а также создала VK-группу студии.

11 июня 2022 года разработчики запустили сайт—«заглушку», а также пообещали показать новые кадры геймплея. 28 июля 2022 года были продемонстрированы первые игровые анимации, концепт-арты и модели оружия, а 23 ноября опубликовано видео игрового процесса «Смуты», предназначенное для закрытой демонстрации.

До самого релиза разработчики игры очень неохотно делились кадрами игрового процесса, ограничивались в основном концептами и модельками. С одной стороны, можно было понять Cyberia Nova, ведь к игре было приковано пристальное внимание, а разработка любит тишину. Однако для игрока, который тратит на игру свои честно заработанные деньги, игра в молчанку ничего хорошего не обещала.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ:
Если не видел ты ни разу геймплейного ролика больше получаса хронометражем, то не смей разработчику лукавому отдавать свои гроши, будь ты хоть и сто раз богат.

-4

ПРО ДЕНЬГИ

Основной массив критических замечаний в сторону неудавшегося "шедевра" строился на факте разворовывания всех выделенных государством денег. Напомним бюджет игры "СМУТА" по официальной информации составил 510 миллионов рублей. Возмущенные игроки сокрушались, мол за полмиллиарда деревянных и два года разработки можно было сотворить самую лучшую игру в истории, однако давайте посмотрим какими цифрами оперируют реально успешные проекты:

  • Бюджет "Atomic Heart" по некоторым данным составил не менее чем $25 миллионов долларов (2 500 000 000 рублей).
  • Общий бюджет The Witcher 3: Wild Hunt составлял $67 миллионов, из них 32 миллиона были потрачены на разработку самой игры (3 200 000 000 рублей).
  • Бюджет игры Kingdom Come: Deliverance составил $36,5 миллиона (3 650 000 000 рублей).
-5

ЯВЛЕНИЕ СМУТЫ НАРОДУ

До самого дня релиза разработчики "Смуты" делали вид, что с их творением всё в порядке. Амбассадором игры стала блогерша Alina Rin. Ей единственной дали пощупать геймплей и ознакомиться с почти готовым продуктом и хотя обзор носил явно комплиментарный характер, Алина всё равно скромно заявляла о некоторых существенных недостатках проекта.

Когда игра поступила в продажу стало ясно, что те мелкие огрехи о которых говорила блогерша - это была только вершина айсберга. К 4 апреля 2024 года "Смута" шокировала игроков следующими критическими недостатками:

  • Плохая оптимизация (зависающая картинка).
  • Картонные декорации.
  • Неигровые персонажи никак не реагируют на действия игрока.
  • Примитивная боевая система.
  • Огромное количество пустых диалогов с ключевыми персонажами.
  • Короткие, часто повторяющиеся, зацикленные фразы у неигровых персонажей.
-6

В общем игру было за что поругать, а если быть совсем уж честным, то в "Смуту" оказалось банально неприятно играть. Что стало тому виной?

ТОРОПИЛИСЬ ОТЧИТАТЬСЯ

Любой государственный проект связан с большим количеством отчетов. Если по какой-то причине нужно совершить перенос релиза - этот процесс должен сопровождаться тьмой справок. Данная бюрократическая яма была создана специально для тех волков, которые хотели бы урвать часть бюджета и скрыться в неизвестном направлении. И хотя не всегда механизм срабатывает, большую часть обманщиков удаётся отпугнуть.

Являются ли создатели игры "Смута" обманщиками? Как нам кажется - нет. Компания Cyberia Nova отчаянно пыталась создать хорошую игру, однако им для этого не хватило ни времени, ни опыта. Фактически они выпустили более менее сносный игросодержащий продукт. Однако то, чем можно закрыть глаза государственному чиновнику, абсолютно не пришлось по нраву игроку. Тем более что игра не раздавалась бесплатно, её нужно было купить, а значит никакого снисхождения к "СМУТЕ" быть не может.

Могут ли разработчики, потерпевшие фиаско, как-то исправить ситуацию? Могут! Примерно год активной поддержки недоделанной игры и вполне возможно, что к какому-то приемлемому итогу им удастся подтянуть свой продукт. В качестве примера можно как раз рассмотреть игру No Man’s Sky. Игра-побратим "Смуты", от английских разработчиков, на старте тоже разочаровала немыслимое количество купивших её игроков. Однако за два года игроделам удалось дотянуть игру почти до того самого уровня, который был заявлен изначально, и сегодня "Ничейное небо" является примером добросовестной работы.

-7

Игру планируют менять и дорабатывать до 2025 года, так что будем надеяться, что в итоге этого сложного пути у нас будет вполне себе удобоваримый образец отечественного игропрома. От всей души пожелаем разработчикам удачи. Куда деваться-то, деньги уплочены.

С выдающимися образцами отечественного игропрома можно познакомиться вот здесь.