Найти в Дзене
HAYK media

​​ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН | Аршак Фетваджян

Аршак Фетваджян — великий художник Армении

Родился 1 октября 1866 года в Трапезунде. В 1887 годуоканчивает Государственную художественную школу Константинополя (открытую армянским скульптором Ервандом Восканом). Продолжает обучение за границей,в Риме поступает в академию Сан-Лука. В 1891 году принял участие в итальянской национальной художественной выставке, где его талант оказался в центре внимания. В том же году уезжает на учёбу в Вену. Много раз бывал в Венеции, Армянском Острове Святого Лазаря, где общается с Алишаном, пишет его портрет — один из немногих.

В 1895 году переезжает в Санкт-Петербург. В России участвовал в художественных выставках и присоединился к Союзу русских художников. По просьбе театральных властей недолгое время занимался театральной критикой. Помимо прочего в Санкт-Петербурге занялся изучением архитектуры. В начале 1900-х годов уехал на Южный Кавказ, где организовал несколько своих выставок в Батуме, Тифлисе и Баку. В качестве художника-исследователя участвовал в археологических раскопках (под руководством Марра) Ани — великой армянской столицы, в которой сосредоточились одни из самых выдающихся примеров армянской архитектуры средневековья. Изучив весь город, он сделал более тысячи акварелей и рисунков часовен, дворцов, церквей и монастырей, запечатлев в мельчайших подробностях их детали и декор. Многое из того, что изобразил художник, во время последних нашествий 1917-21 годов исчезло из реальности, но благодаря мастеру хотя бы сохранилось на картинах.

В 1906 году переехал в Тифлис. В это время много ездит по Европе, Армении. Изучает историю армянской архитектуры, прикладное искусство, национальный костюм. Делает акварельные рисунки армянской одежды. Помимо исторических памятников Ани, также запечатлел и другие армянские памятники, жизнь и пейзажи Армении, портреты армян и других народов. В мае 1918 года была провозглашена независимая Республика Армения. Через год руководство Первой Республики поручило Аршаку Фетваджяну подготовить образцы денег и знаков почтовой оплаты страны. Заказ был выполнен английской и французской фирмами, однако эти банкноты и марки не поступили в обращение, поскольку к моменту их выхода Армения была советизирована. В дальнейшем марки Фетваджяна с номиналами в 1, 3, 5, 10 и 15 рублей с чёрной надпечаткой герба ССР Армении использовались как гербовые марки.

Из Парижа, где художник контролировал печать марок, в Советскую Армению художник не вернулся. Он продолжил выставляться в престижных залах; так, например, его художественные работы были замечены на показах в Лувре и Музее Виктории и Альберта. В 1922 году переехал в Америку. Продолжал рисовать и был введен в художественные общества университетов Гарварда, Колумбии и Чикаго. Умер в Медфорде,Массачусетс, 10 октября 1947 года. Его останки были перезахоронены в Ереване. За более чем 20 лет Аршак Фетваджян создал не менее 2000 работ, от карандашных рисунков до кропотливо точной акварели.

Несмотря на то, что несколько престижных американских университетов обратились к нему с предложением издать его работы, художник пожертвовал все свои картины Национальному государственному Музею Армянской ССР (ныне Национальная галерея). В завещании он написал: “Да будет благословен тот, кто выполнит моё пожелание”. В 2016 году почта Армении выпустила две почтовые марки, посвящённые мастеру. Одна из самых известных картин Фетваджяна, одного из первых художников, изобразивших геноцид армян в искусстве: «Сасунци кин» (Сасунская женщина). На картине изображена женщина, с винтовкой в руке, кормящая грудью ребенка (очевидно, ребёнок представляет Армению).