Найти тему
Энергия из отходов

Использованные шприцы и гигиенические прокладки: как непальский инженер борется за переработку всех медицинских отходов в стране

Даже ампутированные конечности можно переработать. По словам непальского инженера Махеша Накарми, именно изменение поведения людей является самым большим препятствием на пути к созданию циркулярной экономики в здравоохранении.

Больницы в основном утилизируют отходы путем их сжигания. Но медицинские отходы должны перерабатываться, считает непальский инженер и социальный предприниматель Махеш Накарми, который с конца 1990-х годов ведет кампанию за то, чтобы в больницах южноазиатской страны перерабатывалось все - от использованных шприцев до гигиенических прокладок и даже ампутированных конечностей.

Самое сложное в переработке больничных отходов - это не технические, процедурные или финансовые препятствия. Это отношение к отходам врачей и медсестер, говорит Накарми, чья идея циркулярной экономики для больниц внедряется в систему здравоохранения Непала уже более десяти лет.

«Управление отходами - это не просто переработка. Это изменение поведения», — сказал он.

Медицинская отрасль производит огромное количество опасных отходов, и на ее долю приходится четыре процента глобальных выбросов углекислого газа — больше, чем в судоходстве или авиации. В Непале медицинские учреждения производят до двух килограммов отходов на одну больничную койку в день.

-2

Накарми основал некоммерческую организацию Health Environment Climate Action Foundation (HECAF360) в Катманду в середине 1990-х годов, работая в диализном центре. Он заметил, что медицинские отходы из диализного центра, в том числе кровь и мочевина, смешивались с бытовыми отходами, что представляло серьезную опасность для людей, занимающихся утилизацией отходов.

Накарми предложил совету больницы закрыть центр до тех пор, пока не будет найдено решение. "Вы - инженер, так найдите решение", - сказал ему совет.

В большинстве стран, даже сейчас, медицинские отходы сжигают. Но Накарми был против этого. "Сжигание - это недолговечное решение", - сказал он. Его идея заключалась в том, чтобы использовать автоклав - машину, которая обрабатывает паром медицинское оборудование, убивая вредные бактерии, - для дезинфекции отходов стекла, пластика и металлов перед отправкой их на переработку в пункты приема металлолома.

-3

Однако, получив от Агентства США по международному развитию (USAID) безвозмездно предоставленный автоклав - первый в Непале автоклав, используемый для утилизации медицинских отходов, - Накарми столкнулся с сопротивлением со стороны некоторых врачей.

"Они были недовольны мной. Они сказали, что автоклав не должен использоваться для отходов, он должен применяться только для медицинского оборудования".
-4

Однако в 2007 году, после визита представителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из Нидерландов, Накарми представил свою концепцию в штаб-квартире ВОЗ в Женеве. Ему рекомендовали экспортировать свое решение за пределы Непала и других стран Южной Азии. Но получить поддержку своей концепции было нелегко.

"Мне потребовалось три года, чтобы запустить один проект, потому что никто не был уверен, что это можно сделать в Непале", - говорит он.

Только в 2010 году Накарми удалось реализовать проект в больнице Бир в Катманду. С тех пор к Накарми обращались другие больницы по всей стране с просьбой опробовать его концепцию, которую он разработал и для других видов отходов.

Он также внедрил анаэробные метантенки для переработки биологических, патологических и пищевых отходов в метан, который можно использовать в качестве топлива для приготовления пищи. Его инновации не только приносят дополнительный доход больницам, с которыми он работает, но и помогают повысить их престиж.

"Больницы, которые сжигают свои отходы, рискуют своей репутацией", - говорит он, указывая на последствия тления медицинских отходов для здоровья.
«Существует большая проблема с неправильным обращением с медицинскими отходами, что приводит к инфекциям. По оценкам ВОЗ, в Индии ежегодно 300 000 человек умирают от грязных шприцев, поскольку многие использованные шприцы попадают на черный рынок. Во всем мире 1,3 миллиона человек умирают от использования грязных игл.
Очень трудно изменить поведение в больницах. У медсестер и врачей нет времени на борьбу с отходами. Но чтобы разрезать иглу использованного шприца, изготовленную из нержавеющей стали, пригодной для вторичной переработки, требуется совсем немного времени. Мы выстроили группу медсестер, дали им по шприцу и засекли время, которое им понадобилось, чтобы отрезать иглу с помощью режущего станка. Им потребовалось две секунды. Но потребовалась программа обучения, чтобы изменить их мировоззрение и убедить их в том, что это стоит их времени.
Всего 10-15 процентов отходов, которые мы обрабатываем, отправляются на свалку, остальные перерабатываются. Чем лучше персонал больницы сортирует отходы, тем меньше их отправляется на свалку. Мы стараемся подходить к постелям пациентов и разделять отходы на месте, потому что если они смешиваются, то извлечение загрязненного вторсырья становится дорогостоящим.
Мы разработали биодигестор, который может перерабатывать патологические отходы - части тела, например, ампутированные ноги и даже абортированных младенцев в возрасте до трех месяцев. Мы превращаем их в газ для приготовления пищи, точно так же, как перерабатываются пищевые отходы. Пищевые отходы составляют от 50 до 60 процентов всех отходов, с которыми мы работаем в больнице.
Мы также работаем над программой, в рамках которой дождевые черви поедают испачканные бинты и использованные гигиенические прокладки, превращая их в нетоксичный остаток. Хлопчатобумажные медицинские ленты и марля пригодны для компостирования, хотя в больницах редко есть место для компостирования.
Легче всего перерабатываются твердые пластики. Но дело не столько в материале, из которого изготовлен предмет, сколько в том, чтобы собрать его достаточное количество для достижения масштаба и хранить, что сложно сделать в условиях больницы.
В Непале переработка находится в зачаточном состоянии. Но мы перерабатываем часть отходов на месте. Часть отправляется в Индию.
Пластик в больницах, как правило, высокого качества, поэтому на него всегда есть спрос. Но одна из проблем заключается в том, что производители не печатают тип пластика на боковых сторонах изделий. Переработчикам было бы намного проще, если бы они знали, из какого пластика изготовлены такие предметы, как пакеты для крови.
Наша модель может быть развернута в любой точке мира и адаптирована к местным условиям. Сейчас мы сотрудничаем с правительством Лаоса и ВОЗ, чтобы внедрить систему там. У нас уже есть очень хорошо проработанная система. Внедрить систему несложно. Но ключевым моментом является изменение менталитета».