№16/2024. Сравниваем диск Supermax из пиратской серии «2-в-1» от CD-Maximum с лицензионным диском от... CD-Maximum!
Всем привет!
Те, кто занимается компакт-дисками лет так уже 25-30-ть, думаю, прекрасно знакомы с лейблом CD-Maximum и двумя его инкарнациями. Для забывчивых и новоинициированных отмечу, что в 1990-е гг. CD-Maximum был одним из первых пиратских лейблов «с лицом», то есть с брендом и солидным каталогом.
Ещё одна отличительная особенность — подход «2-в-1», то есть на один компакт-диск помещались сразу два альбома. Хороший коммерческий ход для не самого сытого времени. И, да, если CD-Maximum издавал артиста, то издавал сразу всю его дискографию. Настоящей легендой, например, стала «Папирусная серия The Beatles» [Discogs].
В качестве источников использовались оригинальные CD-издания, а если альбомы на тот момент времени ещё официально не выходили на компакт-дисках, то в ход шёл оцифрованный винил. Так, CD-Maximum издал все три альбома группы ELF — первого проекта Ронни Джеймса Дио [Discogs], ещё до того, как официальные «цифровые» версии добрались до России.
Кроме того, если позволяло место на диске, CD-Maximum добавлял бонус-треки — сингловые версии, «лайвы», треки с компиляций, редкости с бутлегов и прочее. В общем, такой комплетистский подход.
Первые релизы 1998-99 гг. были достаточно аскетичными по оформлению: вкладка на четыре странички с базовой информацией (трек-листом и составом участников записи), и типовая накатка на самом диске. После 2000-го подход изменился: диски начали комплектовать солидными буклетами, иногда даже плакатами, а на накатках стали воспроизводить «яблоки» оригинальных виниловых изданий. Часть позиций периода ’98-’99 были переизданы с обновлённым дизайном.
В начале 2000-х в России усилилась борьба с пиратством, и году так в 2003-м история CD-Maximum в первой своей инкарнации закончилась. И началась новая — уже в качестве легального лейбла, выпускающего CD по лицензии.
В те годы через меня прошло, пожалуй, большинство релизов CD-Maximum из серии «2-в-1». Что-то остаётся в фонотеке и до сих пор — ранее мы уже обсуждали, например, диски Space & Didier Marouani (ЗДЕСЬ >>>) и Shocking Blue (ЗДЕСЬ >>>) от CD-Maximum. Более того, в начале 2024 г. я приобрёл CD The Doors из старых запасов, о чём рассказывал в рубрике «Пополняш» недели.
В своей легальной инкарнации лейбл продолжает существовать и по сей день. Мне же всегда было любопытно сравнить одни и те же альбомы, выпущенные и в «пиратские», и в «лицензионные» годы (да, «повторные» позиции в каталогах были). И, вот, такой повод представился.
***
Я периодически ревизирую свою фонотеку и заменяю «пиратские» издания на фирменные или лицензионные. Делаю это постепенно и по воле вдохновения. Недавно на глаза попался диск Supermax из серии «2-в-1» от CD-Maximum с альбомами «Don't Stop The Music» (1977) и «Electricity» (1983) [Discogs]. Хм, подумал я, а ведь «Electricity» давно пора заиметь в приличном издании.
Подумал — и пошёл на «Мешок». И немного офигел от цен: от 4.500 ₽ за немецкий первый CD-пресс 1992-го года до 13.000 ₽ за точно такой же диск, но с автографом Курта Хауэнштайна. Мне, конечно, нравится альбом «Electricity», но не настолько :)
Discogs расставил все точки над «i»: немецкий пресс является не просто первым, но единственным фирменным CD-изданием. И одним из двух легальных изданий на компакт-диске в принципе: второе — в 2005 г. выпустил как раз CD-Maximum в своей «лицензионной» инкарнации [Discogs]. Его-то я и решил заказать, а вместе с ним — и реплику первопресса, переизданную российскими «пиратами» в 2021 г. [Discogs].
Любопытно, что «лицензия» CD-Maximum заявлена как издание Digital Remastering. Первопресс же, по всей видимости, является flat-трансфером с мастер-ленты: на обложке нет информации о какой-либо цифровой пост-обработке.
Оба диска обошлись в 850 ₽ (включая почтовые расходы). Более того: диск от CD-Maximum оказался ещё и запечатанным. Поэтому сейчас мы переходим к рубрике…
Вскрытие покажет! («распаковка»)
Vol. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 <— этот выпуск
Диску — 19 лет. Немного не дотянул до «юбилея». Есть какой-то особый кайф во вскрытии заводских запечаток минувших лет, не правда ли? Целлофановую упаковку, конечно же, сохраняем :)
Кстати, отличительная особенность «лицензионного» CD-Maximum — наличие информационного «ярлыка» OBI (в дословном переводе с японского — пояс от кимоно). Реверанс в сторону наших восточно-азиатских партнёров.
OBI'шки — неизменный атрибут аудио-носителей в Японии, которым комплектуются все издания без исключений (>>>1 | 2 <<<). Иногда отсутствие оригинального «ярлыка» может здОрово снизить ликвидность экземпляра. Но это уже выходит за рамки сегодняшней темы...
И вот такая относительно свежая «пираточка» (2021 г.):
Сравнение
Для начала я скопировал трек «Loversnight» с каждого из трёх дисков. Использовал для этого, конечно, православный Exact Audio Copy.
Затем изучил в редакторе:
CD-Maximum #1 (2000 г.)
CD-Maximum #2 (2005 г.)
Реплика первого CD-пресса (2021 г.)
Первое, что бросилось в глаза — варианты CD-Maximum #1 (2000) и реплика первого CD-пресса (2021) идентичны. Есть расхождение в хронометраже: утрамбовывая два альбома на один диск, CD-Maximum подрезал «тишину» в начале и в конце трека. В остальном — это одна и та же фонограмма.
Вариант CD-Maximum #2 (2005) отличается и по громкости, и по спектрам. Для корректного сравнения снизим уровень на 3.5 дБ:
CD-Maximum #2 (2005 г.) -3.5 dB
Выводы
Для ремастеринга CD-Maximum явно использовал фонограмму с издания 1992 года (версию с переоцифровкой мастер-ленты сразу отбрасываем как несостоятельную). Звучание заметно осовременили: накинули компрессии и поигрались эквалайзером, накрутив края диапазона. В прямом сравнении первопресс может даже сначала показаться мутноватым. Вариант с понижением уровня на 3.5 дБ всё расставляет по местам: это не первопресс мутный, а «ремастер» относительно оригинала — слишком синтетический.
Впрочем, совсем плохим я его бы не назвал. Вполне щадящий ремастеринг, особенно по нынешним меркам. Ещё и ремиксы в бонус-секции. Любителям современного звука — мастхэв.
А для любителей трушного «AAD», не желающих тратиться на чистокровные немецкие кружочки, у меня хорошая новость — можно выбрать сразу из двух вариантов. В одном случае — полная реплика оригинального CD, включая буклет; во втором — полиграфия похуже и паузы покороче, но зато на диске будет не один, а два альбома.
Читайте также:
***
Всем хорошего звука!
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru