Найти тему
3,8K подписчиков

6. Зачем покупать компакт-диски в 2022 году? Чем могут удивить аудиопираты

7,9K прочитали

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.

Всем привет! Решил сегодня продолжить рассказ о некоторых своих странных аудио-хобби. В прошлом выпуске мы говорили об актуальном применении дисков MD, еще ранее — про аудиокассеты. Очередь дошла до компакт-дисков, CD.

Не вижу смысла повторять известные факты об этом формате. Яндекс в помощь. Отмечу лишь, что на компакт-дисках издан, пожалуй, самый обширный каталог музыкальных фонограмм за всю историю звукозаписи. Материал, не увидевший свет на CD, скорее, экзотика (и повод для одного из будущих выпусков). Любопытно также, что несмотря на торжество стриминга и аналоговых носителей, продажи компакт-дисков на первичном рынке вновь пошли в рост.

Вторая тема, заявленная в заголовке — аудио-пиратство, тоже не нуждается в ретроспективе. Для молодого поколения лишь напомню, что почти весь 20 век музыка в СССР делилась на официальную и условно не одобряемую (властями, разумеется). Услышать альтернативу официозу в большинстве случаев можно было благодаря пиратскому копированию. В полную силу маховик аудио-пиратства раскрутился в 90-е годы.

Однако ничего не бывает вечным: к концу 2000-х индустрия музыки на носителях, а вместе с ней и домашнего аудио уже находились в терминальной стадии. Массовое распространение mp3 и популярность портативных устройств стремительно завоевали масс-маркет. А именно на эту аудиторию в основной своей массе и работали пираты.

В среде «оставшихся» альтруистов до сих пор идут дебаты, считается ли коллекция коллекцией, если в ней не все диски «фирменные» (произносить с особым придыханием!), и другие подобные разговоры. Есть у меня свое мнение на этот счет. Но перед тем, как его озвучить, хочу поделиться несколькими забавными эпизодами из жизни, связанными с этим дискурсом.

Первый: однажды я оказался в гостях у уважаемого коллекционера фирмЫ, который на вопросы о своем тракте для прослушивания всегда небрежно отвечал: «Самый топ, конечно». Воображение рисовало что-то невероятное. В реальности же система состояла из посредственных бюджетных компонентов Technics и колонок-«столбиков» (экзотика по тем временам), название которых по прошествии лет напрочь выветрилось из головы. Экспонировался этот самый топ на уложенный в несколько рядов строительный кирпич, накрытый куском фанеры. А сами диски хранились многослойными рядами в трех или четырех коробках от кинескопных телевизоров. И что-либо найти в них не представлялось возможным. Владелец просто запускал руку в одну их коробок, что-то шарил вслепую, затем рэндомно извлекал диск и делал вид, что именно его он и искал. А диски, действительно, были фирменными и недешевыми — вот только о качественном воспроизведении не шло и речи.

И второй эпизод: пару лет назад на местной туче появился персонаж, пытавшийся продать несколько сотен компактов с разного рода лайт- и тяжметом. По некоторым артистам — полные дискографии. Правда, это были очень малоизвестные или нишевые артисты 2000-х и начала 2010-х гг., преимущественно из скандинавских стран. Все диски — «фирменные», в отличном состоянии. А сбывал он их, как сам говорил — «за четверть цены покупки», по 350-500 руб. Вот только торговля не заладилась.

As for me, я не считаю себя коллекционером и тем более комплетистом. Хотя бы потому, что коллекция должна иметь четкие задачи и критерии. Поэтому, если я и говорю «коллекция», то подразумеваю «фонотека». Единственное исключение — группа Nirvana, артефакты, связанные с которой, я скрупулезно выискиваю уже не один десяток лет.

Этап собирательства всего на всём я давно прошел. На полках остались только «ликвидные» пластинки и диски. Которые, во-первых, не теряют в цене — и при необходимости их можно реализовать на вторичном рынке, вернув вложения. А на некоторые издания прайс с каждым годом только растет — что тоже не может не радовать. Кстати, такой же принцип я применяю и к аппаратуре.

Я не готов держать в фонотеке целые дискографии, если слушаю лишь несколько альбомов. Отдельные исключения лишь подтверждают правило. И, напротив, если мне нравится какое-то произведение, оно может быть у меня в нескольких вариантах.

Что же касается пиратских CD, у меня нет к ним предубеждений. Использую их для решения специфических задач: когда искомая фонограмма официально на компакт-диске не издавалась. Или издавалась, но небольшим тиражом — и сейчас торгуется спекулянтами за оверпрайс. Оба этих случая разберем на примере группы Space.

Как и многое в нашей жизни в сфере аудио, издание музыки на носителях обросло слоями додумок, теориями заговоров и часто собственной мифологией. Перескажу одну популярную в свои годы телегу об издании Space на компакт-дисках.

Внимание, дисклеймер!

[==> Трансфер с оригинальных мастер-тейпов в «цифру» производился лишь дважды, в 1983 и 1990 гг. Результатом оцифровок стали компакт-диски, выпущенные в те же годы: в 83-м сборник Magic Fly (не путать с одноименным альбомом!), в 90-м — «двойник» Magic Synthetiseurs, переизданный в том же году с измененным трек-листом под названием Le Meilleur Du Synthetiseur CD1 | CD2. Причем, полный каталог произведений Space в «цифру» так и не попал: некоторые альбомы недосчитались отдельных композиций или треки на CD были представлены в версиях с альтернативным сведЕнием.

Последующие издания — в 1996 г. на немецком PolyGram и в 1998 г. на французской «дочке» Virgin Ричарда Брэноса — являются неофициальными. Сделали их чуть ли не российские умельцы на основе сборников 90-го года, а недостающие композиции восполнили оцифровками с пластинок. Первое же официальное CD-издание вышло только в 2000-е, но в качестве исходников для него использовались пиратские компакты из 90-х, которые подверглись зубодробительному мастерингу. <==]

Мне тоже сначала показалось, что всё это имеет мало общего с реальностью. Однако какие-то вещи вполне прошли фактчекинг. Например, диски французского Virgin в базе Discogs маркированы и как официальные, и как пиратские. А издания от Polygram действительно выпущены в Европе, но однозначно трактуются как unofficial. Более того, на некоторых красуется надпись «Для продажи в России и СНГ».

Пролить свет на ситуацию мог бы сам автор — Дидье Маруани. Но творцы редко интересуются такими мелочами. Так что можно считать приведенную информацию базовой. Лучше, чем ничего. И, да, по звуку все эти издания отличаются. Как и хронометраж отдельных композиций. А трансфер с винила на «недостающих» треках вполне считывается на слух.

Все вышеперечисленные издания сейчас физически доступны даже в России. А вот цены за них ломят конские.

В виде реплик (копий высокого качества) доступно немногое: только линейка французского (или псевдо-французского?) Virgin. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле пираты обнародовали все эти релизы. Нужно только знать, как их идентифицировать.

Итак:

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!
Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-2

Полная копия «двойника» Magic Synthetiseurs 1990-го года

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-3

Вольная интерпретация сборника Le Meilleur Du Synthetiseur (примечателен тем, что в него включен трек Let Me Know The Wonder, отсутствующий в предыдущем издании)

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-4

А это — перелицованный клон сборника Magic Fly 1983-го года

Немецкий PolyGram доступен в двух вариациях. От безымянных предшественников небезызвестного CD-Maximum:

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-5

Не путать с релизом пиратской конторы VIL-ART, которая в начале 90-х шлёпала свои диски с откровенно запиленного винила

И самого CD-Maximum:

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-6
Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-7

Альбом Deeper Zone в это издание не вошел. Вместо него на втором диске помещен сольник Дидье Маруани Paris — France — Transit

Клоны дисков Virgin у меня не задержались. Кто-то однажды попросил продать мои экземпляры, что я и сделал.

Правда потом попался Deeper Zone, который полностью идентичен Virgin, но маркирован лейблом Bastien Music. На Discogs его как будто бы считают легальным:

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-8

Впрочем, примерно год назад фонограммы Virgin вернулись ко мне в виде записей на минидисках. Прослушивая очередной выкупленный лот, я с удивлением обнаружил записи Space (диски были не подписаны), причем с очень знакомым звуком. Бывший владелец подтвердил догадку: MD записаны с дисков Virgin.

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-9

Что же касается официальных изданий Space из 2000-х и далее, то это сплошная печаль (см. Loudness War). И даже переиздание дебютного Magic Fly на лейбле Repertoire Records ситуацию не исправило: ремастер получился чересчур выхолощенным. А другие альбомы на Repertoire так и не вышли.

Но действительно качественные варианты все-таки стали доступны — благодаря энтузиасту с никнеймом adds777. В течение нескольких лет он кропотливо реставрировал фонограммы, воссоздавая звук оригинальных мастер-тейпов. И ему это удалось. Использовались все доступные источники, включая оригинальные пластинки и цифровые релизы 80-90-х гг. Многие нюансы реставрации были подробно описаны (увы, текстовые описания я не сохранил, а сейчас попробовал найти их в интернете, но потерпел фиаско). К сожалению, adds777 не раскрыл инкогнито. И есть на этот счет определенные мнения, потому что сделать такую работу любителю просто не под силам.

Конечный итог представлен в двух вариантах: с современными мастерингом «под CD» — Flat Transfer Collection, и с более «аналоговым» звуком — Flat Transfer ReCollection. Причем, первый том дополнен интересными бонусами и сборником The Best Of Space (1981), который на CD никогда не издавался. Во втором томе альбомы представлены в разных вариантах (отличия и в общем саунде, и в сведЕнии).

Обе коллекции идеально помещаются на шести 90-минутных аудиокассетах. Однажды я записывал этот материал на заказ — на хороший «хром» от TDK. А себе решил сделать копии на ленты Raks. Обожаю эту серию кассет с разноцветными «катками»!

Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-10
Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-11
Рассмотрим на примере группы Space. В обзоре — куча пиратских CD, а ещё минидиски и аудиокассеты. Плюс небольшой монолог о коллекционировании.  Всем привет!-12

Читатель может задать закономерный вопрос — к чему все эти танцы с бубном, когда есть винил? На худой конец можно скачать flac: не нравится гонять файлы с компьютера — запиши на CD-R…

Отвечаю: во-первых, я совсем без фанатизма отношусь к винилу. Могу под настроение и послушать. Но особенности АЧХ пластинки далеки от моего представления об эталонном звучании.

Space на виниле — отдельная история. Фирменных изданий несчетное количество: в разных странах альбомы издавались с индивидуальной компоновкой треков, сведЕнием и бог его знает какими еще заморочками. Вот, где танцы с бубном: CD нервно курит в сторонке.

Что же касается CD-R, то давно не занимаюсь этой ерундой. Нет в прожиге болванок никакой эстетики. Да они еще и деградируют похлеще обычных аудиокассет.

На этом вроде бы всё.

Подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях понравившимися материалами и ставьте лайки :) С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

До новых встреч. И всем мира!

ПС. Электронная почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

***

Другие публикации канала:

1. Введение в блог. Сравнение ЦАПов. Yamaha, S.M.S.L., Loxjie. Новый чип ES9068

2. Сравнение ЦАПов — продолжение. Audio-GD, Motu. Субъективный рейтинг. USB-изолятор iFi iDefender+

3. Зачем магнитофон в 2022 году? Nakamichi ZX-7: запись и воспроизведение. Какой тип ленты «лучше»

4. USB-изоляторы для аудио: нужны ли они? Слушаем и смотрим графики

5. Зачем записывать минидиски в 2022 году? Восемь эксклюзивных релизов на MD