Открытый банк заданий ФИПИ 2024
Сегодня хочу поговорить о светлом и добром тексте Ф.А. Вигдоровой про маму ❤️
Самые очевидные проблемы в нём — это, конечно, роль матери в формировании личности, материнское влияние, материнская любовь. В своём сочинении я выбрала менее приметную проблему: проблему воспитания. Ниже прикреплю сам текст и примерный круг проблем, а также то сочинение, которое у меня получилось. В виде бонуса оставлю для вас и возможные литературные аргументы для обоснования собственной позиции ✨
Возможные формулировки проблемы:
❓ Как мама влияет на формирование личности человека? Каково влияние семьи на формирование личности?
❓ Какова роль матери в жизни человека?
❓Каким должно быть воспитание? Как воспитать гармонично развитую личность?
❓Какими должны быть отношения в семье?
И вот что получилось у меня:
Сочинение
Как воспитать гармонично развитую личность? Над этим вопросом задумывается Фрида Абрамовна Вигдорова в тексте, предложенном для анализа.
Автор рассказывает об отношениях внутри семьи Москвиных. С ранних лет Андрей научился у мамы чувствовать весенние «запахи земли, листвы, сада», любоваться причудливыми формами опавших осенних листьев. Благодаря матери мальчик понял, «как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем», как важно прислушиваться к тишине. Становится понятно: именно мама открыла Андрею весь мир, его красоту, необходимость чутко относиться к природе.
Далее автор говорит о нескольких случаях, которые навсегда остались в памяти героя. Когда Андрей рассказал маме о просьбе учителя записывать и передавать фамилии хулиганов, он удивился, «как хорошо и просто она придумала» указывать собственное имя вместо того, чтобы ябедничать. Также мы узнаём о том, что «всю домашнюю работу они делали вдвоем», а «мягкая насмешка» матери в ответ на то, что мальчик молча смотрел на её работу и не предлагал помощь, запечатлелась в его сердце сильнее «самого беспощадного укора». Автор позволяет понять: мамины слова и поступки, добрые советы и доверие помогли герою сформировать собственные нравственные убеждения, научили его общаться с другими людьми, оставаться честным и не бояться работы.
Второй пример дополняет первый: благодаря мягкому влиянию мамы Андрей не только обрёл способность замечать красоту окружающего мира, но и узнал о том, что такое честь и мужество, понял, как важно помогать близким, вырос трудолюбивым и совестливым человеком.
Фрида Абрамовна Вигдорова убеждает нас в том, что гармоничная личность формируется в условиях любви и доверия, когда ребёнок даже не знает, что его «воспитывают». При этом родителю важно передать детскому сердцу чуткую любовь к природе, заложить в нём нравственные ориентиры, приучить к труду.
Я разделяю мнение автора. Чтобы воспитать гармонично развитого человека, нужно вложить в него умение наслаждаться красотой, жить согласно голосу совести, трудиться на благо окружающих. Если упустить одну из этих способностей, не привить её в раннем возрасте, то человек не сможет вырасти всесторонне развитым. Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич рос в атмосфере любви и заботы, и благодаря родительскому влиянию он стал чутким, добрым, восприимчивым к красоте. Однако Обломовка лишила его опыта труда: за Илюшу всё делали няньки, мама чрезмерно жалела и опекала его, потакала лени, позволяла прогуливать уроки. Во взрослом возрасте Обломов страдал оттого, что он оказался совершенно неприспособлен к жизни: справиться с трудностями, усердно работать, принимать важные решения он не мог. Герой гибнет, и причина его нравственной и физической деградации — Обломовка, воспитание, которое он получил.
Итак, гармонично развитым и счастливым человек вырастет, если родители сумеют вложить в него совокупность жизненно важных качеств: созерцательность и богатое воображение, дополненные трудолюбием и честностью.
Литературные аргументы о материнской любви:
📔 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: сцена прощания Петра Гринёва с матерью, Авдотьей Васильевной
📔 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: прощание безымянной матери с Остапом и Андрием перед их отъездом на Сечь
📔 Л.Н. Толстой «Детство»: нежная любовь маленького Николеньки Иртеньева к матери
📔 И.С. Тургенев «Отцы и дети»: мама Евгения Базарова, Арина Власьевна, продолжала нежно любить сына, несмотря на то что он стал взрослым и самостоятельным, грубым, нетерпимым к выражению чувств
📔 Ю.Я. Яковлев «Сердце земли»: грустная история о том, как сын был разлучён с матерью в годы ВОВ. Его эвакуировали из Ленинграда, а мама погибла во время блокады. Сердце матери стало сердцем земли, у которой повзрослевший рассказчик просит защиты
📔 А.П. Чехов «Душечка»: Ольга находит счастье в заботе о мальчике Саше, которого она полюбила как родного сына
📔 Е.Б. Ауэрбах «Я поздно понял...»: рассказчик винит себя за то, что не ценил материнской заботы и самоотверженной любви, пока она была жива
📔 А.Н. Толстой «Русский характер»: мать Егора приняла его таким, какой он есть — с обезображенным на поле боя лицом. Вернувшись домой, он не назвал себя, так как боялся показаться перед родными, стыдился своего увечья. Но материнское сердце не обманешь: мама почувствовала, что перед ней её сын, она придала Егору душевных сил жить дальше
Литературные аргументы о воспитании:
📔 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: завет Гринёвых и Мироновых, который передаётся от родителей к детям — «Береги честь смолоду»
📔 А.С. Пушкин «Дубровский»: Владимир Дубровский унаследовал от отца представления о чести, стремился сохранить память о своей семье
📔 Л.Н. Толстой «Война и мир»: семья Ростовых, семья Болконских (строгий, но любящий отец)
📔 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Тарас передаёт своему старшему сыну любовь к Родине, стремление защищать её от врага, сохранять честь и достоинство даже перед лицом смерти
📔 Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: отец научил Чичикова «беречь копейку», стремиться к накоплению, не задумываясь о духовном развитии
📔 И.С. Тургенев «Отцы и дети»: Николай Кирсанов всегда был мягок и терпим к сыну, желал для него лучшего, уважал его взгляды
📝 Буду рада вашей обратной связи в комментариях, лайкам и подпискам, замечаниям и предложениям! Какое сочинение ждёте следующим?)