Найти тему

Пересел с утилита на легкий снегоход. 3 причины

Оглавление

От новичка до эксперта за 10 лет ежедневных выездов.

Мой опыт катания - более 10 лет.
Мой опыт катания - более 10 лет.

Меня зовут Алексей, живу в деревне. Первый утилитарный снегоход купил в 2014 году. Прошел около 20000 тыс километров в разных локациях — от Питера до Мурманска. Сначала увлекался рыбалкой, потом перешел в активный отдых.

Первым был двухтактный снегоход, позже поменял на четырехтактный. В 2024 году купил легкий снегоход эндуро Сталкер. Выезжаю зимой почти каждый день и не просто по накатанным трассам, где передвигаться легко. Еду в лес без трасс по маршрутам с разной пересеченной местностью и структурой снега.

Все видео на канале.

Набрался опыта и все еще подхватываю новое. Всем этим делюсь здесь на канале. В новой статье расскажу, как это – кататься на снегоходе по лесу, заодно пару мифов развею.

Утилитарные снегоходы

Эти машины – настоящие рабочие лошадки: мощные, универсальные, много места для пассажиров и грузов. Как правило, они довольно габаритные и оснащены для различных задач – от работы до рыбалки и охоты. Многие, в том числе и я, используют их для активного отдыха. У меня был опыт управления снегоходами с двухтактным и четырехтактным двигателями.

Первый двухтактный снегоход

Взял из-за стоимости. В далеком 2014 году начитался форумов и выбрал Arctic Cat 570xt. Это был один из самых прекрасных дней в моей жизни. Красивый новый снегоход синего цвета с красивой мордой и супер мягкой подвеской.

Мой первый снегоход Arctic Cat.
Мой первый снегоход Arctic Cat.

Гонял на рыбалку, на Ладогу каждый день. В лес не заезжал — застрял пару раз и эксперименты на этом закончились. На третий год осмелел и начал нарабатывать опыт по выкапыванию снегохода в лесу. Пробивал трассы в начале зимы и катал по ним весь сезон.

Именно в лесу я понял, что 2т снегоход меня не устраивает. В выхлопе присутствует сильный запах сгоревшего масла. На низкой скорости приятного мало. Едешь и дышишь не свежим воздухом, а как на вредном производстве — адским выхлопом. Чтобы запах не чувствовать, надо быстрее ехать. Но там где я катаюсь это невозможно.

Не раз застревал в снегу.
Не раз застревал в снегу.

Жена после одной поездки отказалась со мной кататься. Одежда всегда пахла выхлопом снегохода. Это объясняется системой смазки двигателя — в бензин добавляется масло, которое сгорает вместе с бензином и выбрасывается в атмосферу.

Сильный и звонкий шум двигателя начал утомлять. После 30 минут поездки без остановок голова начинала гудеть. Добивал большой расход бензина и 2т масла. Катался я много, расход был около 30-40 литров на 100 км.

С заправки возил по 8 двадцатилитровых канистр. После 10000 км, я решился продать двухтактник и купить четырехтактный снегоход. Посчитал сколько бензина сжег - 3000-4000 тыс. литров за 5 сезонов.

Второй четырехтактный снегоход

Мне нужен был более экономичный и малошумный двигатель без едкого запаха. Иномарки ни новые, ни БУ не рассматривал. Как упоминал выше, километраж наматывается большой - нужно чаще делать техническое обслуживание. В 2020 году ТО было не дешевым, а сейчас цены еще выше. Плюс с каждым километром он становится дешевле.

Да и сумма возможных ремонтов была не по карману. Как говорят, если есть свободные деньги на снегоход и +30% на возможный ремонт, то покупай смело. У меня строилась баня, покупал катер и было пару других проектов, поэтому пошел другим путем.

Мой второй снегоход - тяжелый утилит.
Мой второй снегоход - тяжелый утилит.

После прочтения километров форумов, взял Стелс Витязь. Многие скажут — фу, наш. Могу сказать, что наслаждаюсь до сих пор. Не орёт как 2т, а поёт. Расход уменьшился на треть. Выхлопа нет. Тяжелый, подвеска отличная, приемистость отличная - только прикоснулся к курку газа, он летит вперед. Двухтактник не так реагирует на газ.

В 2020 эти модели были с детскими болячками, о которых я знал с форума. Почти все залечил сразу в сервисе на первых ТО. И только один раз вернулся на буксире.

Попрыгал на трамплинах. С движком все нормально, лопнула сварка на приводном валу. Ремонт занял час. Ничего страшного не произошло.

За сезон прошел 5500 км. Это были в основном длительные поездки на большой скорости и большим километражом. Рыбалка на Белом море, озерах Карелии и Тихвинского района. Жена со мной стала кататься периодически. Есть пониженная передача. Грузы таскает какие хочешь.

В лес на утилите

На этом снегоходе я стал практиковать поездки по лесу без трасс. В чате владельцев Витязя начал жаловаться, что управлять в лесу невозможно. Там мне два Дмитрия сказали, что лошара, управлять не умеешь, вот как надо. Это было контрруление и заваливание снегохода в сторону поворота. Критику я воспринимаю адекватно, попробовал в глубоком снегу и у меня получилось!

На тяжелом снежике встревал не раз.
На тяжелом снежике встревал не раз.

Зона комфорта и места, куда я доезжал, меня вдохновили. Я был счастлив. Позже начались эксперименты по проходимости. Я стал нащупывать предел возможностей и нашел его. В глубоком снегу, на пересеченной местности, в ручьях, канавах, болотах вес играл решающее значение.

Перелопатив лопатой не одну тонну снега, испробовав многие лебедки, веревки и канаты, стал задумываться, как этого избежать. Сразу скажу, что иногда я катался с друзьями с BRP на 60 гусянке.

Мой снегоход на 50 гусянке лучше управлялся в лесу. Я не видел у них преимущества, потому что мог проехать быстрее, маневреннее и увереннее. Отчасти из-за большего опыта.

На 60 гусянке по моему мнению можно уверенно кататься по рекам, болотам - по прямым. Наслаждения от маневренности на нем не получить. На маневрировании она застревает как и все, приходится откапывать. Для работы супер - для отдыха нет. Не моё. Оптимально для Ленобласти гусянка на 50.

Горные и другие летающие снегоходы

Пару раз катался по лесу с горником и кроссовым снегоходом. Они непригодны для леса. Их мощный 2т мотор с высокими оборотам для легкого преодоления горных склонов или разгоном по трассам, в лесу - источник проблем. При нажатии на курок газа, гусеница начинает быстро крутиться на высоких оборотах.

Снегоход выстреливает с большой скоростью вперед, либо гусеница пилит снег до земли. В первом случае машина рано или поздно встретит дерево на своем пути. Во втором — постоянное выкапывание, как в случае с тяжелым снегоходом, скоро отобьет желание заезжать в лес.

Что я понял после 10 лет

Накатанные трассы с 2014 года в округе 100 км я прошел все и не по одному десятку раз. Мои попытки съезда с трасс научили управлению снегоходом в лесу: контррулению, заваливанию в направлении поворота. Этому я научился через 7 лет владения снегохода! Через 7 лет!!! Я понял, что летать по прямым участкам и управлять в лесу — это две разные вещи.

80% снегоходчиков не умеют управлять снегоходом в лесу

Практически все мои знакомые не умеют управлять снегоходом в сложных условиях. Да, на прямой — реке, болоте, лесной дороге или укатанной трассе — жмут на курок газа, снегоход летит. Ума большого не надо. Здесь можно затронуть вопрос безопасности, у меня при выездах в одиночку он стоит на первом плане.

Но как только они съезжают в лес, снегоход превращается в неуправляемую корову. Там оказывается еще деревья нужно объезжать, а часто они стоят очень плотно.

Какие сделал выводы для леса:

  • Не важна мощность и скорость снегохода.
  • Движение должно быть “умным” и осторожным.

Иначе “приключения” в виде выкапывания и аварий будут преследовать вас. Это очень тяжело, особенно когда катаешься один. Но и 2-3 и больше экипажей постоянное групповое вытаскивание снегоходов дается очень трудно.

Застревает не только первый снегоход, но и следующие за ним. Во-первых, надо как-то далеко не уехать. После недлительного ожидания надо развернуться, а это бывает достаточно сложно. А вдруг товарища придавило тяжелым снегоходом и каждая секунда на счету? Потом нужно доехать до места, где застрял ваш товарищ.

Прямо до несчастного доехать вы не сможете, нужно останавливаться за несколько метров и преодолевать путь по пояс в снегу. 3-10 таких приключений, особенно в глубоком снегу, и вы будете мокрым насквозь, захочется пить, силы закончатся. Короче, жесть!

Пропадает желание съезжать с трасс

После этого у вас и ваших товарищей желание съезжать с трасс пропадёт. Обязательно пропадёт, рано или поздно. Мне комфортнее одному идти по лесу, чем вытаскивать снежики. Я хочу наслаждаться природой, а не участвовать в игре по выкапыванию.

Признаться честно, не люблю кататься в компании. Каждый хочет поехать по своему маршруту. Ну и тебя никто не спрашивает куда хочешь ты...

Движение друг за другом не приносит удовольствия, только когда еду первым. За кем-то двигаться удовольствия мало, особенно если он на двухтактном снегоходе.

Конечно, я один тоже застревал, в моем кофре веревки, домкрат, пила и секатор. Всё, чтобы выбраться, в том числе ручная лебедка (на электрическую не надеюсь — может выйти из строя или высадить в ноль аккумулятор).

Такое бывало на Арктик Кэт.
Такое бывало на Арктик Кэт.

Я экспериментировал в прохождении сложных участков сотни раз. И понял, что если хочешь отдохнуть нормально, нечего лезть в дебри. Целее будешь.

Это сильно ограничило мое передвижение в лесу. Я видел, что есть много маршрутов, проходящих через сложную местность, которые я не использую из-за веса снегохода.

Зимой застрял на утилите.
Зимой застрял на утилите.

Два года я искал искал варианты. Опять в чате, в конце 2023 мне сказали о легком снегоходе - гибриде горника с экономичным 4т двигателем. Я заказал его. Альтернатив не видел, а в лес очень хотелось.

Снегоход эндуро для леса

Снегоход Сталкер приехал ко мне в январе 2024. На нём я сделал около 50 выездов в те места, куда не решался заехать до этого. Прошел 1300 км по пересеченной местности, практически не выезжая на трассы.

Примечание: в видео ниже продвижение в снегу около 1 метра. Утром этого же дня мы попытались на БРП Тундра (230 кг), Стелс Витязь (350 кг) и Линкс Арми 800 на 60 см гусянке съехать с трассы в поле. Застряли на повороте обратно по 2 раза, выехали на трассу, перекрестились и больше с трассы не съезжали. А легкий снегоход не только шел по прямой, но и с маневрами.

Эти выезды были не в режиме “сел на заднее место” и проехался по накатанной трассе 100 км, а в стойке, в сложных условиях, где каждый метр — это новый и неизведанный маршрут, который ты видишь первый раз.

До первого выезда я сомневался в его возможностях, потому что мотор был 250 кубиков и 21 лс (у меня эндуро мотоцикл Сузуки Джебель 250 с таким же объемом двигателя). Еще и узкая гусеница, хоть и с большим грунтозацепом. Мне казалось, что движка мало, снегоход будет проваливаться, но всё оказалось по-другому.

Маневрирую на Сталкере в лесу.
Маневрирую на Сталкере в лесу.

Это гибрид из гусеничного блока горного снегохода со всеми вытекающими преимуществами и экономичного, с высокой тягой на низких оборотах, 4т двигателя - копии бестселлера GY6 от Хонда.

Мотор выпускают 4 производителя в Китае. Он ставится на огромное количество малокубатурной техники - мотоциклы эндуро, квадроциклы, небольшие снегоходы. По трассе скорость 60 км/ч, для леса — больше не надо.

Скорость в лесу даже на утилитарном снегоходе не превышает 40 км/ч, а часто даже ниже — около 25 км/ч. На Сталкере можно маневрировать между деревьев на скорости, легко заваливая в повороты, балансируя телом помогая совершать маневры.

Кратко о впечатлениях после сезона

Проходимость — феноменальная, вес снегохода около 180 кг + 10 литров в баке. Даже со мной, весом 115 кг и дополнительной канистрой 10 л. Там, где тяжелый снегоход проваливается, этот плывет. А также его держит очень тонкий наст.

Снегоход Сталкер плывет по лесу!
Снегоход Сталкер плывет по лесу!

Хорошая тяга на низких оборотах. Если упрется в дерево, то двигатель крутит гусеницу с шипом 65 мм! Попробуйте это сделать на утилите, сожжете ремень и вариатор до кучи. В горки идет более 45 градусов.

Специально останавливался посередине горки, и трогался… Тяге я удивлен - а что так можно было? На тяжелом так не рискую. Вес снегохода со мной почти полтонны. Ремень вариатора можно спалить.

Горки - не проблема.
Горки - не проблема.

Принятие решений о направлении маршрута — принимаются мгновенно. Вопрос ехать мне туда или нет, как раньше, даже не стоит на повестке. Еду куда глаза глядят. Раньше пользовался навигацией для выбора пути, сейчас пользуюсь в режиме “куда это я заехал”?

Снегоход не страшно засадить. Обращаю внимание — я катаюсь один, за десятки километров от дорог и населенных пунктов. Помочь некому. Раньше я сто раз отмерял, один отрезал.

Сейчас по барабану - сначала еду, потом разбираюсь. Если застрял — в 90% случаев достаточно слезть с него и нажать на курок газа. В оставшихся 10% — нужно ногами обтоптать по кругу - под хвостом и мордой, потом сделать тоже самое.

Но как говорится: волков бояться — в лес не ходить. Вообще в лесу я с детства. Батя приучил на рыбалке. Вожу с собой лыжи, заряженный телефон, повербанки, термос, перекусить, разжечь огонь, сухое белье. В следующих статьях расскажу подробнее что катается со мной.

На снегоходе Сталкер на трамплинах.
На снегоходе Сталкер на трамплинах.

Легкий. На дельте веса после утилитов я был просто поражен. Утилитарник весил со всем скарбом и бензином — 450 кг, а этот около 180, с бензином в баке 190 кг. В 2 раза легче! А скорость движения по лесу увеличилась, потому что не проваливается. Заваливать и входить в повороты легко.

Расход бензина 12-18 литров на 100 км. За 1300 км поменял масло в двигателе - 1л 0w40. И ремень вариатора на 1250 км стоимостью 2000 руб. Я еще не встречал снегохода с такими характеристиками с такой низкой стоимостью владения. Сейчас заказал второй модернизированный Сталкер. Подробнее расскажу позже.

Сталкер - не замена утилитарным снегоходам

Не хочу сказать, что снегоход Сталкер заменит утилитарный для перевозки грузов или скоростному движению по прямым участкам. Но он точно его заменит при движении по лесу. Можно заехать, как говорится туда, где волки гадить бояться!

Виды снегоходов примерно можно сравнить с мотоциклами:

  • Горники и кроссовые - спортбайки.
  • Утилитарные - туристические.
  • Легкий эндуро - снегоход Сталкер.

На горниках и спортбайках не катался, но думаю что это примерно так. Туристический и эндуро мотоцикл у меня есть. В лесу лучше всего кататься на эндуро.

Для себя открыл многие места в лесу. Сначала я с опаской выдвигался в новые локации. Вы бы знали как я боялся переезжать канавы вначале, после утилитарника.

Въезжать в гору или спускаться с неё. Ведь раньше для меня это было не доступно на тяжелых снегоходах. Спросите почему? Ответ простой - нафиг надо!

В первый же день заехал в пухляк глубиной около 1 м. Было действительно страшно, когда я застрял из-за отсутствия опыта управления лёгкой машиной. Еще лыжи не взял. А надо было лишь слезть с него и нажать на газ. Конечно я додумался до этого, но не сразу!

За 2 месяца на утилитарный сел 1 раз, когда с женой катались на двух снегоходах. Она - на Сталкере.

Мы с супругой на снегоходной прогулке.
Мы с супругой на снегоходной прогулке.

Сейчас у меня два снегохода - один для прямых скоростных участков, другой для леса. Мне интересны сложные маршруты для передвижения в стойке стоя, а не унылое передвижение на большой скорости сидя на пятой точке. Для себя я открыл снегоход эндуро, который доставит меня в непролазные дебри и я увижу новые красоты леса!

До встреч!
До встреч!

Спасибо, что дочитали до конца! Буду дальше рассказывать об опыте использования снегохода и сопутствующих приключениях!

Если не согласны или есть вопросы - пишите в комментариях, отвечу на все.

Видео о выездах на снегоходе Сталкер в разных условиях.

Читать: Тестирую легкий снегоход Сталкер с характером эндурика. Пройдено более 1000 км.