Когда я задумался о покупке снегохода, первое, что пришло в голову – это всемирно известные машины мощные утилитарные BRP. Они заслуженно считаются эталоном в сфере снегоходостроения. Но в процессе эксплуатации я обратил внимание на ряд важных моментов, которые в конечном итоге повлияли на выбор в пользу снегохода эндуро "Сталкер".
В этой статье расскажу о том, по каким параметрам я оценивал снегоход для леса и какие преимущества снегохода "Сталкер" убедили меня отдать ему предпочтение перед более популярными моделями BRP.
Кратко о себе
Живу и работаю удаленно в деревне более 10 лет. Прохожу на снегоходе каждый день 10-60 км один, так как просто банально не с кем. Друзья приезжают на выходных, но часто у них есть свои дела по хозяйству, к ним приезжают гости и так далее, и тому подобное. Катаюсь один, готов ко многим ситуациям. Техникой безопасности не пренебрегаю.
Первым был двухтактный снегоход. Считаю, что для отдыха в лесу он не подходит. Запах от выхлопа ужасный (сгоревшее масло) и шумный двигатель. Сначала не замечал, но позже стал понимать, что через 30 минут голова начинает гудеть.
Купил утилитарный снегоход Стелс Витязь с четырехтактным двигателем и получил огромное удовольствие. Он и сейчас у меня есть, продавать не собираюсь. После нескольких лет владения понял, что утилитарник предназначен для укатанных трасс и мне нужен еще один снегоход для леса.
Мне стало скучно на укатанных трассах - душа рвалась в лес
За последние несколько лет я изъездил каждый маршрут в пределах 50-70 км от дома, если не больше. Каждый из них – как минимум несколько десятков раз. Мне стало скучно.
Стал чаще съезжать с трасс и понял, что новые ощущения и вдохновение от поездок — это лес! Не ровные трассы, реки или болота, а лес, который часто бывает под боком, но почему-то по нему никто не катается.
Почему с трасс многие не съезжают? Практически у всех машины мощные и тяжелые. Это затрудняет движение по сложным маршрутам, к которым относится лес с пересеченной местностью.
В 90% случаев съезд с трассы грозит застреванием и большой потерей сил. А если снег сложный для передвижения — пухляк, мокрый, с десятками разных структур, то можно и дальше 10 м от трассы не отъехать.
Если катаетесь с друзьями и помогаете выезжать друг другу из снега, то вы проедете чуть больше, чем ехали бы один. Через пару поездок съезжать с трассы будет казаться глупой идеей. Направлять мощную, но тяжелую машину в целик (без трассы) рано или поздно не захочется.
Два года поиска снегохода для леса
Два года я искал оптимальное соотношение веса и мощности в снегоходе, прежде чем сделать окончательный выбор. Поиски среди популярных брендов не увенчались успехом:
- В линейке BRP, Polaris, Yamaha и других просто нет легкого снегохода с 4т двигателем. Все идут с двухтактным, а в лесу такой приносит мало удовольствия. Громкий звук и отвратительный запах выхлопа со сгоревшим маслом.
- Отечественные производители выпускают легкие снегоходы, например, Стелс Капитан, Ирбис, Шармакс. Они близки к тому, что я искал, но маломощные двигатели, вибрации, подверженность поломкам и заводские недоработки исключили их из списка потенциальных вариантов. Других альтернатив не было.
Однажды, в снегоходном чате я увидел упоминание о работе Дмитрия Бардина, который с 2014 года занимается тюнингом малокубатурных снегоходов. Он оживлял Стелс Капитан, меняя практически всё, кроме облицовки. Снегоход назывался "Сталкер" — ресурсный и неприхотливый четырехтактный двигатель с гусеничным блоком от горного снегохода.
Один из владельцев сказал, что после поездок на "Сталкере" я никогда не вернусь к управлению тяжелым снегоходом в условиях леса. Стоит упомянуть, что я видел видеоролики Бардина несколько лет назад, когда мы ремонтировали Стелс Капитан моего друга. Дмитрий ведёт свой канал по тюнингу снегоходов, на котором более 5000 подписчиков.
Эта история заинтриговала меня настолько, что я и мой друг, для которого в снегоходах главное – легкость, а не мощь, решили заказать по машине. Мы были не первые в очереди и наши снегоходы пришли на следующий сезон, в январе 2024.
Что показали 2 месяца ежедневной эксплуатации
За два месяца тестирования "Сталкера" мы убедились, что получили то, на что рассчитывали. Я пересел на Сталкер с тяжелого снегохода, а друг — с Капитана. В это время я только один раз сел за руль утилитарного снегохода, когда мы выехали с женой на двух снегоходах, она естественно на Сталкере.
Примечание: утром на трех утилитарных снегоходах (БРП тундра, Линкс Арми 800 на 60 гусянке и Стелс Витязь) съехали с трассы в поле. По прямой шли нормально, но при повороте в горку или под, морды ныряли под снег. Копали все. Кое как развернулись, выехали на трассу, перекрестились и больше с трассы не съезжали. Проехав на Сталкере, я ощутил все прелести легкого снегохода. Подробнее о выезде в пухляк около одного метра в видео ниже.
Я прошел 1250 км, за это время поставил на руль зарядку для телефона, дополнительное освещение и поменял ремень вариатора за 2000 р. Всего 2000 рублей, Карл!!! Поменял масло в двигателе — 1 литр, 0w40 синтетика. И больше ничего не делал. Вы бы видели расходы на более мощные снегоходы.
На заправку стал ездить в 3 раза реже. Можно сказать, что самым прожорливым у меня был утилитарник с 2т двигателем (арктик кэт 570xt - до 40 л на 100 км). Четырехтактный утиль ел до 30 л на 100 км.
Сталкер имеет расход от 12 до 18 литров, в зависимости от структуры снега и сложности маршрута, а также от того как сильно жмешь на курок газа. Я жал от всей души и на все деньги.
Я понял, что для меня нет преград в лесу — двигаюсь куда хочу и где хочу. Преодолевая овраги, канавы, прыгая на трамплинах, забираясь в крутые склоны. Динамика по прямой до 60 км в час, учитывая то, что заказал версию с тяговой, а не скоростной звездой.
На нем трудно застрять, а если застрял, требуется не более 3 минут чтобы выехать практически из любого снежного плена. В 90% случаев достаточно слезть с него и нажать на курок газа. Он выйдет сам. Это действительно снегоход-эндуро с феноменальной проходимостью в лесу вне трасс.
Еще что заметил — не жалко направлять его в те места, куда бы ни за что не поехал на тяжелом снегоходе. Облицовочный пластик очень крепкий, меня порадовал. Рычаги лыж не смог погнуть об деревья и пни. Можно сказать, неубиваемые.
Например, на Арктик Кэт я бы их уже поменял несколько раз. Усиленная рама выдерживает прыжки на скорости около 50 км в час по трамплинам. Подвеска, гусеница, рассчитанная на мощный двигатель также неубиваемая. Для леса нет лучшей конфигурации снегохода.
О производителе
Дмитрий Бардин сказал, что делал снегоход в первую очередь для себя. Это его хобби. Если человек увлечен, то приложит все усилия, чтобы изделие получилось одним из лучших. И у него это получилось, тем более, что руки у Дмитрия растут не из-заднего места, как у меня.
В конце сезона Дмитрий рассказал, что изучил видео, а также принял к сведению мои мысли. И уже подготовил вторую версию, где есть ряд изменений, которые повысят проходимость. Я расскажу о них позже - уже заказал новую версию и жду нового сезона.
Сталкер совмещает легкость, с тихим, неприхотливым и ресурсным четырехтактным двигателем с высокой тягой на низах. Усиленной рамой, гусеничным блоком с великолепной подвеской и гусеницей горного снегохода.
Это именно то, что нужно для сложных маршрутов в лесной местности. Большое пятно контакта гусеницы обеспечивает великолепную плавучесть в глубоком и рыхлом снегу. А самый большой грунтозацеп — до 65 мм обеспечивает отличное сцепление с любой структурой снега, даже в гору.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому более детально о моих впечатлениях от "Сталкера" и что из этого вышло, вы можете узнать, посмотрев видео на нашем канале.
В телеге можете первыми узнать о выходе новых материалов по активному отдыху в деревне на квадриках, болотоходах, снегоходах, мотоциклах и катерах. У меня 10 единиц зимней и летней техники.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал в Дзэн, будет много полезного.
Видео: Испытания снегохода Сталкер в реальных условиях.
Читать: Тестирую снегоход Сталкер с характером эндурика. Пройдено более 1000 км.