Найти тему

Топ-5 причин почему 90% владельцев утилитарных снегоходов боятся съезжать с трасс

Откатав 10 лет на утилитарных и туристических снегоходах, я понял, что мощность не всегда имеет значение в лесу, особенно в глубоком снегу. Часто приходится сидеть и ждать, когда кто-то пробьет трассу. Бывает, даже с группой не проехать по засыпанной снегом лесной дороге. На ста метрах можно натаскаться снегоход так, что руки не поднимаются. Нужно еще как-то развернуться, что в условиях плотного леса бывает непросто.

90% владельцев тяжелых снегоходов не съезжают с трасс
90% владельцев тяжелых снегоходов не съезжают с трасс

Зимой катаюсь практически каждый день, поэтому стал искать выход. У утилитарников один серьезный недостаток — большой вес. Это приковывает к трассам, выдвигаться в лес даже в составе группы проблема.

Мощный мотор требует крепкого конструктива, вместительного топливного бака, дополнительных элементов подвески, широкой гусеницы и других элементов. Каждый элемент поднимает массу снегохода, проявляется другая сторона.

Чего боятся райдеры утилитарных снегоходов

Всё, что описываю, испытал на своей шкуре. Все трассы в радиусе 100 км объездил за несколько лет. Меня тянуло в места, где их нет — в лес. Через 2 года я нашел снегоход, который позволил мне это сделать. Напишу про него ниже, а сейчас расскажу, что я понял про передвижение на утилитарном снегоходе вне трасс.

У меня три снегохода, среди них тяжелый Витязь и легкий Сталкер
У меня три снегохода, среди них тяжелый Витязь и легкий Сталкер

Владелец тяжелого утилитарного снегохода обычно старается остаться на трассе и избегает глубокого снега, особенно в лесу, по 5 основным причинам:

  1. Риск застревания. Из-за большей массы утилит может легко застрять в глубоком снегу. С массой увеличивается давление, снежный покров не держит машину. На скорости по прямой она способна пройти. Но снегоход начинает тонуть, как только скорость сбрасывается для поворота или разворота. Гусеница прорезает рыхлый снег, машина застревает.
  2. Сложное вытаскивание. Если снегоход застрял, извлечь его из глубокого снега очень сложно, трудоемко и даже опасно без помощи специального оборудования или других машин. Неопытный райдер начинает беспомощно давить на курок газа, снежик орёт, но ничего не происходит. Как стоял, так и остается стоять. При этом часто горит ремень вариатора, а иногда сам вариатор.
  3. Повышенные нагрузки ведут к износу и порче снегохода. Глубокий снег вызывает повышенное сопротивление движению. Снегоходу часто приходится двигать сугроб впереди себя. Хорошо помогает пониженная передача, но она есть не на всех моделях и часто ее наличие не улучшает ситуацию.
  4. Расход топлива. Движение через глубокий снег требует повышенного расхода из-за большого сопротивления движению. Нужно брать с собой больше топлива, заливать полный бак. Это увеличивает вес. Есть вероятность, что бензин закончится, нужно цеплять волокуши с канистрами. Снегоход и так в глубоком снегу плохо идет, а с волокушами будет еще хуже…
  5. Безопасность. Скорость и маневренность тяжелого снегохода значительно снижаются в глубоком снегу. Могут происходить ситуации, увеличивающие риск аварий и травм. В том числе, снежик может завалиться и придавить райдера. Бывают даже трагические случаи.
Сам застревал не раз на тяжелом снежике
Сам застревал не раз на тяжелом снежике

Райдер вынужден придерживаться заранее проложенных маршрутов или трасс. Это обеспечивает более надежную и безопасную езду для тяжелых утилитарных снегоходов. После череды неудачных попыток лес выдавливает на трассу. Зачем съезжать, если там опасно и не практично?

В лесу высокая скорость опасна из-за ограниченного пространства для маневров. Плотная растительность, деревья и другие препятствия требуют внимательности и быстрой реакции. Тяжелый утилит обладает большой инерцией, изменить направление движения бывает непросто, это требует больших сил и расхода энергии.

Неудачный маневр
Неудачный маневр

Мощный, тяжелый снежик больше подходит для перевозки крупных грузов по накатанным трассам. К тому же, ест бензин бочками, дорогой в обслуживании и ремонте.

Легкие снегоходы

При движении в лесу больше ценится маневренность и легкое управление на низких скоростях, а не высокая скорость. На это способны только легкие и управляемые снегоходы без излишней мощности.

Производители предлагают легкие снегоходы. Но чтобы сделать больший охват, они держат низкую цену. Это отражается на конструктиве — дохлые моторы, неправильная развесовка, всякого рода болячки.

Таких снегоходов немного, одни из них: Стелс Капитан, он же Woideal и Ataki, Irbis, Sharmax. Из года в год выпускаются модели с одними и теми же проблемами. Бывает, что новая серия хуже предыдущей. Цель производителей — сохранить низкую цену.

Что выбрал я

В чате владельцев моей марки снегохода мне подкинули контакты мастера, который оживлял Стелс Капитан — делал глубокую модернизацию. От Капитана остался один пластик. После переговоров мы с другом заказали два снегохода Сталкер с 4т двигателем и гусеничным блоком от горника.

Теперь катаю на снегоходе Сталкер в лесу
Теперь катаю на снегоходе Сталкер в лесу

В январе 2024 оба получили, что хотели:

  • Я пересел с тяжелого снегохода на легкий.
  • Друг получил такой же легкий снегоход, как свой Капитан, но гораздо мощнее. Этого хотят все владельцы такой техники.

Тогда же я решил вести блог и снимать видео. Зимой в лесу были только мои следы. За сезон прошел 1200 км. Пересев с тяжелого утилита, я был удивлен — а что так можно было? Проходимость феноменальная. Где раньше застревал, снегоход Сталкер пролетает. Смотрите в видео.

Засадить трудно, а если засадил в 99% случаев достаточно слезть и нажать на курок газа. В других — потянуть за лыжи спереди, переставить зад руками или подтоптать под мордой и хвостом снег.

Скорость до 60 км/ч. В лесу можно фрирайдить и прыгать на трамплинах. Это эндуро снегоход. На тяжелый снегоход пересаживаться желания пока нет, но оставлю его для маршрутов превышающих 100 км в одну сторону.

Спасибо, что дочитали до конца! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: приключения и возможности Сталкер смотрите в видео на нашем канале.

Читать: опыт владения снегоходом-эндуро Сталкер.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц