Будущие владельцы снегоходов верят в обещания безграничной свободы в зимнем лесу, но как только съезжают с накатанной трассы, понимают, что мифы о всемогущей технике не всегда соответствуют реальности. Как различать правду от вымысла, выбирая машину, способную противостоять капризам лесной местности? Об этом в статье.
Кратко о себе. Меня зовут Алексей. Живу и работаю в деревне. Есть 10 единиц зимней и летней техники. С 2014 года катаюсь зимой каждый день, за очень редким исключением. Сделал все ошибки, которые можно было совершить, на этом канале делюсь опытом и наработками.
Факторы, влияющие на проходимость
Проходимость снегохода — основной фактор, определяющий способность передвигаться по снегу и проходить препятствия в лесу. Это можно сделать на многих снегоходах, вопрос в том, сколько вы затратите времени и сил.
Если вы потеряете энергию, радость от свежего воздуха и природы может превратиться в утомительное испытание и борьбу за возвращение домой. А время на передвижение возрастет настолько, что поставленная задача будет не выполнена или выполнена не в срок.
1. Вес
Тяжелый снегоход, несмотря на свою мощь, может оказаться в ловушке глубокого снега, проваливаясь и теряя в плавучести. Важно найти “золотую середину”: достаточный вес для уверенного сцепления со снежным покровом, но не настолько значительный, чтобы он стал твоим бременем в глухом лесу.
Более легкий снегоход будет меньше проваливаться и вгрызаться гусеницей в снег, увеличивая тем самым свою плавучесть. Однако нужен хороший баланс, так как определенный вес нужен для оптимального сцепления с поверхностью.
2. Ширина гусеницы
Принято считать, что широкая гусеница улучшает проходимость снегохода, и это часто верно на открытом пространстве: болотах или замерзших реках. Однако в плотных лесах ширина гусеницы может играть в минус.
Производители наращивают ширину гусеницы для лучшей плавучести тяжелых моделей. Ведь чем больше площадь контакта гусеницы со снегом, тем меньше проваливается снегоход. Но это ведет к потере маневренности.
В глубоком снегу нужны совершенно иные приемы управления, аналогично катанию на коньках, велосипедах, мотоциклах, горных лыжах или сноуборде. Проще говоря, в повороте нужно заваливаться в его сторону.
На снегоходах точно повернуть помогает метод контрруления — заваливания в сторону предполагаемого маневра. Просто направить лыжи, повернув руль в сторону поворота, и направить туда снежик не получится.
На первом десятке метров он застрянет, желание ехать вперед тут же может пропасть. На разворот может уйти до 10 минут и более. Время, затраченное на разворот, может зависеть от рельефа и глубины снега.
Широкая гусеница мешает наклону снегохода. Поэтому такие машины слабо маневрируют по сравнению с моделями, у которых более узкая гусеница. Это создает трудности для катки в лесу.
3. Тяга на низких оборотах
Способность машины развивать достаточную тягу без резких подрывов мощности на "низах". Играет ключевую роль в управлении снегоходом. Простыми словами, при нажатии на курок газа гусеница должна крутиться медленно и с достаточной силой, чтобы уверенно привести снежик в движение. Это значительно облегчает управление и повышает стабильность при маневрах среди деревьев в лесу.
Если движение возможно лишь при резком нажатии на газ, это ведет к быстрому износу ремня вариатора. Кроме того, гусеница начинает агрессивно "пилить" снег под собой и закапываться. Снегоход виснет на выступающих за периметр гусеницы элементах, морде, подножках и хвосте.
В итоге гусеница, выкопав весь снег под собой, виснет в воздухе, не находя точек опоры. Это может оставить вас в беде наедине со снегом. Скорость передвижения будет зависеть от наличия лопаты и с какой скоростью вы будете копать. А копать вы будете много. Берите с собой чай и побольше сладкого — хорошо восстанавливает силы.
4. Высота грунтозацепа гусеницы
Более высокий грунтозацеп улучшает зацепление с снегом, повышая проходимость в глубоком снегу. На тяжелых снегоходах практически не ставят гусеницы с высоким грунтозацепом. Если интересно почему — отвечу на вопросы в комментариях.
Можно добавить еще пару условий: правильная геометрия и развесовка. Давление на снег должно быть просчитано и протестировано. Если геометрия нарушена, плавучесть резко ухудшается со всеми последствиями:
- большее сопротивление снега лыжам, гусенице,
- повышенная нагрузка и увеличение температуры двигателя,
- увеличение расхода бензина и другое.
5. Прокладка между рулём и сиденьем снегохода
Без навыков контрруления и опыта райдер может принимать неверные решения, которые могут приводить к медленному передвижению с периодическими приключениями. Я видел, как за 50 метров такого райдера всем коллективом откапывали 4 раза. Далее принималось решение о развороте в обратную сторону.
Печальнее выглядит картина, когда этот же райдер двигается один в глубоком снегу по лесу. Один выезд может на годы отбить желание съезжать с укатанной трассы в лес.
Оптимальная ширина гусеницы для леса
Я сделал следующие выводы:
- Для тяжелого снегохода оптимальная ширина - 50 см, для заваливания снегохода в поворот можно использовать вес самого снегохода с элементами контрруления, помогая собственным весом, как в айкидо, где используется энергия противника.
- Для легкого — около 40 см. Если на легком будет более широкая гусеница, то заваливать и маневрировать будет сложно. Снегоход будет устойчив от заваливания в стороны и потеряет маневренность. Кто не согласен? Пишем в комментариях, почему я не прав.
Комбинируя все факторы в правильных пропорциях, производители создают технику, которая способна эффективно ехать по самому сложному снегу, обеспечивать безопасность и удовольствие от покатушек зимой.
Добавлю, что весь сезон катал на снегоходе Сталкер. Машина с гусблком от горника показала высокую проходимость и маневренность в лесу.
Если интересно, смотрите видео с испытаниями снежика в реальных условиях.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад комментариям! Мне важно каждое мнение, даже критика!