Найти тему
Feikofob

Московский Кремль - при чем тут гвельфы и гибеллины?

Сограждане Рунета, глядя на стены московского Кремля, задавались ли вы таким вопросом? А знаете ли вы, что известные почти всем россиянам зубцы кремлевских стен обязаны своей формой политике, а вовсе не соображениям фортификации? И это не фейк и не кликбейт! В этой незначительной, вроде, архитектурной детали отразились весьма далекие от Княжества Московского перипетии политической жизни на Апеннинском полуострове.

Ежли кто подзабыл, что там в Италии тогда творилось, напомню - в те далекие XII-XVI века там шли жестокие войны между гвельфами и гибеллинами. И нет, это не персонажи из «Властелина колец» или прочего фэнтези, а вполне реальные представители двух разных политических партий. Гвельфы – сторонники Папы Римского, выступавшие за усиление его власти и ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии, а гибеллины – наоборот, противники сего и приверженцы императора. Однако, их терки и разборки, войны и сражения – отдельная большая тема, сказавшаяся едва не на всех аспектах итальянской жизни и искусства той эпохи, включая творчество Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других титанов, не говоря уж про рядовых обывателей.

Московский Кремль. Фото из открытого источника.
Московский Кремль. Фото из открытого источника.

Но, какое отношение эти гвельфы и гибеллины имеют к Кремлю в Москве, к его архитектуре?!

Самое прямое! Ежли кто думает, что московский Кремль – это нечто исконно-посконно древнерусское, лапотное и ляпотное, то он глубоко заблуждается! Ну, последнее еще можно принять, ибо ляпота – дело субъективное, а вот что до остального ….

После того как в 1474 году здание почти построенного московскими мастерами нового Успенского Собора Московского Кремля обрушилось при землетрясении, а псковские мастера строить его отказались, Иван III, по совету своей жены Софьи Палеолог, отправил посла Семена Толбузина на поиски итальянского архитектора для работы в Москве. Толбузиным был из Италии приглашен Аристотель Фиораванти, выстроивший в 1475-1477 годах новый Успенский собор в Кремле, а затем работавший более как инженер фортификационных сооружений. А с 1490 года в Москве трудился в качестве главного «архитектона» миланский зодчий Пьетро Антонио Солари (в летописях Петр Антонин Фрязин, - фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а также из генуэзских крымских колоний). Он отстроил всего за 3 года (до своей смерти в 1493 году) Грановитую палату и восточную часть Кремлевских стен с шестью башнями — ту, что смотрит на Красную площадь. Также над строительством Кремля трудились Марко Фрязин, Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы) и другие итальянцы. В процессе стройки встал важный вопрос – какой формы делать зубцы (мерлоны) стен и башен Кремля – прямые или «ласточкиным хвостом»? Суть в том, что замки итальянских гвельфов имели прямоугольные зубцы, а замки гибеллинов – зубцы «ласточкиным хвостом». Поломав голову, итальянцы сочли, что Великий князь Московский уж точно не за Папу Римского. Ну, примерно так, ибо летописи такие нюансы не отразили. Но, достаточно взглянуть на сам московский Кремль - он похож обликом на замки итальянских гибеллинов – замок Скалигеров в Вероне, замок Сфорца в Милане и другие.

Замок Скалигеров в Вероне. Фото из открытого источника.
Замок Скалигеров в Вероне. Фото из открытого источника.
Замок Сфорца в Милане. Фото из открытого источника.
Замок Сфорца в Милане. Фото из открытого источника.

Такой вот круговорот политики в архитектуре …

Удачи и наблюдательности всем дочитавшим!

#москва #кремль #гвельфы #гибеллины #италия #милан #архитектура