Когда-нибудь я обязательно реализую свою мечту пройтись по всему Садовому Кольцу и рассмотреть каждый дом, что на нем стоит. Оно ведь всего пятнадцать с половиной километров протяженностью, нормальная прогулка на один раз. Хотя, конечно, гулять так, чтобы все увидеть, все запечатлеть, узнать и рассказать обо всем – это явно история не на один месяц.
Поэтому пройтись по нему я обязательно пройдусь, но писать буду, конечно же, как пишу сейчас: случайно находя новые красоты, набегами, петляя, гуляя зигзагами, спиралью, из конца в конец и по диагонали.
Так, например, нашел я этот дом, прохаживаясь по Малому Казенному переулку от Покровки, Барашей и Лялина переулка в сторону Земляного Вала.
Про некоторые дома читаешь и пересказываешь потом своими словами. О некоторых, бывает, и почитать нечего, но находится что-то об их жильцах, владельцах и архитекторах, и на этом строится рассказ.
А некоторые дома внезапно сами предлагают свою историю, соприкасаясь с эмоциями и воображением. Так, к примеру, этот дом в конце Малого Казенного переулка я...
...Окрестил для самого себя «Тонким домом»
Присмотритесь сами. Вот он, торец бывшего доходного дома, что смотрит на Земляной Вал. На нем табличка: дом №12/7, строение 1.
Полтора метра серого камня, одно витринное окошко маленького кафе, еще полтора метра – и новый дом, который значится как №10.
Даже стало интересно: как реализована планировка угловых квартир?
А так он выглядит со стороны переулка.
Шесть этажей меблированных квартир, которые в 1914 году выстроили в творческом соавторстве...
...Иван Гаврилович Кондратенко и Семён Александрович Дорошенко
Собственно говоря, последний главным образом выступал помощником Ивана Гавриловича, почти не работая в одиночку. А после 1914 года о нем вообще перестало быть что-либо слышно.
Кстати, однажды я уже писал об их тандеме:
А вот с именами тех, кто заказал постройку дома, загадка. Известны лишь две фамилии домовладельцев: Казарновский и Бок, причем Бок – дама. И ни имен, ни отчеств, ни даже инициалов. Жил неподалеку, в Большом Казенном переулке некто Исаак Абрамович Казарновский, но есть ли между ними связь – никто не скажет.
Казарновский и Бок владели домом совместно, с 1914 по 1917 год.
А здание вызывает симпатию! О нем хотелось бы рассказать и уж точно хочется показать его.
Шестиэтажное, с массивной рустовкой первых двух этажей и с облицованными широкой плиткой верхними этажами (6 фото).
С округлыми эркерами в четыре этажа (4 фото)
и ажурной лепниной фризов (6 фото).
А еще совсем недавно, в середине девятнадцатого века на этом месте располагалась городская усадьба купцов Флегонтовых, выходцев из ярославских крестьян: Афанасия Поликарповича, его жены Анны Ивановны и сына Евгения Афанасьевича.
Когда же я старательно снимал через телеобъектив последние этажи и лепнину, ко мне подошла какая-то старушка и настороженно начала выспрашивать, с какой целью я все это фотографирую. Пришлось ответить, что исключительно из любви к архитектуре и истории столицы.
Старушка растаяла и поведала, что их семья переехала в этот дом в семидесятых годах, сразу после его реконструкции. Как раз тогда в нем расселили коммуналки. Каким было внутреннее убранство раньше, она не знает и сравнить не может, но внешний вид дома по ее словам не изменился после снятия строительных лесов.
А еще бабушка упомянула, будто бы в этот дом к одной из своих пассий частенько приезжал Лаврентий Павлович Берия.
Вот кому нужно писать статьи о московских домах! И как я жалею, что бабушка торопилась и мы не смогли как следует побеседовать.
А еще местный дворник, с которым я поделился радостью от того, что в доме сохранились прекрасные деревянные рамы, уточнил: там, где окна деревянные, живут старожилы. А за пластиковыми рамами – недавно купившие квартиры семьи или вовсе располагаются офисы.
И если о посещениях дома Лаврентием Палычем официальная история умалчивает, то доподлинно известно, что практически сразу после постройки дома в нем поселился член Ассоциации художников Революционной России Илья Иванович Машков, один из основателей художественного объединения «Бубновый валет», Общества московских художников, и объединения «Мир искусства».
А в конце тридцатых годов – пловец, заслуженный мастер спорта СССР и тренер сборной команды СССР на Олимпийских играх 1960 года Семен Петрович Бойченко.
Мемориальных досок на доме, правда, нет.
А я же снова, но теперь уже в обратном направлении пересеку улицу Покровку, Огородную слободу, Чистопрудный бульвар и Мясницкую, чтобы показать еще несколько преинтересных зданий, которые не упомянул в начале своего небольшого сериала об этих краях:
Да и потом еще буду не раз сюда возвращаться. Ведь о Подсосенском переулке и Воронцовом поле я еще многое хочу рассказать.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!