Прежде чем зашагать от доходного владения Строгановского училища дальше по Мясницкой улице и рассмотреть еще одно произведение Федора Осиповича Шехтеля, я на минутку свернул в Кривоколенный переулок.
И остался там надолго.
Помните гигантский доходный дом Якова Филатова на Арбате? Тот, который с рыцарями. Впрочем, странный вопрос. Его, пожалуй, забудешь, увидав однажды!
А вот этот дом в переулке Кривое колено – как он назывался в старину – словно его родной брат. Уж очень сильно они друг друга напоминают, даже построены были практически одновременно.
Если честно, заметив его, я на секунду подумал, что чудом перенесся на Арбат.
Он был выстроен в 1912 году...
...По проекту архитектора Ивана Кондратенко
Того самого, который творил для братьев Рахмановых на Немецкой (ныне Бауманской) улице.
Иван Гаврилович Кондратенко – уникальная личность. Выходец из крепостных крестьян, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, неклассный художник архитектуры первой степени, гений русского стиля, неоклассицизма и готики. А к моменту строительства этого дома – совершенно слепой. Случилось так, что во время строительства тюремной Бутырской больницы упало корыто с известью, в результате чего он получил серьезную травму глаз, а позднее и вовсе лишился зрения.
При этом в личной копилке зодчего больше пятидесяти прекраснейших произведений архитектурного искусства, построенных в одной только Москве.
Не имея больше возможности создавать чертежи зданий, он на ощупь лепил модели из глины и передавал ассистентам, которые готовили всю документацию и воплощали его произведения в камне. Одним из таких его соавторов был архитектор Семен Александрович Дорошенко.
Незрячий архитектор – это ведь как глухой композитор... Кстати, некоторые источники утверждают, что Кондратенко был вдобавок и почти глухим с детства. По крайней мере, достоверно известно, что в Москве он двенадцатилетним мальчиком поступил учиться в специализированное «Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых» на Донской улице.
А этот дом по проекту мастера выстроили на том самом месте, где с тридцатых годов восемнадцатого века и до самого начала века девятнадцатого располагалась усадьба князя Якова Петровича Долгорукова и его супруги Анны Михайловны.
В 1809 году имение приобрел английский купец Иван Пикерсгиль, а в 1841-м – купчиха Лукерья Ивановна Пельдор с детьми.
На изломе же девятнадцатого столетия участок перешел к Московскому торговому банку, а часть территории...
...Получил в собственность Евгений Александрович Скальский
Это был дворянин и предприниматель, один из совладельцев Торгового дома «В.И. Кашкаров и Ко» при губернской земской управе по работам водоснабжения и отопления.
Он и заказал Ивану Кондратенко семиэтажный готический дом с эркерами и округлыми балконами (7 фото).
Семь этажей в то время было весьма высоко. Такие дома именовались тучерезами, считалось, что с их крыш до облаков едва ли не рукой достать.
Да и сам доходник являлся одним из элитных для того времени и рассчитывался на вполне обеспеченных квартирантов и под конторы богатых фирм. К примеру, в нем располагалась строительная фирма Трушковского, производящая железобетонные конструкции.
А недавно на фасаде этого во всех смыслах замечательного дома энтузиасты-волонтеры, участники проекта «Вспомнить всё», возродили историческую вывеску времен НЭПа, принадлежавшую еще одному арендатору (3 фото).
В 1921 году в национализированном большевиками здании открылась редакция ежемесячного альманаха «Красная Новь», где редактором литературно-художественного отдела трудился Максим Горький.
Журнал просуществовал вплоть до августа 1942 года, а на его страницах публиковались произведения Владимира Маяковского, Исаака Бабеля, Сергея Есенина, Валентина Катаева, Юрия Олеши, Аркадия Гайдара и Анны Ахматовой. Кто знает, может быть, касались этой дверной ручки.
Также здесь располагалось издательство «Круг», выпускавшее художественную литературу. А среди жильцов дома значились виолончелист Лев Владимирович Березовский, академик, физик-ядерщик Артём Исаакович Алиханян и профессор дерматологии Артур Павлович Иордан.
Дом этот, ныне включенный в список памятников архитектуры, является жилым и по сей день. А часть его помещений, как и сто лет назад, отданы под конторы и магазины.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!