Найти тему
Лениногорск

Радик Мугинов: У каждого геодезиста и маркшейдера есть чутье визуализатора

«Вначале мы назывались геодезисты, сейчас – маркшейдеры.

И между ними есть важное отличие. Геодезисты работают только с поверхностными объектами. А маркшейдеры - и с подземными коммуникациями. Работаем на Лениногорской и Карабашской зонах. Перед выездом на местность, знакомимся со схемой в офисе, сразу представляем, как располагаются объекты. Схематичные, к примеру, гору, строение представляем сразу в объеме. У каждого геодезиста и маркшейдера есть такое чутье визуализатора. Это помогает работать оперативнее», - объясняет Радик Мугинов, специалист маркшейдерско- землеустроительной группы по Лениногорской территории Маркшейдерско-землеустроительного центра СП «Татнефть-Добыча».

Главное - точность

В обустройстве и освоении месторождений одна из ключевых ролей принадлежит маркшейдерам. Работая рука об руку с геологами, маркшейдеры открывают новые возможности для эффективной добычи нефти. Радик Завдатович в профессии маркшейдера уже более 35 лет, за его многочисленными топографо-геодезическими работами стоят объекты добычи и трассы трубопроводов. Весной и летом маркшейдерской работы невпроворот – идет сезонная активизация нового строительства и ремонта.

«Главное в нашей работе - точность измерений и расчетов, без которых невозможно возведение или же капитальный ремонт объектов», - говорит Радик Завдатович.

Маркшейдеров в какой-то мере можно отнести к полевым разведчикам, ведь перед ними стоит задача собрать первую важную информацию о местности, в непростых условиях, согласно проекту объекта. Они задают строителям верное направление работы и на всех этапах контролируют процесс строительства.

С этой профессией наш герой впервые соприкоснулся в Уфимском государственном нефтяном институте, обучаясь по направлению промышленного и гражданского строительства. И уже через год после получения диплома, в 1989 году, вернувшись в родной город, устроился в маркшейдерскую группу НГДУ «Лениногорскнефть».

«В отделе трудились люди, влюбленные в геодезию. Главный маркшейдер Петр Михайлович Михайлов - он мне казался титаном в этой области. Наставлял не бояться приборов. Геодезический прибор для меня был знакомым, поскольку его мы изучали еще в институте, производили съемки. Но вот в освоении прибора для поиска подземных коммуникаций возникли трудности. Для меня это было новое. Год ушел на то, чтобы полностью освоить этот прибор. Навсегда запомнил первое задание - разбивку новой трассы по всей длине с учетом имеющихся коммуникаций. Помогали опытные коллеги. Дальше вопросов у меня не возникало», - вспоминает наш собеседник. Были рядом такие специалисты, как П.М. Михайлов, Р.Г. Хакимов, Ф.Р. Муртазин, Л. А. Янбулатова, Н.Б. Мингалеева, Л.И. Воробьева, Р.М. Бурганова, Л.П. Пеганова, Е.Н. Мигачева, Г.Я. Галимова, Л.П. Малышев, М.П. Малышева, В.И. Соловьева, И.А. Нигматзянов, З.К. Давлетшин, С.Т. Юшманова. Сегодня они на заслуженном отдыхе.

Через спутниковые системы позиционирования

С первого рабочего дня Радика Мугинова, за 35 лет, на смену тахеометрам и оптическим нивелирам, которые были в обиходе у специалистов, пришли современные образцы геодезических технологий — роботизированный тахеометр, спутниковые системы позиционирования (GPS), электронные нивелиры и карты, трассоискатели. Теперь у инженеров, идущих по чистому полю, есть возможности сделать измерения более оперативными, детальными и точными, что в конечном итоге повышает качество маркшейдерско-геодезического обеспечения.

«Определение координат стало проще – через спутниковые системы позиционирования (GPS). Прибор удобный, компактный, и самое главное – точный. А раньше определяли по опорным геодезическим пунктам. Все это – большая помощь, раньше же такого не было. И мобильная связь – очень удобная вещь. Прямо с места можно созвониться с любым специалистом. Конечно, прогресс идет вперед. Работать с каждым годом все интереснее», - уверен ветеран маркшейдерской службы.

Роль маркшейдеров в освоении месторождений очень важна, считает Радик Мугинов. Можно сказать, нефтедобыча начинается с геологии и продолжается маркшейдерской службой, уже после на месторождение приходят буровики и строители.

К примеру, при строительстве трасс, все начинается с точки скважины. Затем производится актуализация и привязка скважины к другим важным объектам – системе нефтесбора, групповым замерным установкам, объектам комплексной подготовки нефти.

«Рабочие процессы отлажены, все взаимодействия проходят по понятным схемам. Вчера, к примеру, выезжали на Горкинский товарный парк – здесь планируется капитальный ремонт трассы трубопровода – от скважины до точки сбора уже с учетом тех изменений вокруг, которые произошли за годы эксплуатации трассы. Могут выявиться новые детали. Где-то выходят неучтенные коммуникации, а где-то по маршруту сосняк вырос – приходится согласовывать с другими службами. Протяженность трассы до 3 км. За один раз все не успеваешь. Разбиваем на участки. Если возникают проблемы – приглашаем представителя отдела капитального строительства, решаем вопросы. Созваниваемся с подрядчиками, представителями промыслов», - говорит он.

Начинали с нуля

За годы работы самые яркие впечатления остались при строительстве на территории деятельности НГДУ «Лениногорскнефть» двух дожимных насосных станций ( ДНС) — технологической части системы сбора нефти и газа на промыслах, это было в 2000 и 2010 годы.

«Оба этих сооружения начинали с нуля, согласно проекту. Было много объектов и требовалось очень точно разместить их на площадке с учетом рельефа местности. Иногда «выползали» неучтенные при проектировании нюансы, приходилось вводить в проект корректировку. - объясняет он.

«Какая может быть цена ошибки?» – задаем мы провокационный вопрос. «Последствия могут быть печальные. Допустим, если не указать проходящий на пути новой трассы газопровод, то при строительстве траншеи, он может быть поврежден, может произойти утечка газа. Или же пропустили кабель связи… Главное – нужно быть компетентным и внимательным. Знать прошлое, работать в настоящем. Поговорка – 7 раз измерь, один раз отрежь, как будто придумана про нас, маркшейдеров. И все это мы объясняем молодым маркшейдерам, которыми пополнился наш отдел, важно сохранить преемственность поколений», - делится наш собеседник.

Ответственность и сосредоточенность — это, по мнению нашего героя, вообще ключевые качества характера маркшейдера. Специалисты отдела М.Ф. Зиннатуллин, А.А. Кузнецов, Р. А. Ильясов, Т.В. Халиуллина, Ю.А. Ганин, Т.А. Шишкина, Л.Р. Газизова, Л.С. Курбанова, Л.И. Хабутдинова, М.М. Фасхутдинов, И.Ф. Мингазутдинов, Г.К. Рахманова – настоящие профессионалы, активные и надежные в работе. Своим опытом делятся с молодыми коллегами, это: Э.Р. Ганеев, Д.С. Зарипов, Р.Р. Миннегулов, Р.А. Ганиев, Д.И. Мингазутдинов.

«Маркшейдер должен, прежде всего, быть точным в своей работе перед другими и собой. Кроме тебя самого, никто не проверит досконально твою работу, поэтому надо делать все на совесть», - говорит Радик Завдатович.

Уверен, что следующие поколения маркшейдеров компании тоже будут трудиться по такому принципу — все ради общей цели, в единой команде — этим мы сильны.

Айсылу Габбасова.

Фото: Сергей Трусов