Всем нам, россиянам, придется платить больше за то же самое. Происходит ровно то, о чем я начал писать еще в прошлом году, но теперь это подтвердил в своем ежеквартальном «Мониторинге предприятий» Центробанк.
У нас в России есть официальная статистика по предприятиям — у Росстата. Но регулятор собирает данные самостоятельно: мониторит бизнес, проводит опросы компаний, выявляет проблемы на местах. По отраслям, по экономике в целом, по регионам. Отчасти дублируя то, что делает Росстат и альтернативные социологические службы, только с другими результатами. С результатами, на базе которых можно объективно прогнозировать экономические показатели и принимать решения, а не просто потешать ими российскую публику.
ЦБ опрашивает 15 тысяч предприятий
История «Мониторинга предприятий» насчитывает уже 25 лет, предпринимателей опрашивают с 1998 года. И в первом квартале 2024 года показатель обеспеченности кадрами оказался минимальным за всю историю наблюдений. Хуже, чем в год дефолта, в период Великой рецессии, в кризис 2015-2016 и в «коронные» времена.
Текущий уровень обеспеченности предприятий персоналом — -28,2 пункта. А это динамика, смотрите сами и убеждайтесь, что я далек от мысли кого-то вводить в заблуждение:
Как интерпретировать график: 0 — свободных вакансий нет, -28,2 — 28,2% вакансий не заняты. Например, в 2020 году нехватка кадров укладывалась в 10%, и особых неудобств компаниям не доставляла.
В отдельных отраслях ситуация более чем в 1,5 раза хуже средней по рынку. Обрабатывающие производства потребительских товаров и коммунальная сфера особо отличились:
Вот как описывает ситуацию сам регулятор:
— В связи с существенной нехваткой персонала ряд предприятий вынужден либо ограничивать рост объемов производства продукции, либо мотивировать персонал работать сверхурочно за дополнительную плату.
Еще один момент. В 2023 году опрашивали 15 тысяч компаний, а в таблицах по первому кварталу 2024 года я вижу 12717. Куда две тысячи делись, закрылись? Риторически вопрошаю.
Регулятору надо сказать большое спасибо: он нас всех предупредил своим докладом по принципу sapienti sat, умному достаточно. У нехватки кадров есть три неприятных и почти неизбежных последствия. На первый взгляд, они принципиально разные, но приводят к одному и тому же эффекту — опустошению кошельков населения.
Первое — товарный дефицит
В советское время был такой замечательный глагол — доставать. Я как-то пытался объяснить сыну, что это такое, но он глядел недоверчиво, как будто я ему сказки рассказываю.
Доставать — это когда у вас есть сослуживица Рита, у которой тот же уровень достатка, что и у вас. Одинаковая зарплата 120 рублей. Одинаковые столы где-нибудь в кабинете АСУ с разбросанными вокруг перфокартами. Но одевается Рита почему-то в импортное, получше, чем другие девушки.
А все потому, что у нее есть муж Вася, у которого двоюродная сестра работает в ЦУМе и первая видит, что в универмаг привезли. А после того, как все нужные люди лучшее разберут, может и себе что-то «оставить» — еще один странный глагол. И брату с невесткой отложить под прилавком. А еще она имеет выход через каких-то других своих знакомых на фарцовщиков и цеховиков. Полезное знакомство, в общем. Хоть и через пятые руки.
И вот ты собираешься с духом, глядя в зеркале на свои серые поношенные брюки, и просишь Риту через связи достать джинсы. Только чтоб настоящие, грубые, как в Америке! Не темно-синие, как индийские в ГУМе «выбрасывают» (уже третий исчезнувший глагол), а морского цвета, как в кино!! Не беда, если чуть не по размеру, любые приноси, Риточка. Мама подошьет.
Рита активирует свои связи и приносит тебе джинсы, завернутые в газету. Чтоб никто не видел, а то ОБХСС не дремлет! А член профкома Оля смотрит искоса, чой-то там Ритка такое принесла?
Вот это все и есть — доставать. В процессе «доставания» истинная стоимость товара возрастает в разы, ведь каждый член цепочки должен что-то заработать. И в стране, где доллар стоил официально 60 копеек, джинсы продавались по 120 рублей. Аккурат — месячный заработок молодого специалиста.
А если вдруг «ливайсы» достались, то и все 200 рубликов. Если что, в США такие джинсы тогда 5 баксов стоили. То есть даже по курсу валютчиков (от 4 рублей за доллар) ценник завышен на порядок.
Вернемся в российскую действительность. Пока снижение производства не выглядит критическим. Но что такое вообще — критическое? Как в случае с исчезавшими яйцами: 100 человек пришли в магазин, 98 взяли по десятку, а двоим не хватило. Это 2%-ный дефицит в розничном звене, когда предложение ниже спроса на 2%. Его заметят только те два невезучих покупателя, которым не досталось яиц.
Если предложение ниже на 10%, получаем 10%-ный дефицит. Его заметит уже десятая часть населения. И чем больше товарных позиций с заниженным предложением, тем больше людей почувствует неудобство. Сегодня одного нет, завтра другого, послезавтра – третьего...
Если товара нет в продаже ни в какой форме, купить его невозможно, то это уже тотальный дефицит. Примеры тотального дефицита на отечественном рынке уже есть, но пока лишь по импорту. Самый типичный — запчасти к иномаркам, которые в оригинале купить невозможно.
Когда предложение на рынке ниже спроса, что бывает? Правильно, растут цены. Их переписывают, чтобы отсеять наименее обеспеченных покупателей и обеспечить привычными товарами тех, у кого есть деньги. Это база, кривая спроса и предложения. Ни одна страна мира ее пока не опровергла, в отличие от кривой Филлипса, согласно которой при снижении безработицы растет инфляция. Включая всемогущий Союз, где стабильность цен на невостребованные товары в магазинах с лихвой перекрывалась ростом цен на товары высокого спроса на черном рынке.
Второе последствие — рост цен, не обусловленный ростом спроса
При условии стабильности (или даже снижения) спроса когда растут цены? В ситуации, когда возрастают издержки производства. Как говорится в докладе:
— Для решения проблемы дефицита кадров многие предприятия в начале текущего года повысили зарплаты отдельным категориям работников.
Зарплата персонала — это издержки, которые будут вложены в стоимость товара. Она неизбежно вырастет.
В докладе упоминается не только рост зарплат, но и мотивация сотрудников работать сверхурочно. Это те же зарплатные издержки, только в профиль — просто вместо двух положенных по штатному расписанию трудовых единиц работу выполнил один человек. За дополнительные деньги. И расходы на оплату сверхурочных тоже будут включены в отпускную стоимость продукции.
Это классическая инфляция издержек. О ней на канале есть отдельная статья, на примерах стран, где были риски этого вида роста цен задолго до нас.
Третье последствие — снижение качества продукции
В докладе на основе опроса предприятий написано, что бизнесмены:
— Готовы привлекать персонал, не обладающий всеми нужными компетенциями, в том числе из числа студентов, пенсионеров, мигрантов.
Когда у персонала недостаточно компетенций, сможет ли он обеспечить выпуск продукции того же уровня, что и основной — опытный, обученный — штат сотрудников?
Полагаю, вы все уже сталкивались со снижением качества привычных товаров. Особенно это заметно по продукции пищепрома. Батоны, которые раньше неделю спокойно лежали в хлебнице, теперь покрываются разноцветными пятнами, как будто их лапали пальцами недостаточно чистые упаковщики. В ТНП тоже началось уже. Лампочки недавно покупал в подъезд, стекло отваливается от цоколя при вкручивании. Свои примеры покажите в комментариях, если их наберется много — опубликую.
Если купленный товар по своим свойствам не соответствует запросам потребителя, ненадежен и не служит запланированный срок, к чему это приводит? К дополнительным расходам.
В общем, готовьте ваши кошельки. Нехватка кадров без последствий не останется, так не бывает. И в верхах о них знают.
Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеграм, всем добра.