Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 71 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Олег Кононенко (Россия), Николай Чуб (Россия), Мэтью Доминик (США), Майкл Баррат (США), Джаннет Эппс (США), Александр Гребенкин (Россия), Трейси Колдвелл-Дайсон (США).
Главной задачей четверга стало проведение первого в этом году выхода в открытый космос. Работа за бортом станции планировалась на вторую половину дня и российским космонавтам, в связи с этим подъем был запланирован немного позже. У американских астронавтов день был выстроен согласно стандартного графика. После подъема в 06.00.00. UTC, они проконтролировали работу бортовых систем МКС, провели утреннюю конференцию по планированию, позавтракали, а затем приступили к выполнению программы работ.
Для экипажа Американского сегмента станции основными работами в этот день стали загрузка корабля Dragon SpX-30 и подготовка его к отбытию с МКС. Астронавты продолжали перенос грузов, результатов экспериментов и возвращаемого оборудования. Часть транспортных сумок дополнительно крепилась на днище корабля согласно переданной инструкции по центровке масс. Биологические, фармакологические, медицинские, физиологические и биотехнологические образцы и пробы размещались в бортовых морозильниках, которые позволят сохранить возвращаемый груз в необходимом состоянии. Кроме этого Мэтью Доминик заменил в корабле литиевый поглотитель углекислого газа LiOH, а затем осмотрел и очистил стыковочный механизм корабля и гермоадаптера РМА-3 Узлового модуля Harmony.
В эксперименте AC-2 Touch по проверке эффективности противомикробного покрытия в космосе принял участие Майкл Баррат. Он выполнил регулярные прикосновения к шести планшетам с антимикробными покрытиями. Затем планшеты были сфотографированы, а их поверхность осмотрена для оценки состояния внешних поверхностей. Планшеты размещены в разных модулях МКС на экспонирование в течение четырех месяцев. В рамках эксперимента по нанесению противомикробных покрытий, реагирующих на окружающую среду, проводится тестирование противомикробного покрытия на нескольких различных материалах, которые представляют собой поверхности с высокой чувствительностью к прикосновению. С планшетов были взяты мазки и соскобы, которые поместили в герметичные пробирки и уложили в ГКК Dragon SpX-30 для возвращения на Землю.
Технические операции с системой гигиенической стойки WHC в Узловом модуле Tranguility выполнила Трейси Колдвелл-Дайсон. Она настроила клапан рециркуляционного бака WHC на слив. Затем, по командам наземных диспетчеров был инициирован процесс слива сточных вод через узел обработки мочи UPA в узел обработки рассола BPA с использованием системы перекачки мочи UTS. По завершении передачу жидкости, астронавт убедилась, что бак для рециркуляции пуст, прекратила слив, переместила клапан на заполнение и настроила его на штатные операции обработки. Затем она заменила емкость ЕДВ в месте выгрузки системы UTS.
Анализом проб воды занималась Джаннет Эппс. Используя анализатор органического углерода ТОСА она провела анализ проб, отобранных из узла обработки воды WPA системы рекуперации воды WRS. Установка TOCA окисляет органические соединения углерода, присутствующие в воде, до газообразного диоксида углерода и измеряет концентрацию с помощью недисперсионной инфракрасной спектроскопии. Анализ питьевой воды с использованием TOCA проводится еженедельно.
Еще один набор научного оборудования был подготовлен для возвращения на Землю. Накануне вечером в шлюзовую камеру японского модуля Kibo была помещена аппаратура эксперимента MISSE-19, снятая с внешней платформы EF манипулятором JEM-RMS. Сегодня Мэтью Доминик и майкл Баррат открыли внутренний люк, выдвинули рабочий стол и демонтировали пять паллет МТТ-2 с платформы МРЕР. Паллеты были упакованы соответствующим образом и уложены в ГКК Dragon SpX-30 для отправки постановщикам исследования. Эксперимент MISSE-19 анализирует, как космос влияет на характеристики и долговечность новых материалов и компонентов. В миссии MISSE-19 тестируются такие материалы, как фотоэлектрические устройства на основе перовскита, материалы системы термозащиты, электроника и сенсорные компоненты, тонкие полимеры, терморегулирующая краска и другие материалы.
Кассеты с органоидными моделями головного мозга человека также были подготовлены к отправке на Землю. Трейси Колдвелл-Дайсон и Джаннет Эппс извлекали из биолаборатории SABL в японском модуле Kibo 7 кассет РНАВ с 130 криомодулями, которые содержат 900 образцов органоидов. Работая в перчаточном боксе LSG они вводили в модули фиксирующий раствор и удаляли питательную среду, прекратив тем самым культивирование клеток. Затем кассеты были помещены в термоизолирующий контейнер и уложены в бортовой морозильник в ГКК Dragon SpX-30. Эксперимент HBOND предназначен для разработки новых фармакологических препаратов для лечения нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезни Паркинсона и рассеянного склероза. В ходе исследования создаются органоидные модели клеток человеческого мозга, пораженных нейродегенеративными заболеваниями, на которые проводится воздействие определенными препаратами.
На Российском сегменте программа работ была выстроена для проведения выхода в открытый космос. Сразу после подъема и переговоров с ЦУП-М, космонавты сделали биохимический анализ мочи, измерили массу тела и объем голени. После этого Олег Кононенко, Николай Чуб и Александр Гребенкин позавтракали, а затем приступили к заключительным операциям перед внекорабельной деятельностью.
Были проведены работы по реконфигурации бортовых систем, закрыты наружные крышки иллюминаторов СМ «Звезда», переконфигурирована система связи и компьютерная сеть, демонтированы все воздуховоды в МИМ-2 «Поиск», сняты быстросъемные стяжки, а переходный люк подготовлен к закрытию. После этого космонавты провели окончательную проверку скафандров «Орлан-МКС» и блоков сопряжения систем, прохождение телеметрии и информации с медицинских поясов, качество связи через скафандры и уточнили циклограмму работ в открытом космосе.
Пока Олег Кононенко и Николай Чуб работали в Малом исследовательском модуле «Поиск», который будет использоваться как шлюзовая камера для выхода в открытый космос, Александр Гребенкин в Многоцелевом лабораторном модуле «Наука» расконсервировал пульт управления европейским манипулятором ERA, активировал робототехническую систему, протестировал ее и подготовил к предстоящей работе. Трейси Колдвелл-Дайсон, также примет участие в обеспечении работы за бортом. Она расконсервировала рабочую станцию манипулятора RWS в Обзорном модуле Cupola и активировал манипулятор SSRMS, с помощью телекамер которого будет вестись съемка внекорабельной деятельности.
Завершив все подготовительные работы, Олег Кононенко и Николай Чуб вошли в скафандры. Им в этой процедуре помогал Александр Гребенкин. Были закрыты ранцы скафандров, после чего помощник покинул МИМ-2 «Поиск» и закрыл переходной люк в модуль. После сброса давления до 550 мм.рт.ст. состоялась проверка герметичности люков и скафандров. Убедившись, что все герметично, космонавты продули скафандры и начали процедуру десатурации по вымыванию азота из крови путем вдыхания чистого кислорода. После ее завершения давление в модуле было сброшено до 15 мм.рт.ст. В это время ЦУП-М остановил вращение СБ СМ «Звезда» и зафиксировал их. Экипаж перешел на автономное питание и открыл выходной люк.
Открытие люка состоялось в 14.57.00 UTC (17.57.00. ДМВ). Основной целью выхода ВКД-62 являлись развертывание силиконовых антенн радиолокатора для наблюдения за земной поверхностью и установка научной аппаратуры на внешней поверхности станции. Олег Кононенко работал в скафандре «Орлан-МКС» №5 с красными полосками, а Николай Чуб в скафандре «Орлан-МКС» №4 с синими полосками. Этот выход в открытый космос стал 269 для сборки и обслуживания станции, первым на МКС в 2024 году, седьмым для Олега Кононенко и вторым у Николая Чуба. Плановая продолжительность выхода – 6 часов 30 минут.
На период работы космонавтов за бортом станции, ЦУП-Х ввел специальную конфигурацию для систем связи, заблокировал узлы вращения SARJ солнечных батарей на Основной ферме, отключил питание блока распределения нагрузки DDCU и обеспечил ориентацию станции с помощью гиродинов CMG. Трейси Колдвелл-Дайсон и Майкл Баррат помогали Александру Гребенкину наблюдать за работой космонавтов и снимать их на видео через иллюминаторы станции и телекамерами манипулятора SSRMS.
Фактически выход начался в 15.00.39. UTC(18.00.39. ДМВ), когда космонавты перешли на автономное питание скафандров. Первым из модуля вышел Николай Чуб, который установил защитное кольцо на обрез люка, а затем принял укладки с инструментами, оборудованием и научной аппаратурой от своего командира. После этого наружу выбрался Олег Кононенко. Разобравшись с фалами и распределив укладки с инструментами они перешли к месту размещения грузовой стрелы ГсТ-1 на МИМ-2 «Поиск».
Здесь космонавты разделились. Олег Кононенко, нагруженный укладками с инструментами и оборудованием, направился по стреле на Многоцелевой лабораторный модуль «Наука». В это же время Николай Чуб используя поручни для фиксации и перецепляясь карабинами с фалами, перешел на Служебный модуль «Звезда». Здесь космонавт демонтировал специальный адаптер-фиксатор РД-21-8 для оборудования с универсального рабочего места УРМ-Д, после чего вернулся на МИМ-2 «Поиск». Далее, так же как и его товарищ, используя стрелу грузового крана как трап, перебрался на МЛМ «Наука».
За это время Олег Кононенко на внешней поверхности МЛМ «Наука» организовал рабочее место, установил «якорь» для фиксации и временно закрепил научную аппаратуру на поручнях модуля, чтобы не мешала. Приняв от подошедшего Николая Чуба адаптер РД-21, Олег Кононенко установил его на рабочее место на внешней поверхности модуля.
Следующей задачей стала установка на РД-21-8 платформу с крепежными узлами для научной аппаратуры. Штифты мягко вошли в пазы с последующей сработкой защелок, которые жестко соединили конструкцию в единое целое. Не теряя времени Николай Чуб развернул кабель питания и передачи данных по внешней поверхности модуля и зафиксировал его специальными кольцами с защелками, прикрепив к поручням. С одной стороны, кабель через разъемы был подключен к блоку разводки, а другой конец Олег Кононенко подсоединил к разъему на платформе с адаптерами для размещения научной аппаратуры.
Исполняя циклограмму космонавты приступили к установке научной аппаратуры. Николай Чуб извлекал блоки из транспортных укладок, распаковывал и передавал Олегу Кононенко, который закреплял их на адаптерах платформы. Первым был установлен научный модуль аппаратуры «Кварц-М». Это оборудование предназначено для изучения и контроля космической коррозии на МКС. Результаты исследования позволит определить параметры окружающей среды, выявить наиболее критичные зоны и причины возникновения космической коррозии на материалах и конструкциях станции.
Вторым установленным блоком стала аппаратура «ТКК-КМ» для эксперимента «Перспектива-КМ». Блок «ТКК-КМ» представляет собой трансформируемую космическую конструкцию из полимерных композитных материалов с эффектом памяти формы. В ходе данного эксперимента конструкцию планируют развернуть для проведения испытаний.
Быстро справившись с установкой оборудования Олег Кононенко подключил кабели с разъемами от блоков с аппаратурой к разъемам на платформе, где коммутировались подводящие линии. На этом этапе космонавты уже шли с опережением графика и наземные специалисты дали команду на отдых. Пользуясь перерывом космонавты провели тестирование систем скафандров, передавая информацию о своих ощущения по тепловым ощущениям в перчатках, рукавах и штанинах на солнечной стороне орбиты и на теневом участке. Никаких неприятных ощущений не было, все параметры были в норме.
Дождавшись выхода станции из тени, космонавты направились к следующей рабочей зоне – к радиолокатору «Ракурс». Переход выполнялся по поручням модуля с двойной фиксацией фалами с карабинами. Добравшись до места Олег Кононенко установил «якорь» для ног, закрепился на нем и осмотрел нераскрытую панель радиолокатора. Николай Чуб, придя ему на помощь, держался за поручни и контролировал направление для развертывания устройства и поддерживал конструкцию. Космонавты сняли фиксаторы, которые при автоматическом раскрытии не смогли отсоединиться, и вручную развернули панель устройства. Завершив раскрытие в штатное положение панель была зафиксирована специальными кольцами. Малогабаритный радиолокатор «Ракурс» будет использоваться в геофизическом эксперименте «Напор-мини РСА» в интересах природопользования, экологического контроля и мониторинга чрезвычайных ситуаций.
Завершив работу, космонавты собрали оборудование и инструменты и вернулись в рабочую зону №1 к установленной ранее аппаратуре. Наземные специалисты попросили проверить разъемы передачи данных на блоке «ТКК-КМ», так как сигнал шел с небольшими помехами. Добравшись первым до блока Николай Чуб переподстыковал разъем и ЦУП-М подтвердил передачу хорошего сигнала. Также космонавтам сообщили, что все аппаратура запитана нормально и все работает штатно.
Специалисты по ВКД вновь рекомендовали космонавтам отдохнуть, так как опережение графика было уже явным. Во время перерыва Олег Кононенко и Николай Чуб обсудили дополнительные задачи выхода и очередность их выполнения. На обратном переходе с модуля космонавтов попросили осмотреть такелажный узел грузовой стрелы и переместить его так, чтобы он не натирал кронштейны короба упора.
Прежде чем двинуться на МИМ-2 «Поиск». Космонавты провели эксперимент «Тест». Используя специальные тампоны и салфетки Николай Чуб отобрал пробы-мазки с внешней поверхности, элементов конструкций и иллюминаторов Многоцелевого лабораторного модуля «Наука». Мазки собирались в определенных точках модуля стерильными материалами. Пробы были помещены в герметичный контейнер для последующего возвращения на Землю и исследования возможности развития микродеструкции элементов конструкции российских модулей МКС под влиянием составляющих собственной внешней атмосферы.
Упаковав пробы космонавты двинулись в обратный путь. На этом этапе опережение циклограммы составляло уже более часа. Во время движения космонавты находили возможность шутить. Николай Чуб отметил, что «грузовая стрела – отличный космический лифт, о котором говорят, что он не существует». На что Олег Кононенко ответил: «космических лифт, но ручной». «Надо же с чего-то начинать» - прокомментировал Николай Чуб.
Выполняя просьбу наземных специалистов, космонавты осмотрели такелажных узел стрелы и сообщили, что балка крана очень подвижна и слегка задевает за упоры. Переустановка займет много времени и необходимо для этого подготовить площадку и специальные фиксаторы. Для временно решения они использовали в качестве крепежа большие «кольца-наручники», которыми балка крана была жестко зафиксирована за один из поручней на внешней поверхности МЛМ «Наука».
Также, как и в начале ВКД, космонавты, используя грузовую стрелу, перебрались с МЛМ «Наука» на МИМ-2 «Пирс». Так как опережение графика работ составляло уже более двух часов, космонавты приступили к дополнительным задачам. На внешней поверхности МИМ-2 «Поиск» они демонтировали один из двух контейнеров научного оборудования «Биориск-МСН». В ходе эксперимента «Биориск» изучается влияние факторов космического пространства на состояние систем «микроорганизмы-субстрат» применительно к проблеме экологической безопасности космической техники и планетарного карантина. Планшет был сложен и помещен в герметичный мешок для возвращения на Землю и последующего изучения.
Второй дополнительной задачей стало разворачивание в другое положение блока контроля давления и осаждений, измеряющий скорость осаждения загрязнений на внешней поверхности МКС. Переместившись на другую сторону МИМ-2 «Поиск», Олег Кононенко расфиксировал блок, отсоединил подводящие кабели и развернул устройство в соответствии с рекомендациями специалистов. Затем он вновь зафиксировал устройство и подключил кабели. Новую ориентацию блока БКДО космонавт сфотографировал для последующей передачи в ЦУП-М.
Завершив все запланированные работы, и поинтересовавшись у ЦУП-М возможностью сделать что-то еще, космонавты направились домой. Добравшись до входного люка, космонавты проверили свои скафандры на предмет загрязнений. Олег Кононенко осмотрел и протер полотенцем наиболее подверженные загрязнениям места скафандра своего напарника Николая Чуба. Это штанины, рукава, перчатки и подошвы. Затем Николай Чуб осмотрел и почистил скафандр у командира Олега Кононенко.
Получив разрешение наземных специалистов космонавты вернулись в МИМ-2 «Поиск». Первым в модуль вошел Олег Кононенко, который принял от Николая Чуба укладки с инструментами и упаковки со снятым научным оборудованием. Затем Николай Чуб вошел в модуль, снял защитное кольцо и закрыл выходной люк. Космонавты подключились к бортовому питанию. В 19.33.46. UTC выход в открытый космос был завершен. Продолжительность работы космонавтов составила 4 часа 36 минут.
Это был 72-й российский, в том числе 62-й плановый, выход в рамках программы МКС. С марта 1965 года 74 космонавта СССР и России провели 173 выхода, в том числе 168 в отечественных скафандрах.
Когда давление в отсеке достигло 269 мм.рт.ст. был начат процесс стабилизации для проверки герметичности выходного люка МИМ-2 «Поиск». Убедившись в герметичности отсека, давление было повышено до нормального уровня. После этого была включена дополнительная фильтрация в отсеке, чтобы быстро очистить атмосферу от любых оставшихся следов загрязняющих веществ. Завершив цикл фильтрации Александр Гребенкин открыл люк в модуль и вместе с Майклом Барратом помог Олегу Кононенко и Николая Чубу выйти из скафандров. В это же время пробы воздуха специальным пробозаборником SSK отобрала Трейси Колдвелл-Дайсон.
Первым делом космонавты еще раз дополнительно обработали скафандры, инструменты и укладки специальным раствором для очистки от осадков теплоносителя. После небольшого отдыха и переодевания в полетные костюмы, космонавты еще раз выполнили измерение массы тела и объема голени, а также провели биохимический анализ мочи. Затем был поздний ужин и перевод систем станции в штатную конфигурацию, после чего экипаж станции отправился отдыхать.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос