Кто-то гордо утверждает, что Зазовка – это славянский суккуб, с чем я категорически не согласен. Во-первых, не общеславянский, а белорусский, во-вторых, суккуб – это суккуб, а Зазовка – это, извините, Зазовка.
Ох уж эта мода на иностранные демонологические понятия, которые более на слуху благодаря массовой культуре, и прикручивание к ним прилагательных «славянский», «русский», «белорусский», «украинский»! Будь она неладна, таковая мода...
На мой взгляд, более уместно было бы сравнить Зазовку с русалкой, нежели с демоном похоти и разврата из средневековых европейских легенд, хотя опять же... русалка – это русалка, а Зазовка – это Зазовка.
Так кто же такая эта самая Зазовка?
Персонаж белорусского фольклора.
Источников, сообщающих о ней не так уж много – мне известны два.
Первый – «Беларускія народныя прыкметы і павер'і» кандидата филологических наук Владимира Александровича Василевича:
Недалеко от деревни Губы, что в Вилейском районе, был небольшой хуторок двора на три. Хуторок стоял почти в самом лесу. И вот в этом самом лесу жило некое существо Зазовка. Вид она имела необыкновенной красивой молодой девушки с длинными русыми волосами – такими длинными и густыми, что и одежда девушке не нужна была. Как рассказывал мой дед, что был сам с того хутора, жила Зазовка в лесу с очень давних времён, настолько давних, что много молодых мужчин и парней поддались на её чары ещё тогда, когда дед моего деда холостым ходил.
Как только Зазовка показывалась какому-нибудь мужчине, то он, несмотря на предостережения, как зачарованный, шёл за ней. А она то показывалась, то снова исчезала, смеясь переливисто. Звала мужчину по имени чарующим мелодичным голосом, заманивала всё дальше в глубь леса привлекательными движениями своего стройного тела, отбрасывая время от времени волосы с самых притягательных на нём мест. И звала-зазывала до тех пор, пока не заводила в самую чащу непроходимого леса. Там, как рассказывают, любила и ласкала она своего избранника так, как не могла любить ни одна женщина. Редкий мужчина возвращался домой от Зазовки. А некоторые вовсе погибали от её жадной любви. Кто же возвращался к своей жене ли или избраннице, то через некоторое время всё равно уходил назад в лес, чтобы уже никогда назад не вернуться. Часто таких мужчин находили потом повешенными в лесу. Ведь не каждого мужчину принимала Зазовка дважды, и тогда они, не находя выхода, сами губили свою жизнь.
Зазовка очень хорошо пела. Голос у неё был необыкновенно чистый и мелодичный, а песни пела она непростые, панские. И потому могла заманить к себе, даже не показывая своей красоты. Человек заслушавшись, шёл на её пение, а Зазовка заводила его всё дальше и дальше в лес. На зиму Зазовка куда-то исчезала. Кто-то говорил, что она впадала в зимнюю спячку. Другие утверждали, что оборачивалась она прекрасным лебедем и с другими птицами улетала в тёплые края. А кто-то вообще говорил, что в зимнее холодное время переходит она в другой особенный мир.
Перед самой войной перестала Зазовка петь и заводить парней в лес. Пропала она куда-то. Постепенно стали её забывать, а теперь и вовсе забыли.
Второй – «Міфалогія беларусаў» кандидата исторических наук Алеся Анатольевича Шамака:
Жил в большом лесу, что находился возле деревни Ивашиновичи, дух, имевший вид женщины. Его называли Зазовка. Этого духа надо было опасаться парням, ведь Зазовка очень любила развлекаться с ними. После этих игр Зазовка не возвращала их обратно уже никогда.
А лес, который находился возле деревни, был большой-большой. Чтобы пойти в лес, нужно было перейти поле. В середине поля протекала река. А через реку была переброшена кладка. Пойдёт женщина в лес за ягодами или грибами, а кладки через реку как и не было. Пойдёт мужчина – кладка на месте, что за чудо.
Оказывается, что это делала Зазовка, чтобы парней всех перетянуть к себе. Все знали, что нельзя мужикам в лес ходить. Как только выйдет мужчина в поле, слышится пение молодой девушки, да такое красивое, что, как во сне, идёт парень по полю, перепрыгивает даже эту укладку и летит в волшебный лес. А там его встречает красавица. Светлая, длинноволосая. Волосы такие длинные, что одежда ей не нужна была.
Парень бежит за ней, а она прячется. Опять появится, потом опять спрячется. Но как только Зазовка приведёт его на поляну посреди леса, убирает волосы свои беленькие и встаёт перед парнем полностью голая.
Парень падает на поляну, и она его любит до самой смерти. Так все ребята бродили по лесу, пропадали и больше никогда не возвращались. А если кто и возвращался, то, говорили, что он не мог оставаться в деревне с местными девушками. Всё равно бежал в лес и потом тоже не возвращался. Так в большом селе только несколько ребят осталось. Живут в этих домах одни бабушки. Всех мужиков, говорят, Зазовка забрала.
Хочется отметить, что и деревня Губы, и деревня Ивашиновичи находятся в одном районе – Вилейском, а слово Зазовка в обоих источниках пишется с заглавной буквы. На данном основании я делаю вывод: Зазовка – имя собственное некого любвеобильного сверхъестественного существа, по народному представлению обитавшего в определённой местности (а именно – в Вилейском районе Минской области Беларуси).