Найти тему

Как многозадачность убивает качество жизни?

Оглавление

Научные факты против Юлия Цезаря: разбираем, так ли безобидно делать "всё, везде и сразу".

В 30 лет я гордилась тем, что могу делать несколько дел одновременно.
В 35 в моей компании была официальная должность -
"мультитаскер", а по сути - ассистент, способный делать для меня десятки разнообразных задач в самые короткие короткие сроки.
Сейчас я уверена, что мультизадачность - главное зло для качества жизни, системных результатов и нашей способности к концентрации.
В этой статье предлагаю познакомиться с научными фактами о многозадачности, особенно, если вы тоже немного
"мультитаскер".

Факт №1. Наш мозг не создан для многозадачности.

Те люди, которые могут быстро делать много разных дел, на самом деле, просто быстро переключаются между задачами, забирая своё внимание из одной и загружая его в другую (именно так работает компьютер).На переключение между задачами мозг тратит ресурс - глюкозу, которая необходима для сохранения концентрации (а компьютеру для этого необходима мощность). Чем быстрее расходуется топливо - тем быстрее мы устаем.

Отсюда - постоянная потребность в быстрых углеводах.

Замечали, что во время интенсивной нагрузки мы постоянно что-то "подъедаем", и это что-то - продукты с высоким гликемическим индексом, способные быстро доставить глюкозу в мозг? Это фастфуд, выпечка, сладости, газированные напитки и даже некоторые фрукты. Регулярное употребление таких продуктов - один из рисков возникновения сахарного диабета.

Факт №2. Частое переключение между задачами увеличивает выработку гормона стресса - кортизола, переизбыток которого истощает надпочечники.

То есть стресс становится нормой, постоянно присутствуя в жизни “мультитаскера” в фоновом режиме, а хронический переизбыток кортизола, как ни странно, приводят к его дефициту и серьезным последствиям для организма. Если представить “гормональную пирамиду”, то кортизол находится в её основании, а ценные половые гормоны на самом верху.

В случае истощения надпочечников от постоянного стресса, организм бросает все силы на выработку кортизола, переставая вырабатывать другие гормоны.

Факт №3. Привычка переключаться между задачами подсаживает нас на “дофаминовые качели”.

Мы начинаем получать удовольствие от “переключения” из-за выброса дофамина, гормона вознаграждения. Мозг требует все больше новизны примерно во всем, и так мы становимся “дофаминовыми наркоманами”, постоянно требующими новой стимуляции.

Рано или поздно мы попадаем в “дофаминовую петлю” - ловушку, в которой процесс для мозга превалирует над результатом, а все действия человека направлены на получение новой дозы гормона.

Факт №4. Многозадачность ухудшает память.

Согласно исследованию нейробиолога Расса Полдрака из Стэнфорда, информация, поступившая в мозг в режиме многозадачности, сохраняется в неправильном месте. Если учить уроки и одновременно смотреть телевизор, то информация из учебников попадет в полосатое тело, отдел мозга, отвечающий за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей.

Если отвлекающих факторов нет, информация попадает в гипоталамус, где она структурируется и категоризируется по разным критериям, что облегчает доступ к ней в дальнейшем.

Мой вывод - многозадачность это миф

Мы живем в мире, где каждый день нам приходится обрабатывать огромное количество информации, как будто мы читаем 50 журналов в день.

Плюс, так или иначе, мы постоянно делаем непрофильные действия - бронируем рестораны, пишем отзывы, покупаем авиабилеты, водим машину и даже пользуемся кассой самообслуживания.

Всё это и так загружает наш мозг, снижая концентрацию и не позволяя сосредоточиться на важном.

В следующих статьях расскажу, как я минимизирую многозадачность в своей жизни, чтобы хорошо делать то, что по-настоящему важно.

А как обстоят дела у вас? Любите делать много дел одновременно?

Оставляйте пожалуйста только содержательные комментарии по теме публикации, если не знаете как это, читайте тут.

Больше интересных материалов в ТГ-канале "В будущее возьмут не всех". Подписавшись, вы всегда сможете задать вопрос автору.