Найти в Дзене

Экономическая война с Приднестровьем

Оглавление

Молдавский эксперт-экономист Вячеслав Ионицэ в одном из молдавских интернет изданий привёл такие данные: в 2023 году среднемесячная зарплата на правом берегу Днестра составила 12 355 леев, а на левом берегу Днестра - 6 737 леев. В 24 году, по расчётам экономиста в Молдове средняя зарплата будет ровно в два раза выше чем в Приднестровье (в пересчёте на доллары по нынешнему курсу 800 в Молдове против 400 в Приднестровье). При всех вопросах к этой оценке, в целом эксперт Ионицэ прав - в Молдове и зарплаты и пенсии уже давно выше чем в Приднестровье. Это факт. Как же так вышло?

Два пути развития двух берегов Днестра

В начале 90-ых молдавские предприятия прошли через приватизацию по "ваучерному" типу, после которой большинство заводов и фабрик в Молдове закрылись. В Советской Молдавии делали тракторы и телевизоры, микроэлектронику и промышленное оборудование - всё это было утрачено.

В Приднестровье после развала Советского Союза осталось 40% промышленного потенциала бывшей МССР. Поначалу, в 90-е на левом берегу от приватизации отказались. Предприятия работали по инерции на старых советских связях и на старом советском оборудовании. К 2000-ым эта схема перестала работать. По экономике больно ударил кризис 98-го, да и многие директора сделали немало для банкротства своих заводов. Одни намеренно вводили предприятия в долги, чтобы потом самим купить по дешёвке (обсуждение грядущей приватизации уже началось). Другие просто вывозили целые производственные линии и цеха за рубеж - в Украину, или Россию. Там возникали предприятия-близнецы, а здесь они умирали. Тем не менее в нулевые всё же удалось сохранить остатки советского промышленного наследия. После приватизации продолжили работать местные гиганты Молдавская ГРЭС, Тиротекс, Электромаш, Квинт, Рыбницкий цементный комбинат. Молдавский металлургический завод в середине нулевых и вовсе вышел на рекордные показатели - миллион тонн стали в год. Но в это же время Молдова начала закручивать гайки.

Молдавский металлургический завод - одно из предприятий на котором держится Приднестровье
Молдавский металлургический завод - одно из предприятий на котором держится Приднестровье

Первой пала отрасль грузовых перевозок. Кишинёв перестал выдавать Carnet TIR, транспортные документы без которых машина не может проехать через границу. Местные транспортные компании умерли, или переехали в Кишинёв или Одессу. В 2006-ом все Приднестровские предприятия заставили зарегистрироваться в Кишинёве, иначе им не давали документы на экспорт. Приднестровье международно не признанная республика, и документы местных властей на границах транзитных стран и стран импортёров не принимают. Так Кишинёв взял под контроль экспорт из Приднестровья. Само по себе это почти не повлияло на работу предприятий, но с середины нулевых одной из стержневых идей молдавской власти стала идея уничтожения экономического потенциала Приднестровья. То экологические сертификаты на продукцию не давали, то санитарные документы, то ещё что-то. Бюрократия она такая, при желании всегда найдёт к чему придраться. На уровне переговоров Тирасполь-Кишинёв эти проблемы чаще всего решали, но на это уходили месяцы. И пока одну проблему решали, возникала следующая. Так предприятия теряли заказчиков и доверие партнёров. Сейчас вошло в моду выражение "тактика тысячи порезов", это характеризует молдавскую политику того времени. Вроде и жёсткой конфронтации нет, а с другой стороны предприятиям всё хуже и хуже.

Долгое время в Приднестровье одна из главных идеологических идей звучала так: у нас зарплаты и пенсии не ниже чем в Молдове. При первом президенте Смирнове так и было, но потом экономическая реальность не позволила местным властям поддерживать паритет зарплат и пенсий. Последние лет 10 разрыв растёт. Почему уровень жизни начал расти в Молдове сказать не могу, я не экономист и не владею всеми данными. Есть несколько предположений. Во-первых, это деньги трудовых мигрантов. В Молдове поток заработанных за рубежом денег гораздо больше, и эти деньги стали драйвером развития сферы услуг. Во-вторых, потеряв промышленность на десятилетие раньше, Молдова быстрее трансформировалась и худо-бедно построила постиндустриальную экономику. Молдова хоть и беднейшая страна в Европе, непризнанное Приднестровье ещё беднее.

Как Кишинёв заколотил "европейское окно" для Приднестровья

В 2014-ом Молдова и ЕС подписали соглашение об ассоциации. С 2016-го оно вступило в силу и Молдова вошла в "зону углублённой и всеобъемлющей свободной торговли" (DCFTA). Представители промышленности Приднестровья тогда участвовали в переговорах с европейцами хоть и без права голоса, а в качестве наблюдателей, но свою позицию высказывать могли и свои интересы кое в чём даже отстояли (сейчас такое представить невозможно). Многие наши предприятия и до того работали на европейские рынки. После вхождения в зону свободной торговли и отмены таможенных пошлин рынок ЕС в структуре приднестровского экспорта стал увеличиваться и в итоге превзошёл долю России и стран СНГ. Стоит отметить, что параллельно шёл другой процесс - после 2014-го торговать с Россией становилось всё труднее.

Наступает 2019 год. Пост президента занимает Игорь Додон, который позиционирует себя как пророссийский (на параде 9 мая рядом с Путиным стоял). Правительство и парламент пусть полностью не контролировались Додоном и его партией, но и в жёсткой оппозиции тоже не были. В этом году молдавские банки начинают закрывать счета многих приднестровских предприятий и экономических агентов и отказываются открывать новые. Так у них забирают возможность напрямую работать со своими зарубежными партнёрами. Приходится работать через посредников и оставлять им немалый процент. Министр экономики Приднестровья как-то назвал общую сумму потерь на посредниках - 30$ млн, что для Приднестровья огромная сумма. Но как оказалось, проблема не только в потерях на посредниках.

"Пророссийский" Додон при котором начался новый этап давления на экономику Приднестровья
"Пророссийский" Додон при котором начался новый этап давления на экономику Приднестровья

С 1 января 2024 года Молдова обязала платить всех приднестровских импортёров импортную пошлину. Это противоречит соглашению 1997-го года, которое давало Приднестровью право на свободную торговлю. Кишинёв наплевал на Соглашение, ведь после начала военных действий в Украине и полного закрытия приднестровско-украинской границы, товары сюда могут попасть только через Молдову. Кишинёв взял под контроль импорт Приднестровья. Так сбылась многолетняя мечта молдавской власти. Независимо от партийной принадлежности и политических взглядов все руководители Молдовы мечтали контролировать экономику Приднестровья. Теперь это реальность. При этом в самой Молдове об этом говорят как о "внедрении равноправного подхода к экономическим агентам Молдовы и Приднестровья" и "отмене преференций для левого берега". Кишинёвские руководители напирают на то, что по молдавским законам товары из ЕС и СНГ не облагаются таможенными пошлинами, так что для Приднестровья ничего не должно измениться. Чистой воды лицемерие. Для беспошлинной торговли необходимо получать сертификаты, а их дают при условии, что покупатель товара должен его и оплачивать. Теперь вспоминаем 2019 год, закрытие банковских счетов, работу через посредников и получаем - приднестровских предпринимателей заставляют оплачивать импортные таможенные пошлины даже в тех ситуациях, когда молдавские предприниматели от пошлин освобождаются. Президент Приднестровья Красносельский на каждой встречей с дипломатами из ЕС говорит им одну фразу: "Европа открыла для приднестровских предприятий окно для торговли, Кишинёв это окно заколотил". Европейцы молчат.

Как Молдова закрывает приднестровские предприятия

В августе 2023 года на молдавской таможне стали останавливать экспортные грузы трёх приднестровских заводов - Электромаша, Молдавизолита и Потенциала. Официально объявили, что они выпускают продукцию двойного назначения. Предприятия собрали буквально кипы документов, письма от зарубежных партнёров, пытаясь доказать, что выпускают сугубо мирную продукцию. Не помогло.

Электродвигатели Электромаша покупали в основном энергетические и добывающие компании России.
Электродвигатели Электромаша покупали в основном энергетические и добывающие компании России.

Электромаш, например, подал в специальную комиссию, которая даёт разрешение на экспорт, больше 80 запросов, получил 8 разрешений. 1 апреля Электромаш остановился. На складе у него скопилось продукции на 3 миллиона евро. Молдавизолит и завод Потенциал остановились ещё в 2023-ем. Без работы осталось 1300 человек, а бюджет без поступлений от налогов. Молдова, которая давно потеряла свою промышленность успешно уничтожает приднестровскую.

Молдавизолит и Электромаш два больших завода союзного значения занимают огромную территорию в промзоне Тирасполя.
Молдавизолит и Электромаш два больших завода союзного значения занимают огромную территорию в промзоне Тирасполя.

За первые три месяца 2024 года, по сравнению с первым кварталом 23-го, экспорт из Приднестровья просел на 17%, импорт упал почти на 40%. Что это как не экономическая война? Молдова ведёт её давно, ведёт безнаказанно и при молчаливом поощрении западных друзей. Судя по заявлениям представителей молдавской власти, Кишинёв намерен создавать новые проблемы для экономики Приднестровья. Разрыв в зарплатах и пенсиях на разных берегах Днестра увеличивается.