- Вот сами у себя дома пусть и распишут, куда ноги класть, а куда что, - негодующе кричала прачка.
***
Насколько я знаю, интернат у нас в городе создан был примерно в 60-е годы прошлого века. Мои первые воспоминания о нем относятся к 80-м годам – моя мама как раз в это время там работала.
Только, читая, пожалуйста, принимайте во внимание вот что:
- Я тогда училась в начальной школе, поэтому все мои сведения – из рассказов мамы и окружающих. Плюс я была мелкой, то есть восприятие соответствующее.
- С тех пор прошло много времени, конечно, какие-то детали могли в памяти не удержаться.
- Я пишу о заведении, которое было в нашем городе. Если у вас что-то было по-другому или вы владеете другой информацией – это просто означает, что везде по-разному. А не «бред», «такого не могло быть», «автор все врет».
Договорились?
***
Итак, устроилась моя мама работать в интернат – воспитателем и учителем английского. Тогда там была своя школа и свои же преподаватели. А учебный и жилой корпус соединялся эдакой кишкой – теплым переходом. Помнится, когда я впервые туда попала, меня это очень восхитило. ) Типа, прямо из спальни – и в школу!
Спальни были на 10-15 человек, понятно, что отдельно для мальчиков и для девочек. Две спальни – это один класс. Насколько я помню, в спальнях было 2-3 шкафа для одежды – их делили на всех. И тумбочки у каждой кровати. А так основная одежда вроде бы сдавалась в камеру хранения.
В остальном как в общаге или в школе: есть столовая, там кормят несколько раз в день, по ней дежурят, как в обычной школе, это накрыть и потом убрать со столов. Часы еды фиксированные, водят есть строем.
Постельное белье меняют раз в сколько-то дней. Вот с ним и связано одно из моих воспоминаний. Мама очень возмущалась, что в нижнем правом углу простыни требуют писать ручкой букву «Н» - ноги. ) Говорила, что они же, когда заправляют, простыни и так, и сяк крутят и перетряхивают, поэтому «ноги» эти могу быть где угодно. А перед проверкой им кричат:
- Быстро все проверьте, чтобы «ноги» были на месте!
Так они одеяло поднимут и в нужном месте букву нарисуют. И в результате простыни пропадают в прачечную все исписанные этими «ногами». А прачка – была у них такая бойкая дамочка, за словом в карман не лазящая – каждый раз отчаянно ругалась:
- Опять все в «ногах»! Вот какой идиот это требует? Он бы у себя дома так все подписал, куда ноги нужно раскладывать, куда - руки, куда – (тут определенная комбинация букв, обозначающая часть тела).
Я спальни и все такое видела, потому что мама брала меня с собой на работу. Воспитатели как-то в две смены работали, если после обеда, она до 9 вечера была, что ли. А меня девать было некуда. Кстати, я с интернатскими очень нормально общалась, с пятиклассниками мы играли, восьмиклассники все время просили меня сказать что-нибудь по-английски.
Вот только вшей мы оттуда обе притащили. ) Мамину шапку новенькие девочки меряли, как потом выяснилось. А у девочек…
Ооох, волосы мне не стригли категорически. Мазали голову керосином, а потом вычесывали таким мелким гребешком над газетой. И так башка вся воспаленная от керосина этого, а тебя еще гребнем по ней дерут… И сестра вшей получила, и ей выводили. А вот отца это почему-то не затронуло. Как – до сих пор не пойму. )) Наверное, уже тогда ядовитой личностью был. )
Кстати, я бы не сказала, что тогда у интернатских были какие-то особые привилегии. В местный лагерь их бесплатно посылали, это да. Но жили они, как и все – в длинных деревянных бараках, которые делились на две части: для мальчиков и для девочек. Выгребной сортир на улице. Баня – раз в неделю, в другом конце лагеря.
Единственное, в чем они выделялись – ходили в одежде по сезону, в отличие от остальных. Я объясню. Тогда в лагерях было по два воспитателя на группу, вещей при себе минимум, все в камере хранения. И там было так: забираешь одни вещи, отдаешь другие, которые сейчас не носишь. И меняется погода – а нужного воспитателя, который тебе вещи выдаст, нет. Поэтому часто дождь и холодно – а дети в сандаликах и футболочках. Или, наоборот, жара – а дети в резиновых сапогах. )) А у интернатских было два воспитателя, поэтому с этим проблем не было. Вроде как официально они тоже работали посменно, но по факту понятно, что целый день обе крутились.
А, еще привилегия – спонсоры всегда с собой пару больших коробок конфет и печенья давали. И пополняли в течение смены. То есть вечером всегда было, что погрызть. И, когда в лагере был родительский день, дети в каждом отряде часть того, что им привезли, отдавали интернатскому отряду. Потому что им привезти некому. Некоторые родители даже отдельно для них что-то пекли и прямо воспитателям передавали.
Почему крутились оба воспитателя… Допустим, банный день. Баня на одном конце лагеря, барак – на другом. Представляете, это ж надо детей помыть (там от 6-7 лет вроде были), сопроводить их в отряд. Разве один справится?
Или, помню, прибегают как-то к маме:
- Там ваши в дырку в туалете голову суют!
Воспитатели подрываются, бегут. Оказывается, они туда стреляли из пистолета, знаете, такие, где палочка вылетает. И смотрели, куда эта палочка долетела и можно ли достать. )))
Короче, воспитатели там не имели возможности отдохнуть. Это в интернате можно было где-то дух перевести, а в лагере нет.
***
Я тогда вот чего не могла понять. Я думала, раз ребенок в интернате – у него нет родителей. Вот, как раньше, на войне погибли. И меня очень удивляло, что интернатские часто говорили что-то вроде:
- А вот моя мама говорит. А вот когда я была у мамы. А вот когда я пойду к маме.
Раз мама есть, почему они в интернате?
Теперь я понимаю, что родители были лишены родительских прав. Но дети с ними виделись и к ним ходили на выходные. Потому что они часто пытались там же и остаться, как-то убегали – и воспитатели ходили по адресам и их искали. Во всяком случае, моя мама пару раз так попадала, кажется, она тогда всю ночь была сначала в поисках, потом в милиции.
И еще я не могла понять: ладно, вот столовая. А что делать, если поесть захотелось?
Как потом выяснилось, так думала не я одна. ) Потому что маму этот факт тоже очень возмущал. И она ругалась с начальством на эту тему, потому что можно было сделать какое-то помещение с холодильником и чайником, где есть базовый набор продуктов для чаепития. Тем более, воспитатель все равно дежурит, он бы это все контролировал.
Нет, не положено! Тогда мама плюнула и стала для этих целей пускать детей к себе в воспитательскую. Там все это было. Вроде бы, даже сама какие-то мелочи покупала. Я ее потом спросила:
- А ведь рисковала ты. А кто убирал за ними? А если откажутся?
Она сказала, что вообще таких проблем не было. Посуду за собой мыли сами. Подметали по очереди. Или даже добровольно. Или кого она попросит. То есть как-то вообще вопрос об этом не стоял. Она и сама пару раз подметала. Тем более, как-то разговаривали в процессе. А им очень нравилось с ней разговаривать.
И вообще, она часто задерживалась с ними. То конкурсы какие-то проводили, то еще что-то. Помнится, пришла она как-то очень поздно, такая вся воодушевленная:
- Ох, как хорошо мы с девочками поговорили о жизни. Я им так и объяснила: «Да, может быть плохо, может быть тяжело. Ничего, накрасились, оделись красиво, улыбку на лицо – и пошли вперед. И все будет хорошо». Они долго удивлялись, что жить, оказывается, так тяжело. И попросили меня поднять вопрос, чтобы им разрешили еще как-то в кухне дежурить. Говорят: «Мы ж даже чайник научились ставить только с вами, Валька, помнишь, ты на полном серьезе думала, что надо воду из горячего крана наливать? А дальше как будем?»
А я еще мелкая тогда была, глупая. Начала становиться в пятую позицию:
- Тебе чужие дети дороже, у тебя для своего ребенка ужина нет, а тебе все равно.
Ух, как мне внятно и четко объяснили, что взрослая деточка вполне могла бы пару картошек почистить и сварить. И для себя, и для уставшей с работы мамы. И что холуев в 17-м году отменили. (Угадайте, кому принадлежала последняя реплика?)
И, знаете, я как-то очень быстро все поняла. И больше не выдрючивалась. Ибо холуев и правда отменили. ))))
Завершилось все печально. Выяснили про допуск детей к холодильнику, потом мама подняла вопрос о кухне. Короче, уволили ее.
Но, честно говоря, это было даже к лучшему. Ибо этот интернат располагался очень далеко от нас, на другом конце города. Транспорт туда ходил очень плохо. А мама же часто до 9 вечера работала. Отцу приходилось ее встречать, в общем, все это было неудобно и проблемно. Тем более, она тут же устроилась на другую работу, недалеко от нас. Преподавателем английского и зав.дневным отделением в местном ПТУ.
Правда, и там, будучи классным руководителем, она умудрялась регулярно заниматься со «своими девочками» в общежитии, выбивать им более удобные условия, ругаться с физруком, который пытался заставить их встать на голову в процессе сдачи нормативов. Кстати, это был единственный случай в истории данного учебного заведения: физрук лично подошел к ней с журналом и сказал, чтобы она сама приняла решение по сомнительным оценкам. А так он обычно стоял со своими нормативами и оценками, аки незыблемая скала. )
А интернат стал сильно меняться. Повеял ветер перемен, и все там стало по-новому. Но об этом я расскажу потом:
Как одна интернатская восьмиклассница напугала аж целого полковника
Как дети из интерната попадали в семьи и не приживались там
Как дети из интерната себе много чего на выпускной активно просят
Кстати, а комната с холодильником для вечерних перекусов там сейчас есть. ) Так что зерна взошли. ))))
И, кстати, одна из этих девочек, с которой говорили о жизни, потом очень помогла нам, когда все вклады в банках сгорели:
Как выпускница интерната вернула моей маме ее же деньги
Читайте, а также подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
А пост сегодня будет о мыслях учеников насчет отмены обществознания.
Вот о чем я писала 15 апреля в прошлом году:
Как я вытащила свою ученицу с нулевого уровня до «отлично» на ЕГЭ за 2 недели
Смотрела в очередной раз «Голос»…
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.