Знаете, что оказалось самым сложным и практически нерешаемым при написании этой статьи? Остановиться перебирать и перечитывать знакомые с детства книги) Выбрать из этого несметного богатства советской литературы для детей только пять авторов. Сейчас расскажу по каким критериям в итоге был сделан выбор. Во-первых, в подборку попали те детские писатели, которых я сама готова перечитывать на ночь детям по кругу и до бесконечности. Ведь "дети нас не слышат, дети на нас смотрят". Невозможно привить любовь к чтению своим отпрыскам, если родители не любят читать сами. Выбирайте то, что нравится Вам, делитесь через книги с детьми своим культурным кодом. Здорово же, когда мы вместе сопереживаем герою или нам обоим кажется смешным какой-то эпизод в тексте. Во-вторых, важно было взять "плодовитых" авторов, чтобы их творчества действительно хватило на небольшую домашнюю библиотеку)
Попробую коротко (но это не точно!) анонсировать каждого, привести неожиданные факты в их биографии и напомнить о самых интересных произведениях.
Начнём, пожалуй, с Александра Мелентьевича Волкова (1891–1977) — русского и советского писателя, драматурга, переводчика и педагога.
Вряд ли кто мог представить, что сын унтер-офицера в отставке и портнихи из Сибири, из очень небогатой семьи с крестьянскими корнями закончит два высших учебных заведения. Первым был Томский педагогический институт, после которого Александр Мелентьевич преподавал точные науки, построил прекрасную карьеру, в 40 лет поступил в МГУ, окончил и добился отличных результатов: преподаватель, доцент кафедры высшей математики Института цветных металлов и золота в Москве. А потом...Александр Мелентьевич решил выучить английский. Для практики преподаватель кружка выдавал студентам детские книги на английском языке. Так в руки Волкова попала сказка американского автора Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Книга ему так понравилась, что он решил перевести ее.
Получился не просто пересказ, а полное переложение американской сказки для русских детей. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин. Александр Волков год работал над рукописью и отправил ее самому Самуилу Маршаку, тот ее одобрил и передал в издательство, настоятельно посоветовав Волкову заняться литературой профессионально.
Сказка пользовалась большим успехом, несмотря на то что вышла накануне войны. Александр Мелентьевич получал восторженные письма от читателей — дети брали «Волшебника Изумрудного города» в эвакуацию как самую необходимую вещь, читали в метро, укрываясь от бомбежек. Всего с 1939 по 1941 год вышло 227 тысяч копий.
А так как юные читатели в письмах настоятельно просили продолжить приключения любимых героев, то писатель продолжил серию и вышли:
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Желтый туман», «Огненный бог Марранов», «Тайна заброшенного замка». Все продолжения книги Волшебник изумрудного города иллюстрировал замечательный художник Леонид Владимирский.
Но Александр Мелентьевич не был автором одной книги. Для более старшего возраста он написал много историко-художественных произведений. В романе о первом русском воздухоплавателе «Чудесный шар» действие разворачивалось во времена Елизаветы Петровны. Издать книгу ему помог Антон Семенович Макаренко, которому текст начинающего автора очень понравился.
Другие исторические произведения Волкова — «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой» , посвященный истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами. Есть и несколько научно-популярных книг о природе, рыбной ловле, истории науки, включая «Земля и небо», в котором дети погружаются в мир географии и астрономии. Каждый может найти у этого автора книги по своим интересам.
Следующим выбираем Николая Николаевича Носова (1908 — 1976) — русский советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
А вы знали, что автор Незнайки собирался стать химиком, а выучился на сценариста и во время ВОВ выпускал обучающие фильмы для танкистов, знакомя их с танками, полученными по Ленд-лизу? В 1943 году за эти заслуги он был награждён орденом Красной Звезды. Карьера уже состоявшегося режиссёра была максимально далека от детской литературы и писать детские книги он начал случайно, сочиняя рассказы для собственного сына Пети.
Впоследствии писатель вспоминал: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа». Произведения Николая Носова учили ребят дружбе, честности, трудолюбию, поощряли самостоятельность, верность чувству долга, одновременно высмеивая жадность, трусость, эгоизм. Неожиданно писатель оказался превосходным детским психологом и даже педагогом: в полушутливых произведениях Носова молодые родители могли увидеть часто возникающие при воспитании детей ситуации и достойные выходы из них.
Рассказы «Огурцы», «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Про репку» и другие знал в Союзе каждый школьник. Но самым популярным произведением стал сказочный роман о малышах-коротышах – «Приключения Незнайки», задиристый и непоседливый герой которого постоянно попадает в смешные и нелепые ситуации, но не унывает. На примере Вити Малеева и его одноклассников, «Витя Малеев в школе и дома», на приключениях закадычных друзей Коли и Мишки он незаметно учил советских детей качествам, которые пригодятся им во взрослой жизни.
Ещё одним замечательным творцом для детской аудитории был автор «Денискиных рассказов» Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972) — советский писатель, автор повестей и рассказов.
В его биографии также масса необычных моментов: например, он родился в Нью-Йорке. К тому моменту его родители жили в Америке уже год - они уехали из родного Гомеля сразу после свадьбы. В Нью-Йорке родители Драгунского прожили недолго: с рождением ребенка перестало хватать денег, и в 1914 году они вернулись в Гомель. Виктор Драгунский шутил: «Да, я родился в Нью-Йорке, но американский образ жизни произвел на меня такое отталкивающее впечатление, что уже через полгода я вернулся на родину».
Отец умер, когда мальчику было пять лет и не успел оказать влияния на выбор жизненного пути. Кумиром для Виктора стал его отчим - актер еврейского театра Менахем - Мендл Рубин. Рубин учил Виктора Драгунского громко и выразительно читать стихи, отбивать чечетку и пародировать. Иногда он давал приемному сыну эпизодическую роль в спектакле, с первого выхода на сцену мальчик мечтал стать актером, как он. Поступил Драгунский в Театр Сатиры, а когда началась война (из-за слабого здоровья актёра на фронт не взяли), он записался в ополчение и рыл оборонительные укрепления для обороны Москвы в районе Можайска, там их часть попала в окружение и в живых осталась только треть отряда. Актера наградили медалью «За оборону Москвы». С 1944 года работал в московском цирке клоуном. После войны даже снимался в кино и начал писать пародии и фельетоны для журнала «Крокодил».
Однако к детской литературе его тоже подтолкнула огромная любовь к сыну.
В декабре 1958 года на своей даче в Подмосковье Виктор Драгунский написал первые рассказы. Главным героем стал мальчик Денис Кораблёв, который постоянно попадал в забавные ситуации. Писатель сочинял истории про своего восьмилетнего сына Дениса. Юрий Нагибин писал: «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства».
У всех персонажей были реальные прототипы, которые окружали Дениса Драгунского. Его лучший друг стал прототипом Мишки Слонова. Короткие произведения писатель объединил в цикл «Денискины рассказы», которые в последствие стали настолько известны, что их переводили даже на непопулярные языки: хинди, японский, норвежский, шведский, молдавский.
Для подростков будут интересны более взрослые произведения писателя::
«Он упал на траву…» о трагических событиях осени 1941 года, об обороне Москвы, народном ополчении и первой любви.
Повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни цирка. В книге, во многом основанной на личном опыте, Драгунский живописал быт цирковых артистов. В 1980 году повесть экранизировали под названием «Клоун».
Владислав Петрович Крапивин (1938-2020) в нашей библиотеке "отвечает" в основном за мальчишескую светлую романтику.
«Крапивинские мальчишки» – всем, кто прочел хотя бы одну книгу, понятно, кто имеется в виду. Дети и подростки населяли книги этого автора всегда.
«Мне казалось, что детство осталось недоигранным. Хотелось как-то продлить его. Сделать это можно было только с помощью книг. В них я снова чувствовал себя мальчишкой», – говорил автор в интервью «Учительской газете». Трудное детство Крапивина действительно пришлось на суровые военные и послевоенные годы, с голодом, потерями, ранним уходом отца, сложными отношениями с отчимом. Но сам автор считал, что «Мальчишки и девчонки тех лет умели быть счастливыми, несмотря на голод, холод и отсутствие электронных технологий. Главное в жизни – умение по-настоящему дружить и радоваться всему хорошему, что есть вокруг». Вот эта идея красной нитью проходит по всем произведениям писателя. Неважно жили ли его герои в обычных советских семьях с уставшими родителями. Или в фантастических мирах, расположенных на гранях вселенной Великого Кристалла. Фехтовали, ходили под парусом, просто учились и бродили по улицам, как делают иногда подростки. Объединяло их одно – первые серьезные шишки, о твердый, иногда равнодушный мир вокруг. Все они старались в этом мире сохранить себя.
Однажды полюбив этого автора, к нему хочется возвращаться вновь и вновь. Библиография произведений Крапивина огромна, но мы ограничимся несколькими рекомендациями:
Для младшего возраста от пяти-шести лет хороши: «Летящие сказки», состоящие из двух сказочных повестей: "Лётчик для особых поручений" и "Ковёр-самолёт". Чудесные сказки о безграничной детской фантазии, которая способна переносить героев из реальности в сказку за мгновения. В сказочной стране находится настоящий друг, а обычный бабушкин ковёр оказывается Ковром-самолётом. Сказка про двойняшек, брата и сестру: «Чоки-чок, или рыцарь прозрачного кота» Тут уж настоящие сказочные герои: рыба-Луна, тень кота и даже людоед, который не любит морковку в супе)))
Для ребят от восьми и старше: короткая повесть «Оруженосец Кашка», одна из таких книг, после которых хочется стать лучшей версией самого себя. Серия рассказов «Мушкетёр и фея» о настоящих приключениях, дружбе и не дружбе, чести и справедливости. Для подростков будет захватывающим открытием фантастическая повесть «Дети синего фламинго», «Сказка о рыбаке и рыбках», там, где приходится противостоять практически реальному злу и делать настоящий выбор...
Библиотека была бы не полной без Эдуарда Николаевича Успенского (1937 — 2018) — советский и российский детский писатель, драматург, сценарист и телеведущий.
Автор самых забавных и весёлых книг для детей сам не видел счастливого детства. Он пережил смерть отца в детском возрасте, вынужден был пожить в интернате из-за сложной ситуации, в которой оказалась его мать с тремя сыновьями и без финансовой поддержки. Вернувшись в семью, по собственному признанию, был двоечником и хулиганом и с фантазией испытывал терпение взрослых.
Всё изменилось летом накануне седьмого класса - Успенский сломал ногу, лазая по заброшкам и надолго угодил в больницу. Гаджетов к тому времени ещё не изобрели, и мальчик попросил маму принести почитать хотя бы новые учебники, чтобы не было так скучно лежать целыми днями. Оказалось, что учебники не совсем «ужас-ужас», подросток незаметно прочитал их все накануне нового учебного года. А в школе он уже сам увлёкся физикой и математикой и стал даже выезжать на олимпиады. Короче, между жизнью хулигана и гордостью школы оказался небольшой промежуток в одну сломанную конечность.
Решающим для дальнейшей судьбы будущего автора детских книг оказалась работа пионервожатым у третьеклашек. Для своих подопечных он впервые написал юмористические стихи. Успенский вспоминал: «Порой я проводил с ними целый день: мы вместе катались на лыжах и ходили в театр. Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем».
В 1965 году вышла первая книга Успенского — сборник стихотворений «Смешной слоненок». А уже через год на полках библиотек появилась антология «Четверо под одной обложкой» с рассказами Аркадия Арканова, Григория Горина, Феликса Канделя и Эдуарда Успенского.
Вышедшая в 1966 году первая сказка «Крокодил Гена и его друзья», популярности сразу автору не принесла. Многие критиковали непонятных героев с их идеями «дома дружбы». Спас теперь любимейших персонажей счастливый случай. Когда в 1968 году журналист Алексей Аджубей и сценарист Качанов обсуждали новую детскую картину, сын Аджубея принёс им книжку Успенского и попросил сделать по ней мультфильм, потому что это была его любимая книга. В 1969 году Гену и Чебурашку увидели советские зрители. Писатель вспоминал: «Отсюда все и началось. Мультфильм сделали, и он завоевал большой успех». Героев озвучивали актеры Василий Ливанов, Клара Румянова и Владимир Раутбарт.
Следующей вышла книга Успенского «Вниз по волшебной реке». Писатель в ней соединил русские народные сказки и современность: Митя приезжает на каникулы к бабушке в деревню и помогает Василисе Прекрасной и царю Макару решить их проблемы. А в 1974 году увидела свет одна из самых известных повестей — «Дядя Федор, пес и кот». Кстати, у кота Матроскина был прототип — это очень хозяйственный редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин, который впоследствии очень сожалел, что не разрешил дать коту свою фамилию и тот стал Матроскиным)
Успенский многое успел сделать для детской литературы, он участвовал в создании передач «Радионяня» и «Абвгдейка» и даже знаменитые «Фиксики» созданы по его сказке «Гарантийные человечки». А про физику и радиотехнику автор рассказал детям в книге «Лекции профессора Чайникова».
Так что нам читать - не перечитать, дорогие товарищи родители!