Найти тему
Наталья Локтева

Собираем детскую библиотеку из советской классики. Мои любимые авторы в прозе.

Знаете, что оказалось самым сложным и практически нерешаемым при написании этой статьи? Остановиться перебирать и перечитывать знакомые с детства книги) Выбрать из этого несметного богатства советской литературы для детей только пять авторов. Сейчас расскажу по каким критериям в итоге был сделан выбор. Во-первых, в подборку попали те детские писатели, которых я сама готова перечитывать на ночь детям по кругу и до бесконечности. Ведь "дети нас не слышат, дети на нас смотрят". Невозможно привить любовь к чтению своим отпрыскам, если родители не любят читать сами. Выбирайте то, что нравится Вам, делитесь через книги с детьми своим культурным кодом. Здорово же, когда мы вместе сопереживаем герою или нам обоим кажется смешным какой-то эпизод в тексте. Во-вторых, важно было взять "плодовитых" авторов, чтобы их творчества действительно хватило на небольшую домашнюю библиотеку)

Попробую коротко (но это не точно!) анонсировать каждого, привести неожиданные факты в их биографии и напомнить о самых интересных произведениях.

Создавал детское фэнтези и описал вторжение инопланетян до того, как это стало мейнстримом
Создавал детское фэнтези и описал вторжение инопланетян до того, как это стало мейнстримом

Начнём, пожалуй, с Александра Мелентьевича Волкова (1891–1977) — русского и советского писателя, драматурга, переводчика и педагога.
Вряд ли кто мог представить, что сын унтер-офицера в отставке и портнихи из Сибири, из очень небогатой семьи с крестьянскими корнями закончит два высших учебных заведения. Первым был Томский педагогический институт, после которого Александр Мелентьевич преподавал точные науки, построил прекрасную карьеру, в 40 лет поступил в МГУ, окончил и добился отличных результатов: преподаватель, доцент кафедры высшей математики Института цветных металлов и золота в Москве. А потом...Александр Мелентьевич решил выучить английский. Для практики преподаватель кружка выдавал студентам детские книги на английском языке. Так в руки Волкова попала сказка американского автора Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Книга ему так понравилась, что он решил перевести ее.

Получился не просто пересказ, а полное переложение американской сказки для русских детей. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин. Александр Волков год работал над рукописью и отправил ее самому Самуилу Маршаку, тот ее одобрил и передал в издательство, настоятельно посоветовав Волкову заняться литературой профессионально.

Сказка пользовалась большим успехом, несмотря на то что вышла накануне войны. Александр Мелентьевич получал восторженные письма от читателей — дети брали «Волшебника Изумрудного города» в эвакуацию как самую необходимую вещь, читали в метро, укрываясь от бомбежек. Всего с 1939 по 1941 год вышло 227 тысяч копий.

А так как юные читатели в письмах настоятельно просили продолжить приключения любимых героев, то писатель продолжил серию и вышли:
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Желтый туман», «Огненный бог Марранов», «Тайна заброшенного замка». Все продолжения книги Волшебник изумрудного города иллюстрировал замечательный художник Леонид Владимирский.

Иллюстрации Владимирского - канон, берите книги только с ними.
Иллюстрации Владимирского - канон, берите книги только с ними.

Но Александр Мелентьевич не был автором одной книги. Для более старшего возраста он написал много историко-художественных произведений. В романе о первом русском воздухоплавателе «Чудесный шар» действие разворачивалось во времена Елизаветы Петровны. Издать книгу ему помог Антон Семенович Макаренко, которому текст начинающего автора очень понравился.

Другие исторические произведения Волкова — «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой» , посвященный истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами. Есть и несколько научно-популярных книг о природе, рыбной ловле, истории науки, включая «Земля и небо», в котором дети погружаются в мир географии и астрономии. Каждый может найти у этого автора книги по своим интересам.

Помните Знайку, Торопыжку, Гуслю, Цветика и Пилюлькина?
Помните Знайку, Торопыжку, Гуслю, Цветика и Пилюлькина?

Следующим выбираем Николая Николаевича Носова (1908 — 1976) — русский советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.

А вы знали, что автор Незнайки собирался стать химиком, а выучился на сценариста и во время ВОВ выпускал обучающие фильмы для танкистов, знакомя их с танками, полученными по Ленд-лизу? В 1943 году за эти заслуги он был награждён орденом Красной Звезды. Карьера уже состоявшегося режиссёра была максимально далека от детской литературы и писать детские книги он начал случайно, сочиняя рассказы для собственного сына Пети.

Рассказ"Фантазёры" наглядно покажет ребёнку разницу между враньем и сочинительством.
Рассказ"Фантазёры" наглядно покажет ребёнку разницу между враньем и сочинительством.

Впоследствии писатель вспоминал: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа». Произведения Николая Носова учили ребят дружбе, честности, трудолюбию, поощряли самостоятельность, верность чувству долга, одновременно высмеивая жадность, трусость, эгоизм. Неожиданно писатель оказался превосходным детским психологом и даже педагогом: в полушутливых произведениях Носова молодые родители могли увидеть часто возникающие при воспитании детей ситуации и достойные выходы из них.

Рассказы «Огурцы», «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Про репку» и другие знал в Союзе каждый школьник. Но самым популярным произведением стал сказочный роман о малышах-коротышах – «Приключения Незнайки», задиристый и непоседливый герой которого постоянно попадает в смешные и нелепые ситуации, но не унывает. На примере Вити Малеева и его одноклассников, «Витя Малеев в школе и дома», на приключениях закадычных друзей Коли и Мишки он незаметно учил советских детей качествам, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Магия "Денискиных рассказов" всё еще работает: смешно до слёз и грустно до слёз.
Магия "Денискиных рассказов" всё еще работает: смешно до слёз и грустно до слёз.

Ещё одним замечательным творцом для детской аудитории был автор «Денискиных рассказов» Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972) — советский писатель, автор повестей и рассказов.
В его биографии также масса необычных моментов: например, он родился в Нью-Йорке. К тому моменту его родители жили в Америке уже год - они уехали из родного Гомеля сразу после свадьбы. В Нью-Йорке родители Драгунского прожили недолго: с рождением ребенка перестало хватать денег, и в 1914 году они вернулись в Гомель. Виктор Драгунский шутил: «Да, я родился в Нью-Йорке, но американский образ жизни произвел на меня такое отталкивающее впечатление, что уже через полгода я вернулся на родину».

Отец умер, когда мальчику было пять лет и не успел оказать влияния на выбор жизненного пути. Кумиром для Виктора стал его отчим - актер еврейского театра Менахем - Мендл Рубин. Рубин учил Виктора Драгунского громко и выразительно читать стихи, отбивать чечетку и пародировать. Иногда он давал приемному сыну эпизодическую роль в спектакле, с первого выхода на сцену мальчик мечтал стать актером, как он. Поступил Драгунский в Театр Сатиры, а когда началась война (из-за слабого здоровья актёра на фронт не взяли), он записался в ополчение и рыл оборонительные укрепления для обороны Москвы в районе Можайска, там их часть попала в окружение и в живых осталась только треть отряда. Актера наградили медалью «За оборону Москвы». С 1944 года работал в московском цирке клоуном. После войны даже снимался в кино и начал писать пародии и фельетоны для журнала «Крокодил».

"Всё тайное становится явным" и выброшенная в окно нелюбимая манная каша...
"Всё тайное становится явным" и выброшенная в окно нелюбимая манная каша...

Однако к детской литературе его тоже подтолкнула огромная любовь к сыну.
В декабре 1958 года на своей даче в Подмосковье Виктор Драгунский написал первые рассказы. Главным героем стал мальчик Денис Кораблёв, который постоянно попадал в забавные ситуации. Писатель сочинял истории про своего восьмилетнего сына Дениса. Юрий Нагибин писал:
«Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства».

У всех персонажей были реальные прототипы, которые окружали Дениса Драгунского. Его лучший друг стал прототипом Мишки Слонова. Короткие произведения писатель объединил в цикл «Денискины рассказы», которые в последствие стали настолько известны, что их переводили даже на непопулярные языки: хинди, японский, норвежский, шведский, молдавский.

Для подростков будут интересны более взрослые произведения писателя::
«Он упал на траву…» о трагических событиях осени 1941 года, об обороне Москвы, народном ополчении и первой любви.
Повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни цирка. В книге, во многом основанной на личном опыте, Драгунский живописал быт цирковых артистов. В 1980 году повесть экранизировали под названием «Клоун».

Мир был бы гораздо лучше и добрее, если бы все росли на книгах Командора
Мир был бы гораздо лучше и добрее, если бы все росли на книгах Командора

Владислав Петрович Крапивин (1938-2020) в нашей библиотеке "отвечает" в основном за мальчишескую светлую романтику.
«Крапивинские мальчишки» – всем, кто прочел хотя бы одну книгу, понятно, кто имеется в виду. Дети и подростки населяли книги этого автора всегда.

«Мне казалось, что детство осталось недоигранным. Хотелось как-то продлить его. Сделать это можно было только с помощью книг. В них я снова чувствовал себя мальчишкой», – говорил автор в интервью «Учительской газете». Трудное детство Крапивина действительно пришлось на суровые военные и послевоенные годы, с голодом, потерями, ранним уходом отца, сложными отношениями с отчимом. Но сам автор считал, что «Мальчишки и девчонки тех лет умели быть счастливыми, несмотря на голод, холод и отсутствие электронных технологий. Главное в жизни – умение по-настоящему дружить и радоваться всему хорошему, что есть вокруг». Вот эта идея красной нитью проходит по всем произведениям писателя. Неважно жили ли его герои в обычных советских семьях с уставшими родителями. Или в фантастических мирах, расположенных на гранях вселенной Великого Кристалла. Фехтовали, ходили под парусом, просто учились и бродили по улицам, как делают иногда подростки. Объединяло их одно – первые серьезные шишки, о твердый, иногда равнодушный мир вокруг. Все они старались в этом мире сохранить себя.

В моём издании "Нижкнига" роскошные графичные иллюстрации Ю. Лука
В моём издании "Нижкнига" роскошные графичные иллюстрации Ю. Лука

Однажды полюбив этого автора, к нему хочется возвращаться вновь и вновь. Библиография произведений Крапивина огромна, но мы ограничимся несколькими рекомендациями:
Для младшего возраста от пяти-шести лет хороши: «Летящие сказки», состоящие из двух сказочных повестей: "Лётчик для особых поручений" и "Ковёр-самолёт". Чудесные сказки о безграничной детской фантазии, которая способна переносить героев из реальности в сказку за мгновения. В сказочной стране находится настоящий друг, а обычный бабушкин ковёр оказывается Ковром-самолётом. Сказка про двойняшек, брата и сестру: «Чоки-чок, или рыцарь прозрачного кота» Тут уж настоящие сказочные герои: рыба-Луна, тень кота и даже людоед, который не любит морковку в супе)))
Для ребят от восьми и старше: короткая повесть «Оруженосец Кашка», одна из таких книг, после которых хочется стать лучшей версией самого себя. Серия рассказов «Мушкетёр и фея» о настоящих приключениях, дружбе и не дружбе, чести и справедливости. Для подростков будет захватывающим открытием фантастическая повесть «Дети синего фламинго», «Сказка о рыбаке и рыбках», там, где приходится противостоять практически реальному злу и делать настоящий выбор...

Почти как "последний богатырь" в плане "попаданства" в сказку, только задолго до.
Почти как "последний богатырь" в плане "попаданства" в сказку, только задолго до.

Библиотека была бы не полной без Эдуарда Николаевича Успенского (1937 — 2018) — советский и российский детский писатель, драматург, сценарист и телеведущий.

Автор самых забавных и весёлых книг для детей сам не видел счастливого детства. Он пережил смерть отца в детском возрасте, вынужден был пожить в интернате из-за сложной ситуации, в которой оказалась его мать с тремя сыновьями и без финансовой поддержки. Вернувшись в семью, по собственному признанию, был двоечником и хулиганом и с фантазией испытывал терпение взрослых.

Всё изменилось летом накануне седьмого класса - Успенский сломал ногу, лазая по заброшкам и надолго угодил в больницу. Гаджетов к тому времени ещё не изобрели, и мальчик попросил маму принести почитать хотя бы новые учебники, чтобы не было так скучно лежать целыми днями. Оказалось, что учебники не совсем «ужас-ужас», подросток незаметно прочитал их все накануне нового учебного года. А в школе он уже сам увлёкся физикой и математикой и стал даже выезжать на олимпиады. Короче, между жизнью хулигана и гордостью школы оказался небольшой промежуток в одну сломанную конечность.

Решающим для дальнейшей судьбы будущего автора детских книг оказалась работа пионервожатым у третьеклашек. Для своих подопечных он впервые написал юмористические стихи. Успенский вспоминал: «Порой я проводил с ними целый день: мы вместе катались на лыжах и ходили в театр. Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем».

В 1965 году вышла первая книга Успенского — сборник стихотворений «Смешной слоненок». А уже через год на полках библиотек появилась антология «Четверо под одной обложкой» с рассказами Аркадия Арканова, Григория Горина, Феликса Канделя и Эдуарда Успенского.

Не самая известная книга Успенского, но тоже наполненная фирменным юмором - "Про Веру и Анфису".
Не самая известная книга Успенского, но тоже наполненная фирменным юмором - "Про Веру и Анфису".

Вышедшая в 1966 году первая сказка «Крокодил Гена и его друзья», популярности сразу автору не принесла. Многие критиковали непонятных героев с их идеями «дома дружбы». Спас теперь любимейших персонажей счастливый случай. Когда в 1968 году журналист Алексей Аджубей и сценарист Качанов обсуждали новую детскую картину, сын Аджубея принёс им книжку Успенского и попросил сделать по ней мультфильм, потому что это была его любимая книга. В 1969 году Гену и Чебурашку увидели советские зрители. Писатель вспоминал: «Отсюда все и началось. Мультфильм сделали, и он завоевал большой успех». Героев озвучивали актеры Василий Ливанов, Клара Румянова и Владимир Раутбарт.

Следующей вышла книга Успенского «Вниз по волшебной реке». Писатель в ней соединил русские народные сказки и современность: Митя приезжает на каникулы к бабушке в деревню и помогает Василисе Прекрасной и царю Макару решить их проблемы. А в 1974 году увидела свет одна из самых известных повестей — «Дядя Федор, пес и кот». Кстати, у кота Матроскина был прототип — это очень хозяйственный редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин, который впоследствии очень сожалел, что не разрешил дать коту свою фамилию и тот стал Матроскиным)

Успенский многое успел сделать для детской литературы, он участвовал в создании передач «Радионяня» и «Абвгдейка» и даже знаменитые «Фиксики» созданы по его сказке «Гарантийные человечки». А про физику и радиотехнику автор рассказал детям в книге «Лекции профессора Чайникова».

Кот учёный выглядит как-то так)))
Кот учёный выглядит как-то так)))

Так что нам читать - не перечитать, дорогие товарищи родители!

Мой канал в ТГ
Моя страница в ВК