Найти в Дзене

Воровство сюжетов и стареющие актеры: как строилась работа в шекспировском театре?

Оглавление

Не так давно мы начали рассказывать вам о театре времен Шекспира, но в основном касались того, как он был устроен технически и что отличает его от привычного нам современного театра. Так, в театре 16-го века не было крыши, сидячих мест и туалета. Подробнее об этом читайте здесь. Сегодня же мы расскажем, каково было работать в таком театре, при чем здесь шпионаж и авторское право и что делать, если ваш любимый актер постарел. Итак, начинаем!

-2

Почему в пьесах Шекспира столько драмы и страстей?

-3
-4

С самого своего появления английские театры вынуждены были конкурировать за внимание зрителя с другими доступными ему развлечениями, причем зачастую гораздо более простыми и эффектными развлечениями. Например, бродячими музыкантами, циркачами, жонглерами и… казнями. Да-да, в это время популярным и широкодоступным досугом было посещение публичных казней. Вот уж точно – зрелище, приносящее бурю эмоций! А именно это и нужно было трудившемуся весь день в поте лица простому народу. Зрители казней могли месяцами потом пересказывать все обстоятельства экзекуции, спорить, какое было выражение лица у преступника, раскаивался ли он, просил ли прощения, и конечно же выяснять (зачастую, доходя до драк), виновен ли он был.

-5

Как вы понимаете, чтобы конкурировать с такими видами досуга, нужно очень постараться. Тем более, что казни – зрелище бесплатное, а в новообразовавшихся театрах за вход нужно было платить. Как же привлечь публику? Как убедить ее, что ваше представление будет не хуже, а то и лучше того, что они могли бы увидеть на площади? Конечно, нужно обещать им то, что всегда, во все времена волновало и интересовало людей, а именно:

  • Как живут в других странах – поэтому действия самых популярных пьес Шекспира происходят зачастую вне Англии – в Италии, в Дании, а иногда и просто в волшебной стране, то есть там, где среднестатистический посетитель «Глобуса» никогда не побывает.
  • Как живут власть имущие – отсюда многочисленные короли и придворные в пьесах классика
  • И кто с кем спит – поэтому в пьесах Шекспира много измен, пылких признаний и того, что сейчас бы назвали выяснением отношений.

В какой-то мере Шекспир предугадал, как и вокруг каких тем будут развиваться дальнейшие популярные сюжеты. Даже сейчас самые известные сериалы и шоу рассказывают, в общем-то, о том же самом.

Каково это - быть актером в шекспировском театре?

-6

Для начала для того, чтобы стать актером в театре в ту эпоху, необходимо было быть мужчиной. Женщин в профессию не допускали, а женские образы воплощали на сцене молодые юноши. За время спектакля, который длился от двух до трех часов и шел без антракта, один актер успевал отыграть несколько ролей. Но главные роли обычно всегда играл один из пайщиков театра.

Быть актером было довольно прибыльно: годовой заработок мог достигать 15 фунтов, тогда как ремесленник получал примерно 9 фунтов в год, а зарплата чернорабочего в Лондоне составляла 5 фунтов. Однако это была сложная работа, не всегда похожая на труд современного актера.

-7

Так, участники «Глобуса» не только играли на сцене, но и сами ее готовили, убирали, шили костюмы. Времени для репетиций практически не было, так как чтобы быть прибыльным, театр должен все время работать. Постановки шли под открытым небом, в середине дня, а не как принято сейчас – ближе к вечеру, освобождая актерам основную часть дня для подготовки и репетиций. Елизаветинский театр еще ничего не знал об актерском слаживании, сценическом партнерстве и тренингах на внимание. Главной задачей было выучить текст, причем даже не обязательно слово в слово – можно импровизировать, но важно следовать сюжету, чтобы партнер всегда мог подхватить.

Постановки менялись гораздо чаще, чем сейчас – публика просто не хотела смотреть одно и то же, поэтому новую роль иногда приходилось выучивать за неделю.

Что делать, если любимый актер постарел?

Портрет Ричарда Бёрбиджа - главного трагика театра "Глобус"
Портрет Ричарда Бёрбиджа - главного трагика театра "Глобус"

Театр «Глобус» очень напоминал современное товарищество на вере – несколько энтузиастов объединились, чтобы вместе заниматься нравящимся им делом. Одним из таких энтузиастов был Ричард Бёрбидж. Он, так же, как и Шекспир, был не только пайщиком театра, но и непосредственно участвовал в его деятельности, а именно был актером. И не просто актером, а главным трагиком. С Шекспиром, который в театре отвечал за тексты и сценарии, Бёрбидж был хорошо знаком, и Уильям писал все главные трагические роли под него.

Любопытно, но если расставить все знаменитые трагедии Шекспира в хронологическом порядке, то мы увидим, как главный герой в них постепенно взрослеет. Юный Ромео (1595 год) сменяется примерно тридцатилетним Гамлетом (1600-ый), далее следует мужественный и зрелый воин Отелло (1603), стареющий король Лир (1605), а позже и вовсе вечный, без определенного возраста Просперо (1611-ый). Конечно, можно предположить, что взрослел и старел сам Шекспир и его занимали герои одного с ним возраста, но есть и гораздо более простое объяснение – главный актер-трагик тоже не молодел. Все эти роли исполнялись и были написаны под конкретного человека – Ричарда Бёрбиджа.

Промышленный шпионаж: зачем крали пьесы?

-9

Конец 15-ого – начало 16-ого века – настоящий театральный бум в Англии. Появляются все новые и новые театры, набираются труппы, между которыми царит жесточайшая конкуренция. За семьдесят лет было написано и поставлено более 2000 пьес! Чтобы удерживать внимание и интерес публики, необходимо все время давать ей что-то новое, а значит и спрос на драматургов очень велик. В Англии к тому времени уже довольно много образованных людей, хотя бы с несколькими классами школы, в которой помимо арифметики и закона божьего проходили также комедии римских классиков и изучали древние языки. Особо талантливые и горящие своим делом учителя даже заставляли своих учеников разыгрывать по ролям сцены из исторических или эпических произведений. С таким бэкграундом стать драматургом было довольно просто. Но работать нужно было быстро и много, а главное – никакой известности, никакой славы.

-10

Драматург сочинял пьесы для труппы и именно ей они и принадлежали. Все реплики, характеры писались под конкретных людей, которые могли их свободно видоизменять, менять местами, выбрасывать. После получения денег автор уже не мог контролировать своё произведение — передача его третьим лицам, постановка, изменения, публикация, — всё это совершалось без его согласия. Авторского права попросту не существовало.

Зато существовало пиратство и шпионаж.

Ваш театр-конкурент готовит какую-то уникальную пьесу, о которой говорит весь город? Постановка еще не написана, а люди уже готовы скупать билеты? Что же делать? Как получить свою долю зрительского внимания и симпатий? Самый простой вариант – скопировать.

-11

Для этого нанимался специальный человек, желательно грамотный (в худшем случае – хотя бы обладающий хорошей памятью), который приходил на премьеру и прямо во время спектакля записывал все реплики, сценические ходы и конфликты. Особо ценилась в этом деле и способность оценить реакцию зала: какие шутки публике «заходят», а какие повторять не стоит. Потом на основе этой информации ставилась похожая или попросту такая же пьеса, переманивающая зрителей у соседа.

Однако владельцы театров тоже были не дураки и такие выходки пресекали, выводя писак из зала. Но был и другой вариант – подкуп.

-12

Подкупали обычно не главных актеров, так как они часто были пайщиками своих театров и ни за что не стали бы вредить самим себе, а второстепенных. Но здесь был, конечно, и минус – какой-нибудь стражник или слуга обычно хорошо знал свою реплику да две-три соседние, а вот весь спектакль запомнить был не в состоянии. И чтобы не опростоволоситься перед заказчиками, начинал сочинять сам.

Так, есть версия, что финальная фраза в «Гамлете», та самая знаменитая «А дальше - тишина», много раз разбиравшаяся литературоведами и философами как яркая и выразительная точка в произведении, на самом деле была не фразой одного из героев пьесы, а ответом такого подкупленного актера. Мол, «а дальше что?» - «а дальше - тишина».

-13
-14

Вот таким был театр времен Шекспира. В чем-то авантюрным, быстро меняющимся и развивающимся, часто довольно простым, играющим на низких чувствах и человеческих страстях, но при этом являвшим собой преданность делу и своим коллегам по цеху, которых не бросали и не увольняли, даже когда те теряли форму. Шекспировский или – вернее говорить – елизаветинский театр был словно вспышка – яркая, но краткая. Его история едва насчитывает больше 75 лет – в 1642-ом году к власти в Англии пришли пуритане, которые посчитали театр развлечением, противным Господу, и такой вид досуга запретили. Актеров разогнали, а потребность в ярких, зрелищных пьесах пропала. Театр вскоре вернулся, но стал уже совсем другим. Изменилась и драматургия. Но традиции и особенности жанра, заложенные Шекспиром и его современниками, остались. Они эволюционировали и их следы мы можем видеть и в современных ТВ-шоу.

Стоит ли сейчас пытаться воссоздать шекспировский театр полностью таким, каким он был тогда? Да и возможно ли это сегодня?.. Вопрос не праздный. И каждый дает на него свой ответ. Например, создатели нового «Глобуса» очень к этому стремятся. Они не просто раскопали тот самый театр, где играл Шекспир, но и пытаются имплементировать его метод в современную драму. Как у них это получается и чем живет театр «Глобус» сегодня расскажем уже совсем скоро!

-15

Подписывайтесь и читайте также: