Мне не раз доводилось слышать о том, что дети не читают классику в школе, ибо не понимают ее. При этом многие ссылаются на трудность восприятия произведений литературы, советуя их и вовсе исключить из школьной программы или заменить более легкими произведениями.
Между тем в моем детстве таких проблем не было. Мы читали литературу, а потом обращались и к дополнительным источникам, которые объясняли значение непонятных нам устаревших слов, а также рассказывали о проблемах, героях и об актуальности данных произведений даже и теперь. К тому же они пробуждали любовь не только к литературе, но и к нашей истории, без понимания которой невозможно порой понять всю нашу классическую литературу.
Долинина Н.
- известный советский литературовед, писатель, учитель литературы, на книгах которой выросло не одно поколение школьников. Наталья с детства любила читать. И свое преклонение перед литературой пронесла через всю жизнь. Однажды отец подарил ей на день рождения восьмую главу "Евгения Онегина", и это предопределило выбор ее дальнейшей профессии:
"Тогда, девчонкой, слушая восьмую главу, я впервые не поняла еще, но ощутила, что есть высокая радость в душевном прикосновении к гению".
Поэтому, окончив университет, Наталья пришла в школу преподавать литературу. Она стремилась научить школьников понимать классику, а затем и полюбить ее. И надо сказать, что Наталье все это прекрасно удалось.
А чуть позднее по просьбе издательства "Детская литература" она написала несколько книг о своих любимых писателях.
"Прочитаем "Онегина вместе". Печорин и наше время"
В данное издание вошли две работы Натальи, в которых она доступно и легко разбирает произведения и заостряет наше внимание на тех проблемах, которые поднимает перед нами автор. А также рассказывает об эпохе, которую он изобразил.
Кроме того, Наталья останавливается и на оценках произведения в ту далекую эпоху. Так, например, рассказывая о восьмой главе "Евгения Онегина", она не упускает без внимания и разнообразные мнения критиков и писателей о его героях:
"...Писарев осуждает обоих: и Татьяну, и Онегина. Оба они, по мнению Писарева, "потеряли способность чувствовать и действовать по-человечески". Татьяну Писарев осуждает за то, что она не ушла от мужа, но и в любовь Онегина Писарев не верит".
Что касается Достоевского, то он по-своему прочел роман Пушкина:
"Для него главная героиня -Татьяна, она -идеал женщины, идеал человека. Ее поведение в восьмой главе -воплощение нравственного совершенства, потому что человек не должен и не может строить свое счастье на несчастье другого..."
Надо сказать, что данная книга была одной из любимых при изучении классики в школе. Настолько автор все понятно объясняет, и к тому же с такой любовью рассказывает о литературе, что у вас просто не останется выбора, как не полюбить классику вместе с ней.
"По страницам "Войны и мира"
Вам все еще кажется роман Л. Толстого "Война и мир" очень сложным для понимания? Тогда, прочитав эту книгу, вам многое станет понятно. Ибо писательница подробно анализирует роман, рассказывая нам о нравственных проблемах и их связью с современностью.
"Предисловие к Достоевскому"
Анализируя роман Ф. Достоевского "Униженные и оскорбленные", автор рассуждает о художественном мире писателя и его стиле.
"Каждый читает по-своему"
В данную книгу включены размышления автора о героях известных произведений. Таких, как "Анна Каренина", "Дама с собачкой", "Мертвые души", "Три мушкетера", "Василий Теркин" и т.д.
Пустовойт П.
"Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Данная книга представляет собой пояснения к известному роману Тургенева. Анализируя подробно данное произведение, автор останавливается на истории создания романа и его персонажах.
Марченко Н.
"Приметы милой старины. Нрав и быт пушкинской эпохи"
Посвящая эту книгу памяти Ю. Лотмана, Нонна рассказывает о быте и нравах первой четверти 19 века. Причем для нас это будет интересно еще и потому, что без этих деталей быта нам будет непонятно многое в произведениях классиков.
На страницах данной книги мы с интересом познакомимся с парадами и балами, театром, модой,альбомами, пирами, табелями о рангах, дорогах, книжных лавках и т.д. Причем здесь приводятся многочисленные литературные и эпистолярные свидетельства современников той эпохи, что, как мне кажется, представляет для нас наибольший интерес.
Многие из этих книг сопровождали меня в детстве и молодости. И именно благодаря им я лучше понимала классику и не испытывала такой неприязни и пренебрежения к ней, как это наблюдается порой у наших детей.