Найти в Дзене

Без самолетов. Какими были и для чего создавались первые советские авианесущие корабли «Москва» и «Ленинград»

Оглавление

Приветствую вас на моем канале. В истории отечественного флота было не так много авианесущих кораблей. В первую очередь, при разговоре о них чаще всего вспоминают тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» («Киев», «Минск» и другие). При этом они не были первыми: в 1960-х в состав Краснознаменного Черноморского флота вошли два уникальных для отечественного ВМФ корабля, основным вооружением которых были вертолеты — «Москва» и «Ленинград» проекта 1123 «Кондор». Именно о них в этой статье и пойдет речь.

Истоки

В конце 1950-х годов в США готовились принять на вооружение баллистические ракеты «Полярис» с ядерными боеголовками, предназначенные для запуска с подводных лодок.

Благодаря дальности порядка 2000 км они могли при старте из акватории Средиземного моря поражать цели на европейской территории в СССР. В ответ на возросшую угрозу со стороны подлодок в конце 1958 года в ЦКБ-17 (ныне Невское ПКБ) начались работы по новому проекту противолодочных кораблей с вертолетной группой на борту — 1123 «Кондор».

Один из предэскизных проектов, датированный 1958 годом
Один из предэскизных проектов, датированный 1958 годом

Согласно изначальному техзаданию планировалось построить несколько кораблей с водоизмещением порядка 4500 тонн с максимальной скоростью в 35 узлов, а за основу взять недостроенные корпуса для крейсеров проекта 68-бис. Впрочем, от идеи с переделкой корпусов быстро отказались.

Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис. Является единственным сохранившимся до нас кораблем данного проекта. Ныне является музеем, находится в Новороссийске.
Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис. Является единственным сохранившимся до нас кораблем данного проекта. Ныне является музеем, находится в Новороссийске.

Рассматривались несколько компоновок, в том числе и довольно экзотичные. Например, корабли проекта 1123 могли стать катамаранами. Но в итоге был выбран менее рискованный вариант.

Модель эскизного проекта будущего вертолетоносца в виде катамарана
Модель эскизного проекта будущего вертолетоносца в виде катамарана

Проект постоянно претерпевал изменения. Например, несколько раз увеличивали состав авиагруппы, чтобы обеспечивать круглосуточный поиск подводных лодок. В итоге пришли к выводу, что для этого потребуется 14 вертолетов. Также заказчик потребовал добавить оружие для самообороны, которое занимало немало места.

Из-за этого корабль неминуемо рос в размерах, снижалась максимальная скорость. Но заказчика это устраивало: в начале 1962 года был утвержден обновленный технический проект, согласно которому водоизмещение увеличилось уже до 10700–10750 тонн. В том же году на Черноморском судостроительном заводе был заложен первый представитель проекта, названный в честь столицы СССР.

Компоновка

Всего по проекту 1123 были построены два корабля: «Москва» и «Ленинград», вступившие в строй в 1967 и 1969 годах соответственно.

Официально они не именовались вертолетоносцами, а классифицировались как противолодочные крейсеры (ПКР) и предназначались для борьбы с атомными подводными лодками, а в дальних зонах противолодочной обороны в составе корабельных поисково-ударных групп и во взаимодействии с другими кораблями и противолодочной авиацией ВМФ.

Проекции противолодочного крейсера проекта 1123. Источник изображения: книга «История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г.» Санкт-Петербург, издательство «Судостроение», 1996 г.).
Проекции противолодочного крейсера проекта 1123. Источник изображения: книга «История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г.» Санкт-Петербург, издательство «Судостроение», 1996 г.).

«Москва» и «Ленинград» имели весьма необычную компоновку. От носа и до надстройки располагалось противолодочное вооружение и комплексы ПВО — в этой части «Кондоры» особо не отличались внешне от других крейсеров тех лет.

ПКР «Лениград», вид спереди. Оцените форму корпуса
ПКР «Лениград», вид спереди. Оцените форму корпуса

А вот за надстройкой уже находилась сплошная полетная палуба для вертолетов. Чтобы сделать ее больше, пришлось расширять корпус, что ухудшило мореходные качества, особенно в штормовых условиях.

-6

Кстати, уникальным такое решение не было. Например, примерно в те же годы во Франции вступил в строй вертолетоносец «Жанна Д’ Арк», были в истории и более ранние аналогичные корабли, хоть и не особо многочисленные.

Вертолетоносец Жанна Д’ Арк в 1986 году
Вертолетоносец Жанна Д’ Арк в 1986 году

Под палубой располагался ангар, куда помещалось до 12 вертолетов. При этом его сконструировали с минимальным числом опор, чтобы упростить размещение и перемещение вертолетов. Еще один небольшой ангар располагался в надстройке.

Вертолеты на полетной палубе
Вертолеты на полетной палубе

Изначально на корабле должны были служить всего 370 человек: 266 офицеров и матросов экипажа и 104 человека, относящихся к авиагруппе. Достичь уменьшения численности персонала планировали путем внедрения автоматизации процессов. Но не срослось: в реальности одновременно на корабле могли служить и 800 офицеров, мичманов и матросов. Поскольку размещения такого числа людей в первоначальных планах не было, увеличение численности экипажа негативно сказалось на бытовых условиях.

ПКР «Ленинград» глазами художника
ПКР «Ленинград» глазами художника

Ну и последнее про компоновку. Личное.

Я считаю, что «Москва» и «Ленинград» получились очень красивыми кораблями. Да, красота сражения не выигрывает, но не могу не отметить этот аспект. А как внушительно смотрится «Москва» в фильме «Ответный ход»! Ну просто глаз не оторвать.

Что-то я отвлекся. Возвращаемся от лирики обратно к физике, а точнее, к технике.

ПКР «Ленинград» в конце 1980-х
ПКР «Ленинград» в конце 1980-х

Вооружение

Основным вооружением противолодочных крейсеров проекта 1123 были, конечно, вертолеты Ка-25 модификаций «ПЛ» (12 единиц), «ПС» (одна единица) и «Ц» (одна единица).

Ка-25ПЛ вели поиск подводных лодок, получая информацию от сбрасываемых в воду радиогидроакустических буев, бортовой РЛС и опускаемой гидроакустической системы. Также вертолеты данной модификации могли применять по целям глубинные бомбы, ракето-торпеды и самонаводящиеся торпеды: максимальная бомбовая нагрузка составляла 1100 кг.

В свою очередь, Ка-25Ц/РЦ отвечал за радиолокационный дозор и целеуказание, а Ка-25ПС выполнял поисково-спасательные функции. Также в состав авиагруппы могли входить вертолеты-тральщики Ка-25БТ и Ми-8БТ.

Корабли получили богатый набор противолодочного вооружения и средств обнаружения. Наиболее мощным из средств поражения был комплекс «Вихрь»: пусковая установка состояла из двух балочных держателей, на которых размещалось по одной ракете. Общий боезапас состоял из 16 ракет, которые располагались в двух барабанах под палубой. С них и подавались ракеты на держатели.

-12

Сами ракеты имели только инерциальную систему наведения. Запуском управляла корабельная система наведения «Спрут» в состав которой входила вычислительная машина. «Вихрь» мог атаковать как подводные лодки, так и надводные корабли на дистанции до 24 км, подрыв осуществлялся либо на поверхности, либо на глубине до 200 метров. Благодаря ядерной боевой части в 10 кт, при подводном взрыве поражались цели на дистанции до 1,5 км.

Также подводные лодки можно было атаковать при помощи двух установок РБУ-6000 и 533-мм торпед в двух пятитрубных торпедных аппаратов (позднее их посчитали излишними и демонтировали).

Для обнаружения подводных лодок корабли проекта 1123 располагали гидроакустическим комплексом «Орион» (размещался в выдвижном подкильном обтекателе) и буксируемой гидроакустической станцией «Вега».

Пуск ЗРК «Шторм» с корабля другого проекта (если узнали его, пишите в комментариях)
Пуск ЗРК «Шторм» с корабля другого проекта (если узнали его, пишите в комментариях)

За ПВО отвечали два ЗРК М-11 «Шторм» с более чем солидным боезапасом в 96 ракет и два двухорудийных 57-мм зенитных автомата. Обнаружение воздушных целей и наблюдение за обстановкой в небе осуществляли РЛС «Восход» и «Ангара».

Судьба

Как я уже упоминал выше, всего по проекту 1123 были построены два корабля: «Москва» и «Ленинград», вошедшие в состав Черноморского флота соответственно в 1967 и 1969 годах. Третьим должен был стать «Киев», который планировали строить по измененному проекту, который, в частности, предполагал удлинение корпуса на 7 метров для улучшения мореходных качеств и увеличения авиагруппы. Но его строительство отменили в пользу создания авианесущих крейсеров проекта 1143, способных помимо вертолетов нести самолеты вертикального взлета и посадки.

За четверть века в составе флота «Москва» и «Ленинград» регулярно принимали участие в боевых службах в Средиземном море и Атлантическом океане.

ПКР «Москва» в 1975 году
ПКР «Москва» в 1975 году

«Москва» навсегда останется в истории отечественного флота как первый корабль, на котором совершил посадку самолет Як-36М. Это произошло 18 ноября 1972 года. Вертолетоносец привлекли для испытаний, поскольку ТАВКР «Киев», способный принимать самолеты, еще не был спущен на воду. В 1981 году корабль стал звездой экранов, снявшись в фильме «Ответный ход».

«Ленинград» помимо регулярных боевых служб отметился также участием в операции по спасению подводной лодки К-19 и международной операции по разминированию Суэцкого залива в 1974-1975 годах (с него работали вертолеты Ка-25БТ и Ми-8БТ).

ПКР «Ленинград» в 1990 году
ПКР «Ленинград» в 1990 году

На самом деле, событий, в жизни этих интересных кораблей было гораздо больше, просто уместить все в одну статью очень трудно.

Дальние походы, учения, визиты в иностранные порты и боевые службы для обоих кораблей закончились в 1990-е.

В последний раз «Ленинград» вернулся с боевой службы в Средиземном море 22 июня 1990 года, после чего должен был отправиться на капитальный ремонт. Но из-за отсутствия финансирования он уже не состоялся: 24 июня 1991 года корабль вывели из состава флота, а к Новому году расформировали экипаж.

«Ленинград» в ожидании утилизации
«Ленинград» в ожидании утилизации

5 декабря 1992-го с «Ленинграда» торжественно спустили флаг, после чего разукомлектованный крейсер отбуксировали вглубь Северной бухты Севастополя. В 1995 году противолодочный крейсер продали на металл в Индию, где вскоре его и разделали.

«Москва» прожила чуть дольше. В 1992 году после перехода в Новороссийск корабль посетили президент Борис Ельцин и министр обороны маршал Шапошников. Через год ПКР в последний раз вышел на боевую службу в акваторию Черного моря.

ПКР «Москва» у причала, 1990-е
ПКР «Москва» у причала, 1990-е

В 1995 году корабль, находившийся в отстое, был переименован в ПКР-107, а его имя передали ракетному крейсеру «Слава» проекта 1164. В 1996 году первый в отечественной истории вертолетоносец окончательно списали и продали на металл в Индию.

ПКР «Москва» на утилизации в Индии
ПКР «Москва» на утилизации в Индии

Оба корабля требовали дорогостоящего ремонта, модернизации и обновления авиагруппы. Средств на это в то время у флота не было. Кстати, аналогичный французский вертолетоносец Жанна Д’ Арк, вступивший в строй за 3 года до «Москвы», прослужил до 2010 года.

Кстати, про Францию. К вопросу использования вертолетоносцев у нас вернулись спустя почти 50 лет, в начале 2010-х. Тогда в состав ВМФ России должны были войти два вертолетоносца «Мистраль», заказанные во Франции. Но это были уже корабли другого назначения: универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. В итоге французы по политическим мотивам отказались передать уже оплаченные корабли и флот так не получил свои вертолетоносцы.

УДК «Владивосток» в 2013 году — один из двух «Мистралей», которые так и не получил отечественный флот
УДК «Владивосток» в 2013 году — один из двух «Мистралей», которые так и не получил отечественный флот

Но от самих вертолетоносцев не отказались. В 2020 году на ССЗ «Залив» в Керчи строятся два новых вертолетоносца проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Они должны пополнить состав Тихоокеанского и Черноморского флотов до конца десятилетия.

Макет универсального десантного корабля-вертолетоносца «Иван Рогов». Источник фото: Kirill Borisenko, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Макет универсального десантного корабля-вертолетоносца «Иван Рогов». Источник фото: Kirill Borisenko, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

На этом на сегодня все. Я постарался максимально кратко и понятно рассказать вам об этих интересных кораблях. Надеюсь, что у меня это получилось. Если заинтересовались темой, то найти в сети более подробную информацию вам не составит труда.

Ну и, конечно, ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы. В обозримом будущем планирую посвятить несколько материалов советским авианесущим крейсерам, так что не пропустите.

Другие мои статьи читайте по ссылкам ниже.