В этом материале я расскажу вам об оружии и технике, показанных зрителю в фильме «Ответный ход». Если в первой части, то есть в фильме «В зоне особого внимания», техники было немного и она представляла, в основном, ВДВ, то в сиквел сделали более масштабным: тут много интересных образцов сухопутной, морской и авиационной техники.
Предлагаю познакомиться с ними подробнее.
Автоматы
По неизвестной причине Тарасов, Швец, Волентир и Зиновьева весь фильм бегают с раритетными уже на тот момент автоматами АКС. Не АКМС, а именно АКС, которые выпускались до 1960 года. Где-то встречал утверждение, что в фильме сняли автоматы со штампованной ствольной коробкой, то есть выпущенные еще до 1951 года. К сожалению, из-за качества картинки не могу нормально разглядеть детали, чтобы однозначно это подтвердить. В любом случае, обычные АКС для 1981 года – это уже раритеты.
Кстати, если среди моих читателей есть знатоки стрелкового оружия, которые могут определить тип ствольной коробки, отпишитесь пожалуйста в комментариях.
Тем временем, обычная пехота, которая ловит главных героев, вооружена довольно новыми по тем временам АК-74. Как и десантник в начале фильма, который ехал в машине с командиром полка.
Морская техника
Противолодочный крейсер «Москва»
Штаб Южных располагается на большом красивом корабле. В носовой части он выглядит как обычный ракетный крейсер, а вот за надстройкой у него имеется большая полетная палуба для вертолетов.
Это, конечно, флагман Черноморского флота и первый отечественный вертолетоносец «Москва», построенный по проекту 1123 «Кондор».
Официально корабль никогда не назывался вертолетоносцем и классифицировался как противолодочный крейсер. Главным его вооружением были вертолеты. Авиагруппа состояла из 12 противолодочных Ка-25ПЛ и двух поисково-спасательных Ка-25ПС.
Всего было построено два корабля проекта 1123: «Москва» (введен в эксплуатацию в 1967-м) и «Ленинград» (введен в строй в 1969-м). Третий корабль – «Киев», который создавался по модернизированному проекту 1123.3, не был построен. От него отказались в пользу постройки авианесущего крейсера проекта 1143 «Кречет», чья авиагруппа состояла уже преимущественно из самолетов.
В задачи «Москвы» входил поиск и уничтожение атомных подводных лодок противника и противолодочная оборона в составе корабельных поисково-ударных групп в дальних морских зонах. Корабль регулярно ходил на боевые службы в Средиземное море, неоднократно участвовал в широкомасштабных учениях.
Кстати, именно на палубу «Москвы» в 1972 году впервые в истории советского флота была осуществлена посадка на корабль реактивного самолета вертикального взлета и посадки. Это был Як-36М.
Конечно, никто не планировал, что самолеты будут постоянно базироваться на этом корабле, просто первый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев» на момент испытаний еще не был готов.
До наших дней ни один из двух вертолетоносцев проекта 1123 не сохранился. «Ленинград» вывели из состава флота в 1991 году. «Москва» прослужила больше: последний выход в море состоялся в 1993 году, в 1995-м корабль переименовали в ПКЗ-108 и переквалифицировали в плавучую казарму. Имя «Москва» и статус флагмана Черноморского флота передали ракетному крейсеру проекта 1164 «Атлант».
Оба корабля были проданы на металлолом в Индию, где в конце 1990-х их разобрали.
Интересно, что при выводе из состава флота в 1996 году на «Москве» спускали флаг ВМФ СССР. Андреевский флаг на нем так и не подняли.
Катер на воздушной подушке
Сержанта Зиновьеву ближе к концу фильма забирает с берега интересный корабль на воздушной подушке. В нем угадывается десантный катер проекта 1205 «Скат».
«Скат» стал первым отечественным боевым кораблем на воздушной подушке. Он мог перевезти до 25 десантников и высадить их на необорудованный берег с уклоном до 6 градусов. Оказавшись на суше корабль был способен преодолеть препятствие типа «вертикальная стенка» высотой до 0,8 метра. По морю «Скат» мог безопасно эксплуатироваться при волнении до 4 баллов. Конечно, на дальние походы корабли проекта 1205 не рассчитывались, а предназначались для действий в прибрежных районах, лиманах, озерах и устьях рек.
Всего с 1969 по 1972 год на разных вервях было изготовлено 29 «Скатов». В настоящее время все они выведены из эксплуатации. Один корабль не был утилизирован и теперь демонстрируется в Музее ВМФ в Москве.
Кстати, логики в отправке именно КВП за Зиновьевой особо нет. Очень интересно, как потом ее будут пересаживать на борт «Москвы», которая находится в море. Проще было отправить вертолет. Однако я прекрасно понимаю, что сцену сделали такой, чтобы показать интересный корабль, за что создателей можно только поблагодарить.
Ракетные катера и подводная лодка
В начале фильма смешанная группа десантников и морпехов отправляется на берег на подводной лодке, которую сопровождают два катера. Это ракетные катера проекта 205У.
При водоизмещении меньше 200 тонн эти совсем небольшие корабли обладали внушительной боевой мощю. Каждый катер нес по четыре крылатых ракеты П-15 «Термит» с боевой частью массой в 380 килограммов и дальностью пуска до 40 км.
Ракетные катера проекта 205 в различных модификациях строились большой серией до 1970 года, активно поставлялись на экспорт, применялись в нескольких крупных конфликтах. Но это уже совсем другая история.
К началу 1990-х все катера этого проекта вывели из состава ВМФ СССР.
Подводная лодка
На задание, согласно сюжета фильма, разведчиков доставила дизельная подводная лодка С-287 проекта 613. Это был самый массовый тип ПЛ в истории отечественного флота. Всего было выпущено 215 таких субмарин. Ну а конкретно С-287 прослужила 35 лет: с 1955-го по 1990-й год.
Интересно, что в небольшом эпизоде в фильме снялся командир подлодки капитан третьего ранга Лупаков Е.А. Это он стоит в кадре с Галкиным и дает команду на погружение.
Сцены внутри торпедного отсека снимали на другом корабле: подводной лодке Б-498 проекта 641Б «Сом»
Наземная техника
В самом начале фильма посреди поля поднимается установка с ракетами. Выглядит сцена действительно мощно.
Судя по ракетам комплекса «Малютка», их расположению и «крыше» над ними, в кадре показана боевая машина 9П133 самоходного противотанкового комплекса «Малютка-П» на базе БРДМ-2.
Машина производилась с 1971 по 1984 год, активно поставлялась на экспорт в дружественные страны. С вооружения ВС РФ давно снята в силу устаревания ракетного комплекса.
В одной из самых зрелищных сцен фильма БТР с Морошкиным и Зуевым гоняется за УАЗиком с главными героями, умыкнувшими секретные документы из штаба.
В бронетранспортере легко узнается БТР-60ПБ – модификация БТР-60 с закрытой крышей и башней с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
С этим БТР связан один из главных ляпов фильма. Оказавшись в воде, машина мгновенно тонет, хотя бронетранспортер, конечно, плавающий. Понятно, что без герметизации, а также при незадраенных люках и неработающих насосах бэтр может утонуть, но не так же быстро! Уверен, что создатели это прекрасно понимали, но для сюжета так было надо.
Ну а главные герои пытались оторваться от БТР-60 на обычном армейском УАЗ-469. Хотя наверняка какие-то доработки были, поскольку не представляю, как машина при таких маневрах не перевернулась.
Еще в начале фильма ненадолго появляется колонна Т-55. Думаю, что этот танк не нуждается в представлении.
Ну и опять же в начале в сцене на аэродроме Тарасов и Волентир едут на броне БМД-1, подготовленной к десантированию.
Авиация
Су-15
Статные истребители из начала фильма и сцены погони за разведчиками на аэродроме – это перехватчики Су-15ТМ из состава 62-го истребительного авиаполка ПВО, который базировался на аэродроме Бельбек. Собственно, на нем эти кадры и сняты.
Су-15 различных модификаций составляли значительную часть авиационной составляющей ПВО СССР, эксплуатировались с конца 1960-х до середины 1990-х. Интересно, что изначально самолет разрабатывали полуподпольно, поскольку в начале 1960-х из-за увлечения руководства страны ракетами массово отменялись перспективные разработки в области авиации. В документах разработка нового самолета значилась как модернизация Су-11. Чтобы вы поняли, насколько эти самолеты отличаются, посмотрите галерею ниже.
Поскольку Су-15 служили в ПВО, именно на их долю выпали многочисленные эпизоды, связанные с пересечением иностранными бортами госграницы СССР. Например, именно Су-15 участвовал в печально известном эпизоде с южнокорейским Боингом над Сахалином в 1983 году, а также в более раннем инциденте над Кольским полуостровом в 1978 году. Тогда также бы перехвачен южнокорейский боинг (только 707, а не 747 и его удалось посадить).
А в 1981 году Су-15 и вовсе таранил нарушителя госграницы: им был грузовой Canadair CL-44 с грузом контрабандного оружия для Ирана.
Ан-12
Если в фильме «В зоне особого внимания» принципиально показывали только десантирование с новых на тот момент Ил-76, то в «Ответном ходе» создатели не стесняются показывать рабочую лошадку военно-транспортной авиации самолет Ан-12.
Это действительно легендарная машина, которая находится в эксплуатации уже более 60 лет (с 1959 года). В составе ВКС России до сих пор служат около полусотни таких самолетов и замены им не наблюдается. Планировалось, что место Ан-12 займет Ан-70, который долго и мучительно создавался. Окончание его испытаний выпало на 2014 год, ну а дальше какая-либо кооперация с фирмой «Антонов» стала невозможна. Так что служить еще Ан-12 и служить.
МиГ-23Б (МиГ-27)
Буквально на несколько секунд в сцене прилета генерала в кадре появляется истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б. Или МиГ-27. Внешне с этого ракурса их трудно отличить, если только это не МиГ-27К с комплексом «Кайра». Но тут его нет.
МиГ-23Б отличался от исходного истребителя двигателем от Су-24, другим набором прицельно-навигационного оборудования, заточенным под работу по наземным целям, скошенным носом для хорошего обзора и отсутствием РЛС. На самом деле отличий больше, я назвал только самые заметные.
Кстати, если в кадре все же МиГ-27, то у него вместо обычной 23-мм пушки установлена шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30. Обратной стороной ее сумасшедшей огневой мощи был нередкий выход из строя бортового оборудования: электроника не выдерживала отдачи. Из-за этого длинные очереди делать не разрешалось.
В России все однодвигательные реактивные боевые самолеты были списаны в 1990-е годы. В Индии МиГ-27 эксплуатировали до 2019 года, также до недавнего времени они активно летали в Казахстане.
Ка-25
Мало кто знает, но первым советским вертолетом, изначально создававшимся в качестве боевого, а не путем переделки из транспортного, был не Ми-24А, а Ка-25ПЛ. Детище ОКБ Камова предназначалось для поиска и уничтожения подводных лодок с помощью бомб и торпед.
Именно из Ка-25 состояло авиакрыло противолодочного корабля «Москва», на котором располагался штаб Южных, но в фильме вертолет почти не показан. В начале 1990-х Ка-25 были сняты с вооружения.
Пчёлка
В одном из эпизодов командующий Северных прилетает на аэродром на интересном двухмоторном самолете. Узнали, что это?
Правильный ответ – Ан-14 «Пчёлка». Легкий самолет был создан для замены Ан-2, но производился всего 7 лет с 1965-го по 1972-й и был выпущен всего в 340 экземплярах. В ВВС он использовался в качестве связного самолета. Главным преимуществом машины была способность взлетать буквально с пятачка (при встречном ветре хватало 50 метров) и устойчиво лететь, в том числе с набором высоты, на одном двигателе. Шасси также было приспособлено под сложные условия и допускало эксплутацию машины в поле, на размокшем грунте, песке и снегу.
Фактически Ан-14 конкурировал с вертолетами. И в итоге проиграл: заменой вечному Ан-2 ему стать не удалось. Из состава ВВС самолет давно вывели.
Еще в фильме показан Ми-8. Но я не думаю, что вы про него ничего не знаете, все же это один из самых массовых и известных вертолетов в истории.
Кадры с учений
В самом конце фильма показана нарезка с учений с различной боевой техникой. По немного сплющенному в части кадров изображению видно, что материал подгоняли под широкий формат, используемый в кино. Я не стану рассказывать о каждой показанной единице техники, иначе эта статья никогда не закончится, поэтому собрал кадры в одну галерею ниже. Вся техника подписана.
На этом все. В этот раз статья получилась довольно большой, поэтому благодарю всех тех, кто дочитал до конца.
Ставьте палец вверх, если вам было интересно и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные материалы.
Ну а я пойду готовить следующую статью. До скорых встреч!
ОБНОВЛЕНО: Опубликована статья о короткометражной версии фильма «Ответный ход». Ее вы можете прочитать по ссылке.