Найти в Дзене
EduDrain

Где в Париже любили "тусить" создатели "Русского балета". LaRue

1913 год. Меню Ларю.
1913 год. Меню Ларю.
— Мы пойдем в модный ресторан? — весело спросила Мария, словно не было всего этого вечера, и вопрос с ужином был давно решен.
— В какой вы желаете?
— В тот, где часто ужинают Дягилев, Стравинский, Бенуа и Вацлав, — без стеснения ответила она.
Он усмехнулся.
— Это очень модное место, — быстро говорила Мария. — Прошу вас, прошу, милый князь, пойдемте в Larue. "Эмиссары" (c) Алиса Клима 2024

Одним из самых модных мест Прекрасной эпохи в Париже стал ресторан Ларю, находившийся «в доме номер три на площади Мадлен, на углу Королевской улицы». (В современных источниках адрес упоминается отличный от воспоминаний Карсавиной: Королевская улица, 27). И Тамара Платоновна, конечно, запамятовала, а гуглкарт тогда не было. Но во имя сохранения целостности цитаты и памяти о Карсавиной оставим ее текст на месте.

Ресторан Ларю внутри.
Ресторан Ларю внутри.

Упоминается этот ресторан во многих мемуарах: Карсавиной, Шаляпина, Ромолы Нижинской, Игнатьева А. А.... Вот, например, цитата из книги Шенг Схейен о "Русском балете":

"Вечером накануне премьеры, 28 мая, состоялась генеральная репетиция ["Весны священной"], и прошла она на удивление спокойно. Тем не менее по окончании вся собравшаяся в «Ларю» компания (Дягилев, Нижинский, Стравинский, Жид, Бакст, Кесслер, Мисиа Серт, Равель) была уве- рена в том, что «следующим вечером во время премьеры разразится скандал»".
Ларю, вид с площади. Предположительно фото Роджера Виолета.
Ларю, вид с площади. Предположительно фото Роджера Виолета.

Как мы узнаем из воспоминаний военного эмиссара Игнатьева Алексея в Ларю было несколько этажей и даже "интимные кельи". В Эмиссарах это описано так:

"Клемнатель, которого <...> знал по скандальному приему у Мариньи, а Игнатьев — по свадьбе дочери Клемантеля в Версале, пригласил их на завтрак в излюбленный ресторан Дягилева Larue на улице Руаяль между площадями Конкорд и Мадлен. Внизу Клемантеля не было, и <...> поднялись на «второй этаж, где помещались отдельные кабинеты, назначавшиеся не только для любовных, но подчас и для деловых свиданий»
Ларю в начале ХХ века.
Ларю в начале ХХ века.

Гарри Ке́сслер - граф англо-немецкого происхождения, дипломат, писатель, журналист и покровитель современного искусства - подтверждает в очередной раз, что члены "Русского балета" любили Ларю, несмотря на его претенциозный чек:

«В конце представления [...] преобладали неистовые аплодисменты, так что Стравинский и Нижинский смогли выйти из-за кулис и несколько раз поклониться публике. Ужинать мы отправились в “Ларю”»

Розоватые плюшевые сиденья, кремовые кружевные занавески, бело-золотой декор и - главное - дух эпохи... Так описываю очевидцы одно из самых живых и веселых мест Парижа. Куда же оно делось? Некоторые исторические рестораны удалось сохранить.

В газете Le Monde 5 мая 1954 года в 12:00 пополудни вышла небольшая, но трепетная, заметка. Приведем же ее в память о великих людях Прекрасной эпохи, включая наших соотечественников, почти полностью, ибо после Второй мировой войны мир вступил на путь очередного глобального культурного перехода:

Завсегдатаи Бульвара, знавшие "belle époque" не только по картинам Toulouse-Lautrec, сентиментальным вальсам и кино, ощутят настоящие эмоции, проходя через Place de la Madeleine. Larue, ресторан Larue, где каждый, кто имел известное в Париже имя, и все, кто мечтал об оном, приходили поужинать в 1900-е в окружении rococo, в приглушенном свете, известный Larue закрыл свои двери.
Его кончина пройдет почти незамеченной. Для исчезновения старинное заведение избрало первый уикенд 1 мая, - момент, когда произошел исход парижан из города. Сегодня, под дождем "поливалок", орошающих асфальт, резные порталы его входа, на которых облупилась краска, предлагают печальное зрелище задрапированных зеркал, желтых кружевных занавесок, которые более никогда не приподнимет чья-то элегантная ручка. Скромная надпись белым гласит: "Закрыт в связи с обстоятельствами".
Вот истинная мораль этих перемен! И Larue умер, потому что не был приспособлен к ним. Умер, как многие места подобного "стиля "либо уже умерли, либо исчезнут завтра. Что их заменит? Вместо Larue мы поспешим в закусочные, кафе или забегаловки, в которые мы заскочим после шоу, в свете неона мы торопливо закажем еду, потому как ритм нашей жизни требует этого - перекусить впопыхах горячего или "сухомятку". В этом контексте мы знаем наверняка, что преемник не потрудится заглянуть в роскошный погреб, как то делал Леон, Эльзасский сомелье, окружая тебя заботой много десятилетий.

Перевод автора. Оригинал тут.

Ларю стерла новая эпоха. Возможно, отчасти потому, что его директор не смог найти вовремя ловкого преемника.

Ларю. 1954 г. Продан с аукциона вместе с содержимым погреба.
Ларю. 1954 г. Продан с аукциона вместе с содержимым погреба.

Как говорил Дягилев: "Чем больше земля крутится, тем меньше на ней движения"...