Найти тему
Читающим между слов...

Инструменты нейропластичность и фокусировка внимания.

Оглавление

Дети — это уникальные самообучающиеся, нейропластичные, адаптирующиеся к любым внешним условиям системы. У них как минимум в два раза больше нейронных связей, чем у нас, у взрослых. К трём годам малыш обладает 1000 триллионов синапсов. Это космический масштаб! Однако, дело даже не в количестве, а в качестве их программного обеспечения. Дети обладают экстремально высокой скоростью обучаемости и адаптации к внешним факторам.

Чем выше пластичность мозга, тем легче перестраивать старые нейронные связи и создавать новые. Собственно, это и есть память. Чем ниже способность к пластичности, тем сложнее перестраивать и апгрейдить мозг. На дуальной оси в нашем мире у детей пластичность максимальная, а у взрослых она минимальная.

Для успешного взаимодействия с окружающей средой человеку нужны не пластичные, а стабильные нейронные связи. Этот уместный в жизни навык заметно снижает когнитивную нагрузку и экономит энергию. Вы не обдумываете как управлять автомобилем, бежать, прыгать через препятствия, открывать дверь, ловить мяч, или напрягать голосовые связки во время разговора. Ваш мозг управляет этими процессами рефлекторно и бессознательно, потому что в нем уже есть соответствующие стабильные цепочки нейронных связей.

У ребенка пока таких связей нет. Его библиотека ещё пуста и ждёт заполнения.

Это весьма тонкий аспект – окружающая среда быстро меняется: те связи, которые были полезны сто лет назад, стали бесполезны, а возможно вредны сейчас! То есть, для выживания ребенка есть потребность формировать передовые навыки, новые алгоритмы поведения, новые нейронные связи причём как можно быстрее. Поэтому детский мозг как губка, он жадно впитывает любую информацию.

Это как наполнение комнаты мебелью. Если комната пустая, то процесс идет стремительнее, чем если она уже заполнена. Что же делать взрослому, если ему понадобилось освоить что-то новое? Как быть, если вам вдруг понадобилось поменять мебель в свой квартире?

Способность к фокусировке внимания и концентрации.

Нужно приложить усилие, сфокусировать ваше внимания и удерживать это внимание на непривычных алгоритмах поведения. У взрослых это работает не так как у детей. Мы не можем запоминать всё подряд, это слишком затратно. Мы можем запоминать только то, что действительно актуально и важно.

✨ Каждый раз, когда мы фокусируем свое внимание на чем-то, то это сигнал мозгу увеличить пластичность и перестроится. Практикуя тратака на свечу, мы тренируем механизм смены автопилота на ручное управление.

Чем дольше взрослый человек способен удерживать фокус своего внимания, тем выше становится пластичность его мозга, и тем быстрее запоминается нужная информация. Это компенсаторный механизм. У взрослых действительно слабая пластичность мозга, но хорошая фокусировка. Детям наоборот, сложно фокусироваться, но у них высокая пластичность.

Ваша способность фокусироваться тренируется со временем. Чем дольше вы это делаете, тем лучше у вас это получается. Существует два мотивирующих фактора в тренировочном процессе:

  • Награда (удовольствие) и
  • Стресс (страдание).

Каждый раз, когда вы получаете награду после удачной попытки, это увеличивает вашу фокусировку на этом действии. Вы моментально запоминаете то, что приносит вам удовольствие, и хотите повторить.

Вот почему мгновенные награды вроде сладкой еды, алкоголя, порно или наркотиков так быстро перестраивают мозг и формируют вредные привычки. Быстрые удовольствия быстро формируют стойкую зависимость.
В теории, если каждый раз давать человеку вкусняшку за рисование или чтение, то он будет фокусироваться на рисовании и чтении.
Но только до тех пор, пока он получает вкусняшку. Если вы перестанете давать награду, то мотивация навсегда исчезнет.

Следующий помощник надежнее — это кратковременный стресс. Человек способен на многое чтобы избавится от того, что его раздражает.

Студенты перед экзаменами или иностранец в новой языковой среде способы очень быстро запоминать большие объёмы информации. Потому что, если вы попали в неприятную ситуацию, то есть эволюционный смысл хорошо запомнить как саму ситуацию, так и пути выхода из нее. Это может быть полезно в будущем, если такая ситуация повторится. Поэтому стрессовая ситуация на порядок увеличивает пластичность вашего мозга.

Стресс — это отличный инструмент обучения. Потому что его можно легко стимулировать с помощью физической тренировки или как результат ошибок. Я регулярно употребляю как то, так и другое.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.

Любая физическая нагрузка — это стресс для нашего организма, потому что нагрузка нарушает равновесие (гомеостаз) внутренней среды. Силовая тренировка, бег, велосипед, плавание, ходьба, стимулирует выработку стрессовых гормонов таких как кортизол и тем самым активизирует запоминание новой информации.

Физическое перемещение вашего тела из точки А в точку Б с помощью бега или ходьбы, особенно эффективно активизируют пластичность вашего мозга и память. Почему? Потому что исторически такое перемещение всегда означало, что человек оказались на новой территории, с новыми рисками для своего выживания. Чем быстрее наш предок запоминал координаты новой местности, опасности, ловушки, и безопасные маршруты, тем выше были его шансы выжить.

В принципе любая физическая тренировка активизирует пластичность вашего мозга. Но аэробная нагрузка вроде бега или ходьбы делает это эффективнее.

ОШИБКИ.

Следующая форма полезного стресса — это ошибки. Никто не любит совершать ошибки или выглядеть глупо. Почему?

Потому что тот, кто совершает много ошибок, тот плохо знает предмет.
Потому что тот, кто совершает много ошибок, тот плохо знает предмет.

Исторически, тот кто плохо знал предмет, умирал быстрее и чаще, чем тот, кто знал его хорошо. Вот почему вам так неприятно, когда вы совершаете ошибки. В этот момент у вас выделяется кортизол и улучшается память. Это ускоряет ваше обучение. Потому что есть эволюционная потребность в том, чтобы не совершать ошибки.

Вашему учебному процессу обязательно нужна обратная связь, чтобы вы видели свои ошибки, страдали, и могли активизировать свой мозг. Подумайте, как это организовать в той нише, которую изучаете.

Теперь поговорим о том, как формируется любой навык. Этот процесс всегда состоит из двух этапов:

  • Вход (потребление)
  • Выход (практика)

ВХОД.

На этом этапе вы усваиваете и запоминаете новую информацию. Это может быть в любой форме: можно слушать лекцию, читать книгу, смотреть видео, изучать иностранный язык или шлифовать сложную кату в боевых искусствах.

Все что мы обсуждали раньше: фокус внимания, стресс, физическая нагрузка и ошибки нужно использовать на этом этапе. Потому что все это увеличивает пластичность вашего мозга и помогает быстро запомнить много новой информации.

ВЫХОД.

Это Практика! Только после того, как вы запомнили нужную информацию (сформировали новые нейронные цепочки), можно доставать её из памяти и использовать (укреплять эти новые цепочки) на практике.

ВХОД и ВЫХОД плохо дружат друг с другом, потому что это противоположенные процессы. Стресс, ошибки и фокус помогают запоминать информацию, но мешают ее глубоко обдумывать и анализировать. А вот второй этап, ВЫХОД, наоборот требует сознательной интеллектуальной, творческой деятельности. Однако любой стресс, такой как физическая тренировка, это то, что мешает думать.

Сначала студент долго усваивает информацию, потом пытается её практиковать. Во время физической тренировки вы слушаете формулы, иностранный язык, или практикуете ката в боевых искусствах. Дозированный, стресс улучшает вашу память. Затем, через какое-то время, в спокойном творческом состоянии вы пытаетесь решать уравнения, общаться на новом языке, практикуете спарринг или рандори.

✨ Стресс помогает запомнить, но мешает импровизировать и подходить к процессу как к искусству.

Интернет заполнен контентом про ноотропы: медикаменты, которые помогают мозгу работать эффективнее! Но все это весьма сомнительно, в отличии от реально работающих естественных механизмов уже предусмотренных природой у нас внутри.
Интернет заполнен контентом про ноотропы: медикаменты, которые помогают мозгу работать эффективнее! Но все это весьма сомнительно, в отличии от реально работающих естественных механизмов уже предусмотренных природой у нас внутри.

Итак, у взрослых есть три основных способа повысить нейропластичность. Это

  • длительная фокусировка внимания,
  • позитивная мотивация в виде награды или
  • беспокойство из-за стресса.

Каждый раз, когда вы совершаете ошибки или практикуете физические нагрузки вы повышаете способность мозга запоминать информацию. Его пластичность растет, и это стоит учитывать в своей программе тренировок. Чтобы освоить любой навык нужно сначала усваивать и запоминать информацию, и только потом пробовать её извлекать и практиковать в естественном ходе событий.