Найти тему
Яблоки для Евы

"Учись, студентка!", или Как Мартин Лютер не уважал женщин, но помог им стать умнее

Оглавление

Нет такого наряда, который был бы женщине настолько не к лицу, как желание быть умной. Так полагал знаменитый богослов, мыслитель, литератор и переводчик Мартин Лютер. Он был, мягко говоря, невысокого мнения о женщинах - но именно Лютеру они (то есть мы) во многом обязаны тем, что получили доступ к образованию. Как это произошло? Читайте в нашем новом материале!

Все изображения взяты из свободных источников.
Все изображения взяты из свободных источников.

Узаконенное невежество

У женщин Европы на протяжении столетий было два социально одобряемых жизненных маршрута - выйти замуж или уйти в монастырь. В первом случае большинству девочек ни к чему была грамота - готовить еду и стирать пелёнки она никак не помогает.

Впрочем, этот навык мог пригодиться для поддержания светской беседы, поэтому в Средние века девочек из знатных семей писать и читать всё же обучали. Но, прямо скажем, не везде и не всегда - куда более полезными для дамы из высшего общества считались другие умения: красиво вышивать, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Иногда дочери богачей и аристократов изучали иностранные языки. Незазорным было испытывать интерес к поэзии. И, разумеется, к Священному Писанию. При этом тексты, как правило, заучивались с чужих слов - самостоятельно изучать Библию для женщины Средневековья было крайне неприлично.

Школ для девочек в те времена практически не существовало. И для молодых знатных женщин, испытывающих тягу к познанию, оставалась одна дорога - в монастырь.

Исключения случались - например, Беттисия Гоццадини еще в XIII веке защитилась в Болонском университете - но они были очень, очень редки. И не будем забывать, что даже умнице Беттисии приходилось преподавать студентам у себя дома, причем скрываясь за ширмой, - таким вызовом средневековым устоям была женщина-профессор.
Исключения случались - например, Беттисия Гоццадини еще в XIII веке защитилась в Болонском университете - но они были очень, очень редки. И не будем забывать, что даже умнице Беттисии приходилось преподавать студентам у себя дома, причем скрываясь за ширмой, - таким вызовом средневековым устоям была женщина-профессор.

Но в начале XVI века Мартин Лютер переполошил Европу, затеяв Реформацию, которая послужила началом раскола западной церкви на католическую и протестантскую. А в основе протестантизма лежит представление, что люди должны налаживать личные отношения с Богом. Для этого верующим нужно самостоятельно читать и толковать Библию, а не полагаться на священников.

По глубокому убеждению Лютера, каждый верующий должен был научиться читать - вне зависимости от пола. Да-да, и женщины тоже. И по тем временам это, конечно, был полнейший подъем с переворотом.

Ниспровергатель основ
Ниспровергатель основ

Но дело было вовсе не в том, что Лютер хотел поднять социальный статус женщины. Нет, господство мужа над женой, а отца над дочерью для него было бесспорным. Наряду с  приятной наружностью к  преимуществам женщин он относил кротость, заботливость и  сострадание, поскольку они "созданы Богом, чтобы рожать детей, радовать мужчин, быть милосердными". Согласно Лютеру, прекрасному полу недостает "верного понимания вещей". Но право толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом, он женщинам всё же подарил.

Правда, отняв при этом право уходить из мира. Сам побывав монахом, Лютер считал, что нет ничего более вредного и бессмысленного для людей, которым Бог заповедал "плодиться и размножаться", чем бить поклоны в монастырских стенах. Женщина должна рожать - так полагал отец Реформации.

И сам подал наглядный пример, женившись на беглой монахине Катарине фон Бора, которая принесла ему шестерых детей.
И сам подал наглядный пример, женившись на беглой монахине Катарине фон Бора, которая принесла ему шестерых детей.

В свободное от семейной жизни время Лютер активно проповедовал о необходимости школьного образования. Под его влиянием монархи-протестанты не только строили школы, но и прививали ценность грамотности. Вслед за ними и монархи-католики обеспокоились этим вопросом. Так конкуренция между двумя Церквями в итоге привела общество к пониманию того, что государство отвечает за народное просвещение - как среди мужчин, так и среди женщин.

Кому нужна грамотная жена?

Дай образование сыну – и ты получишь образованного человека. Дай образование дочери – и ты получишь образованную жену, образованную семью и образованное общество. Эту мудрость часто приписывают женщине XX столетия, итальянскому нейробиологу и Нобелевскому лауреату Рите Леви-Монтальчини. Но бесспорные социальные выгоды женского образования стали очевидными задолго до неё - и, как водится, мужчинам.

Рита Леви-Монтальчини, которая своей жизнью доказала, зачем женщинам образование.
Рита Леви-Монтальчини, которая своей жизнью доказала, зачем женщинам образование.

В 1523 году Хуан Луис Вивес опубликовал трактат "О воспитании христианок". На первый взгляд, в нём нет ничего новаторского: сначала, мол, женщины должны получать домашние навыки, а потом уже учиться чтению и письму. Однако он же решительно заявил:

"Большинство пороков у женщин нашего времени и предшествующих веков порождено отсутствием культуры".

Для времён, когда женщина считалась "сосудом первородного греха", мысль революционная.

Вслед за ним Эразм Роттердамский принялся защищать воспитание девочек во имя доброго согласия в семье и в обществе.

У Франсуа Рабле этот принцип рождает утопию: в Телемском аббатстве оба пола, равно свободные, высокорожденные и прекрасно образованные, пребывают в совершенной гармонии.
У Франсуа Рабле этот принцип рождает утопию: в Телемском аббатстве оба пола, равно свободные, высокорожденные и прекрасно образованные, пребывают в совершенной гармонии.

Тридентский собор 1545-1563 гг. постановил: приобщать верующих к истинному (католическому) учению с самого раннего возраста. А на рубеже XVI и XVII вв. католические реформаторы начинают понимать, какую ключевую роль смогут сыграть девушки в религиозном и нравственном освобождении всего общества в целом. В каждой из них дремлет будущая мать, а значит — потенциальная воспитательница, которая призвана передавать своим детям слово Божье. Осознание этого дает сильный толчок к расширению женского образования, включающего по крайней мере обучение чтению и катехизису.

Образование перестает быть привилегией для избранных - доступ к нему получают теперь представительницы новых социальных слоев.

Самых обеспеченных принимают в дорогостоящие монастырские пансионаты, самые бедные садятся на скамьи благотворительных школ.
Самых обеспеченных принимают в дорогостоящие монастырские пансионаты, самые бедные садятся на скамьи благотворительных школ.

И те, и другие имеют целью воспитать добропорядочных матерей-христианок - и только. Но общество этим уже не ограничивается. Мадемуазель де Скюдери и мадам де Севинье, влиятельные женщины-литераторы, встают на защиту справедливого образования, в то время как главной темой всей философской и литературной мысли становится сравнение интеллектуальных достоинств двух полов. Обладает ли женщина таким же разумом, как и мужчина, или нет? Нет, отвечает Малерб: наука, философия и все остальные высокие теоретические построения ей чужды, за редким исключением. Да, отвечает решительно Пуллен де Ла Барр, публикуя в 1673 году свой трактат "О равенстве полов", в котором утверждает, что женщины могли бы учиться в университетах вместе с мужчинами и даже ничуть не хуже последних.

В XVII в. воспитание становится модным предметом обсуждения. На эту тему говорят и пишут так много, как никогда раньше, особенно во второй половине столетия. Просвещение верило в педагогику. В ней виделась сила, способная сформировать новое общество, - но, по мнению философов, недостаточно образованные женщины этот процесс тормозили. Между тем, как матери "новых мужчин" и их первые воспитательницы они могли бы внести немалый вклад в приближение светлого будущего.

Опять вспыхивает критика монастырей, где девочки ничему не обучаются и угасают, лишенные свежего воздуха, не говоря уже об абсурдности доверять воспитание будущих жен и матерей монахиням, не знающим супружеского опыта.
Опять вспыхивает критика монастырей, где девочки ничему не обучаются и угасают, лишенные свежего воздуха, не говоря уже об абсурдности доверять воспитание будущих жен и матерей монахиням, не знающим супружеского опыта.

Но даже в век Просвещения женщина допускается к знанию не ради самой себя, но чтобы сделаться приятнее для тех, кто ее окружает. Она создана не для науки, а только для удовольствия и комфорта своего супруга и детей. Как говорит Руссо в своем "Эмиле":

"...все воспитание женщин должно иметь отношение к мужчинам. Нравиться этим последним, быть им полезными, уметь снискать их любовь к себе и почтение, воспитывать их в молодости, заботиться о них, когда вырастут, давать им советы, утешать, делать жизнь их приятною и сладкою — вот обязанности женщин во все времена, вот чему нужно научить их с детства".

Учёные считают, что такое отношение к женскому образованию было, как это ни странно на первый взгляд, непосредственно связано с катастрофически высокой детской смертностью - женщины должны были любой ценой становиться матерями, а потом передавать своим детям религиозные и моральные ценности, на которых держалось общество.

В XIX столетии, когда детская смертность снизится, а гнет церкви ослабнет, ситуация начнёт меняться, но полностью равноправный доступ к образованию женщины получат только веком позже.
В XIX столетии, когда детская смертность снизится, а гнет церкви ослабнет, ситуация начнёт меняться, но полностью равноправный доступ к образованию женщины получат только веком позже.

А что же Лютер?.. Он до конца жизни относился ко всем женщинам без особого пиетета. Ко всем - кроме своей жены. Заключив брак из чувства долга, он постепенно привязался к своей супруге до такой степени, что в письмах называл Катарину "моя утренняя виттенбергская звезда", "моя госпожа" и "моя повелительница". Катарина сумела добиться от мужа такого отношения не только своим трудолюбием и бесконечной заботой о доме и семье, но и смекалкой, предприимчивостью, деловыми качествами.

Она часто присутствовала при беседах Лютера с другими учеными мужами (что для того времени было нонсенсом), выступая советчицей, помощницей, посредницей в спорах.
Она часто присутствовала при беседах Лютера с другими учеными мужами (что для того времени было нонсенсом), выступая советчицей, помощницей, посредницей в спорах.

Позже Лютер писал: "Навряд ли дело моей жизни и Реформация удались бы, если бы не активность и участие моей Кэте".

А ведь говорил, что не стоит бабам женщинам быть умными. Молодой просто был, неопытный.

Что почитать по теме:

  • Эрик Метаксас, "Мартин Лютер. Человек, который заново открыл Бога и изменил мир"
  • "История женщин на Западе", т. 3

Ещё:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.