Найти в Дзене
Яблоки для Евы

Куда зовёт Женщина-Мать?

Оглавление

С незапамятных времён способность женщин производить на свет и выкармливать детей поражала воображение, наделялась мистическими, сакральными свойствами, а роль матери считалась не просто обязательной, но и священной. При этом зачастую весь смысл женского существования сводился к принесению потомства - и неудивительно, что в XX веке, когда женщины перестали быть собственностью отцов и мужей, расцвела и укрепилась идея о том, что миром не всегда правили мужчины.

Многим это видится примерно так. Фото из свободных источников
Многим это видится примерно так. Фото из свободных источников

Матриархат - миф или реальность?

Любопытно, что гипотезу о матриархате как некоем "золотом веке", когда женщины - матери родов - пользовались не только уважением, но и властью, сформулировал мужчина, швейцарский учёный-любитель Иоганн Бахофен. Его постулаты были подхвачены товарищами по науке: в частности, мысль о том, что вся история человечества развивается согласно единому принципу, от простого к сложному, от матриархата к патриархату и т.д. пришлась по душе Фридриху Энгельсу. А потом эту мысль развивали все, кому не лень. Однако современные учёные уверены - на Земле никогда не существовало чисто матриархальных обществ, хотя определенное социальное доминирование женщин (матерей) над мужчинами (отцами) и сегодня встречается в отдельных традиционных культурах. Но как универсального этапа в истории всего человечества - нет, матриархата не было.

А вот сакрализация материнской функции, конечно, была - да ещё какая. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, например, на так называемых "палеолитических Венер".

Красотки, правда?.. Изображение из свободных источников
Красотки, правда?.. Изображение из свободных источников

Эти фигурки начали появляться на территории Европы сорок тысяч лет назад, и учёные до сих пор не могут достичь консенсуса относительно их предназначения. Часто "венеры" воспринимаются в сексуальном контексте - как атрибуты, сделанные мужчинами и для мужчин - но многие исследователи предполагают, что их хозяйками были женщины. Не исключено, что фигурки изображают Богиню-мать - на это недвусмысленно намекают массивная грудь, живот и филейная часть, а также ярко выраженные первичные половые признаки. Для наших предков эти части тела являлись не только объектами сексуального интереса, но и символами плодородия и продолжения жизни.

Удивительно, что все искусство более близкого к нам железного века полно агрессивных бородатых мужиков с мечами или дубинами, которые побеждают львов, драконов и прочих опасных хищников. А до этого десятки тысяч лет - ничего подобного, художники палеолита изображали совершенно не воинственных пышнотелых женщин - причём нередко с младенцем на руках.

Да и археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что хотя матриархата как единой для всего человечества исторической формации не существовало, многие древние общества были, как минимум, куда более эгалитарными, чем ранее считалось. Женщины не только наравне с мужчинами могли участвовать в охоте и военных действиях, но и занимать весьма высокое социальное и политическое положение - и способность к материнству им не только не мешала, но и, возможно, помогала.

Неолитическая глиняная фигурка из Чатал-Хаюка. Красивая женщина со своими домашними питомцами. Изображение из свободных источников.
Неолитическая глиняная фигурка из Чатал-Хаюка. Красивая женщина со своими домашними питомцами. Изображение из свободных источников.

От Богини - до Родины

Великая Мать, Мать-Земля, Мать-Природа - эти древние образы основаны на представлениях о женском материнском начале, милостивом и одновременно жестоком, которое воплощает в себе жизнь и смерть в их двуединстве, не делает разницы между добром и злом и одинаково относится ко всему сущему. Эти сакральные представления берут начало в бытовой повседневной реальности тех давних эпох. Вплоть до Новейшего времени буквально каждые роды могли закончиться гибелью и матери, и младенца. До сознательного возраста доживало от силы 50% детей. Поэтому женщина-мать, будучи вратами жизни, находилась в постоянном тесном контакте со смертью - и в традиционных представлениях была гораздо ближе к Той Стороне, чем мужчина.

Но уже в эпоху античности представление о роли матери в Европе изменяется. Из роженицы и кормилицы она становится первым социальным педагогом и воспитательницей своих детей. С тех пор именно эта социальная роль и её эталонные примеры стали предметом многочисленных описаний и восхвалений в религиозных, философских и литературных текстах. Умудрённая жизненным опытом мать стала почти что обязательным персонажем в театре и кинодраматургии, популярным образом в живописи и т.д.

Семейная идиллия - заметьте, в узком женском кругу. Изображение из свободных источников
Семейная идиллия - заметьте, в узком женском кругу. Изображение из свободных источников

С античных времён женщине-матери приписывались богатый жизненный опыт, интуиция, "мистическая" связь со своими детьми, доброта, сострадательность, терпение, эмпатия, умение убеждать, чрезвычайная выносливость, стойкость, верность и жертвенность. Этот набор характеристик у разных народов может варьироваться в силу разницы культурных традиций, но в целом он остаётся относительно типовым для большинства цивилизованных (постпервобытных) сообществ.

При этом некоторые образы явно выпадают из этого общекультурного эталона. Это Медея, убивающая своих детей из ревности, чтобы отомстить мужу за измену, и Богоматерь, которая и вписывается в эталон, и в то же время выходит за его рамки из-за своей пассивности и следования принципу невмешательства в «драму мира».

Если вам кажется, что Медея - это выдуманный мифологический образ, имеющий мало общего с действительностью, вспомните реальную историю итальянской аристократки Катерины Сфорца - по крайней мере, Никколо Маккиавелли описывает ее как вполне реальную. Катерина с детьми попала в плен к своим врагам и заключена в крепости Порта-Сан-Пьетро. Потом она сбежала, дети остались в заложниках. Несмотря на это, Катерина собрала армию, привела ее под стены крепости и отдала приказ стрелять из пушек. Заговорщики пригрозили убить её детей. Тогда Катерина, вскочив на крепостную стену, задрала свои юбки и заявила осаждавшим: "Ho con me lo stampo per farne degli altri!". Что означало: "У меня есть "формочка", чтобы сделать других!". Вы думаете, современники ужаснулись?.. Нет, они были в восхищении!

Катерина Сфорца по прозвищу "Львица Романьи". Изображение из свободных источников.
Катерина Сфорца по прозвищу "Львица Романьи". Изображение из свободных источников.

Но это XV век - время кровавых междуусобиц, гражданских войн и костров инквизиции. Еще не изжиты были средневековые представления о том, что считалось, что дети принадлежат прежде всего Богу, а мать для них - только формочка проводник в мир земной.

При этом теологи и моралисты того времени были убеждены, что женская нравственность уж точно наследуется от матери. Дочь такова, какой ее сделала мать. Ведьма, считалось, может породить только ведьму (в английском языке последняя именуется «ведьмин приплод»); дочь безнравственной женщины, рождающей незаконнорожденных детей, бастардов, также будет рождать подобных.

Уже через двести лет, в конце XVII века отношение к ее роли сильно изменилось. Просвещение верило в педагогику - философы того времени видели в ней силу, способную сформировать нового человека, свободного от старых предрассудков. И большая роль в этом процессе отводилась матерям «новых мужчин» - их первым воспитательницам, сохранявшим влияние на сыновей на протяжении всей своей жизни. Женщина-мать таким образом превратилась в главную часть педагогического механизма, который должен был преобразовать человеческое общество. Эту мысль светских философов разделяли и религиозные реформаторы - правда, в их представлении это должна быть в первую очередь добропорядочная мать-христианка.

Собачка тоже внимательно слушает. Изображение из свободных источников.
Собачка тоже внимательно слушает. Изображение из свободных источников.

В последующие эпохи романтизма, модерна и символизма роль матери в очередной раз серьезно трансформируется - она превращается в покровительницу, спасительницу и заступницу. Именно в это время появляются предпосылки для формирования образа Родины-матери, который удивительным образом возникает преимущественно в патрилинейных (родство передается по отцу) и патрилокальных (жена переходит в род отца мужа) культурах. Это образ-лозунг, он необходим для мобилизации сил нации на борьбу за спасение отечества - и хотя "отечество" происходит от слова "отец", очень показательно, что к битве за него призывает мать.

Родина-Мать зовёт. Изображение из свободных источников.
Родина-Мать зовёт. Изображение из свободных источников.

Вероятно, это связано с центральным местом, которое занимает в традиционной гендерной идеологии материнство - априори считается, что все женщины должны (хотеть) быть матерями, предназначены в первую очередь именно для этой роли и обладают особыми "материнскими" качествами, которых лишены мужчины. Однако такой императив не просто исключает другие смыслы женственности и практики материнства, а стигматизирует их, делая несчастными тех женщин, которые не могут или не хотят им соответствовать.

Сегодня представления о гендерной роли женщин, даже нормативной, сильно расширились. Легитимных жизненных сценариев уже не один, а несколько: можно быть только женой и матерью, можно совмещать работу и материнство, можно до определенного возраста делать выбор в пользу карьеры. Редко кого фраппируют мамы, воспитывающие детей без участия мужчины.

Стоят у окна, но совсем не факт, что ждут папу. Изображение из свободных источников.
Стоят у окна, но совсем не факт, что ждут папу. Изображение из свободных источников.

Но социальные нормы меняются быстрее стереотипов - и женщины все еще сталкиваются со множеством предрассудков, которые мешают им быть счастливыми матерями - безо всяких сакральных и прочих высоких смыслов (обсудить их можно и нужно в нашем Телеграм-канале). А о психологических трудностях современного материнства мы обязательно расскажем в следующих материалах. Не переключайтесь!

Что почитать по теме:

  • История женщин на Западе : в 5 т. / [Под общ. ред. Жоржа Дюби и Мишель Перро ; пер. с англ. А. В. Карасева и др.]. - СПб. : Алетейя, 2005-2018 (ГУП Тип. Наука).
  • Баркова А. Сотворение мира. Богиня-Мать. Синий Бык и Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная. М., 2019
  • Киселёва Т.Г. Образ женщины в социокультурной рефлексии. М.,2002.

Ещё:

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.