Одни считают, что Финляндия "заигралась" с новыми методиками, и это уже привело к плачевным результатам - в 2022 году финские школьники сильно сдали свои позиции в международных рейтингах. Другие полагают, что страна остается мировым флагманом в области школьного образования. Люди и сегодня переезжают в Финляндию, которую в 7-й раз подряд признали самой счастливой страной на планете, в частности, из-за школ, где дети учатся в атмосфере взаимного уважения, не умеют списывать и не знают, что такое репетиторы.
О том, с какими вызовами сегодня сталкивается финское образование (и остаётся ли оно всё ещё лучшим в мире), специально для нашего проекта рассказала педагог, специалист по финской школьной методологии, предприниматель и мама двоих финских школьников Наталья Громова.
Так почему же финское образование считается лучшим в мире? Или уже не считается?
Лучшим в мире финское образование признали в 2000-ных рейтинги PISA это самое авторитетное международное тестирование знаний и умений школьников. Этот успех был закономерным результатом образовательных реформ, которые начались в Финляндии еще в 1970-х годах. А в 2010-х подключилась грамотная национальная стратегия брендинга. Финскую образовательную методологию начали продвигать на государственном уровне. Запустилось множество фирм, которые стали продавать ее за рубеж. И постепенно финское образование превратилось в бренд, который стали узнавать в других странах.
То есть это была такая рекламная компания?
Компонент маркетинга в этом, безусловно, присутствовал и присутствует до сих пор. Но несмотря на это, финское образование действительно имеет право называться лучшим в мире.
А чем оно отличается от других?
Смотря с чем сравнивать.
Скажем, с постсоветскими странами.
Во-первых, уважительным отношением к детству, личности и семье. Не просто декларируемым, а безусловным. На каждом уровне, от министра до классного руководителя.
Во-вторых, методами современной педагогики, основанными на законах возрастной и когнитивной психологии, развития личности и коллектива. Эти методы - основа всего происходящего в классе. Здесь и позитивная психология, и активное обучение, и множество других подходов.
В-третьих, грамотным менеджментом. Образование ведь нуждается в управлении. Школа это организация с ее субкультурой и персоналом и его мотивацией. С эффективной или неэффективно коммуникацией. Как сделать так, чтобы при минимальных вложениях система со всеми своими шестерёнками завертелась, как надо, и работала долго и продуктивно? Финны это знают.
Ну и в-четвертых, это финская культура. Её экспортировать сложнее и сложно даже иногда объяснить, почему родители уважают педагога и как это влияет на его работу. Почему школьники не списывают. Почему приоритет отдаётся коллективным видам поощрения учащихся. Почему работу педагога в классе никто не проверяет, и нет тонн отчетности? Это все культура.
Как же ты стала представителем этой культуры на русскоязычных рынках?
Я по образованию психолог, работала в российской школе и мне всегда было интересно расширять свое мировоззрение. Часто ездила за рубеж, наблюдала образовательные системы разных стран. Два раза побывала в США, работала в Хорватии, на Мальте и отовсюду привозила какие-то новые подходы. А потом мы с семьей переехали в Финляндию.
Как давно это случилось и почему именно в эту страну?
Это случилось в конце 2015 года. Желание уехать появилось раньше, чем понимание будущего места жительства, поэтому мы какое-то время выбирали. Прямо карта мира на стене кухни висела. Победила Финляндия из-за близости к России, бесплатной и качественной социалки и популярности деревянного строительства (это специальность моего мужа).
И из-за финского образования?
Да, безусловно. Финское образование уже тогда интересовало очень многих педагогов, и меня в том числе. У меня уже был опыт и личностный смысл доносить до коллег то, что можно по-другому учить, воспринимать личность ребенка, организовывать работу в классе, самому относиться к своей работе и через все это сделать образовательный процесс не только более интересным, но и более эффективным.
Сначала я сама пошла на стажировку в финскую школу, изучила методологию, пообщалась с учителями, а потом даже написала магистрский диплом, где была представлена готовая концепция выхода на российский рынок. Впоследствии я ее использовала для своего бизнеса. Собирала группы российских педагогов и привозила их в Финляндию, где они могли перенять финский опыт. Сначала работала как агент, а 5 лет назад открыла свою фирму TED Center. Мы обучаем персонал школ по финской методологии, открываем школы по нашей франшизе koula.fi, принимаем группы на стажировки, издали книгу о финском образовании.
Вы по-прежнему работаете с российскими педагогами?
Скорее, с русскоязычными. Сейчас готовим учителей для школы в Казахстане, она откроется в сентябре.
Ты высоко оцениваешь финское образование с точки зрения педагога и предпринимателя. А с точки зрения мамы?..
С точки зрения финской мамы, мне нравится, что школа полностью берет на себя обязанности по воспитанию и развитию детей. То, что должна делать школа, как я считаю...
Не семья?
В семье мы тоже этим, разумеется, занимаемся, но в своем ключе. У школы функции иные. Финская школа не только дает знания и навыки, но и всестронне развивает личность. Мне очень нравится, что дети учатся многим жизненным навыкам - от самостоятельного поиска информации в интернете, организации и планирования своей исследовательской деятельности, сотрудничества в группе до каких-то совсем бытовых вещей: как составить правильный рацион, как приготовить полезный обед, как утилизировать мусор, и почему это важно.
Следующий очень важный момент - школа полностью берет на себя эти задачи, нам не нужно ни за что платить, нанимать репетиторов. Мы не думаем о том, как нам подготовить ребенка к экзаменам или учебным поездкам. Школа обеспечивает всем: бесплатные обеды, учебные материалы, пособия, тетради, экскурсии, дополнительные занятия. Все оплачивается государством. Нам не нужно собирать деньги, что-то организовывать, вообще.
Третий плюс - в школе следят за эмоциональной атмосферой, любые моменты дискомфорта, конфликты решаются сразу, на месте, и я не переживаю, что у меня ребенок в школе стрессует. О любой ситуации я могу написать в школу, и она будет решена.
Это во всех школах так?
В Финляндии школы имеют большую автономию, и многое зависит от школьного коллектива. Где-то, может быть, микроклимат не очень, где-то больше проблем, но в целом - школа это эмоционально комфортное место, куда мне хочется водить своих детей...
Это я сейчас ответила как финская мама.
А как ответит русская?
Как русская я тоже очень радуюсь тому, что школа полностью обеспечивает подготовку детей. Что дети развиваются гармонично и всесторонне, что им комфортно, школа заботится о здоровье, а те навыки, что они получают, пригодятся им в будущем. Из минусов - с академической точки зрения программы, например, по математике, физике и некоторым другим предметам могут показаться слишком простыми. Но при этом познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах и мотивация на обучение у детей намного выше. И я лично считаю это более важным для будущего.
А как же синусы, косинусы, логарифмы, закон Авогадро, в конце концов?
Дети, которые чувствуют в себе потенциал для получения более глубоких академических знаний, могут реализовать его после школы - здесь есть для этого все возможности. В финских лицеях объем нагрузки очень большой, просто космический. А школа не мучает академической нагрузкой тех, кому она не нужна. Зато заканчивают школу люди с нормальной самооценкой и мотивацией, эмоционально здоровые - они уверенно идут по карьерному пути и добирают в процессе то, что им надо для работы. И те, кто хочет академических знаний, тоже их добирают, просто в лицеях и вузах, а не на рабочем месте. И это очень грамотный подход, я считаю.
Как, кстати, обстоят дела с поступаемостью в вузы? Этот показатель вообще считается критерием качества школьного образования?
Вообще нет. Здесь никто не гонится за поступлением в вуз и высшее образование не является критерием успеха. Я знаю семьи, где родители абсолютно состоялись, они на хороших должностях, но у них дети идут в колледж, а не в вуз.
Здесь вообще критерии успеха немного другие - не диплом, а самореализация и сохранение себя. Следование своему ритму. Тише едешь, дальше будешь - это про финнов, точно. Они учатся, сохраняя баланс между учебой и жизнью - гуляют, общаются с друзьями, отдыхают, занимаются своими хобби, сохраняя эмоциональное здоровье. А в тех странах, где высокая академическая планка установлена для всех, поголовно, дети растут в постоянном стрессе, тревожности, нередки срывы, даже психические расстройства. Потому что от детей требуют зачастую непосильного. Финны поступают мудрее.
Они не хотят, чтобы дети выгорали, не добравшись до рабочих мест.
Или уже на рабочем месте, потому что человек за время учебы настолько исчерпал свои силы, что потом вся жизнь - сплошной надрыв. А финны - они расслаблены.
И поэтому Финляндия много лет подряд признается самой счастливой страной в мире.
Именно так. Здесь нет вечной гонки, возведенной в культ. Люди могут учиться, работать и жить в свое удовольствие. А когда они так живут, то понимают, что ведь для счастья-то не так много и надо.
А все-таки есть что-то в финской системе образования, что тебе хотелось бы изменить?
Наверное, в первую очередь объемы финансирования. Сейчас в Финляндии период экономического спада, и школам выделяется меньше средств, они начинают экономить. Меньше поддержки дают ученикам, меньше программ и материалов закупают. Например, антибуллинговая программа - она частная, ее нужно приобретать - раньше была в каждой школе, а сейчас ее не все берут. Или знаменитая "финская поддержка"...
Это что такое?
Это означает, что если ребенок чего-то не понял, он может обратиться к учителю, и ему будут назначены дополнительные занятия, работа с ассистентами по этой теме, чтобы он мог подтянуться. Вот эта дополнительная поддержка с сокращением бюджетов стала провисать.
То есть, увеличение финансирования - это единственное, что тебе хотелось бы изменить в финской школе?
Пожалуй, я бы добавила еще отдельные занятия с сильными учениками. Потому что финская система в целом нацелена на поддержку тех, кто отстает, а выдающимися учениками не занимаются - по крайней мере, на общенациональном уровне. Получается, что все зависит от учителя в классе: заметит ли он, что ребенку скучно, станет ли давать ему дополнительные задания или нет.
Твоим детям в этом отношении повезло?
Моей дочери, Василисе, да. Она не финка, поэтому сейчас занимается в группе с иностранцами. Учитель заметил, что ей там скучно - она знает финский на уровне носителей языка. И вот учитель это учёл и в следующем году переведет ее в класс к финнам, чтобы ребенок не терял мотивацию. Но это не везде так.
Василиса посещает школу в городе, а сын, Ваня, ходит в деревенскую. И он иногда жалуется, что ему скучно - он успевает всё сделать и полурока сидит, ждет остальных, в окно смотрит... Но у этой школы ресурсов меньше и не всегда, видимо, есть возможность дать ему задания, которые удовлетворяли бы его амбиции. Но, к счастью, так обстоит не со всеми дисциплинами.
Может ли недостаточное внимание к сильным ученикам быть одной из причин того, что Финляндия так сдала свои позиции в последнем рейтинге PISA - том самом, который когда-то поднял ее на вершину общемирового школьного Олимпа?
Возможно. Но, скорее всего, главная причина все-таки в другом. Рейтинги, которые оценивают успешность образовательных систем, не успевают за Финляндией. Она в своих подходах уже опередила PISA. Эти рейтинги просто не меряют то, чему учат в финских школах. Сейчас мы имеем дело с результатами реформы, которая произошла в 2017 году. Тогда были в образовательный процесс введены компетенции, которые PISA не тестирует: предпринимательство, межкультурная коммуникация, критическое мышление, забота об обществе. А PISA по-прежнему оценивает только четыре направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
То есть, опять-таки те же академические навыки, которые оценивались и 20 лет назад.
Совершенно верно. Как сказал мне один директор финской школы - эти рейтинги давно просрочены. Они оценивают то, что было нужно вчера. А финское образование смотрит в завтра. Что и подтвердил Глобальный индекс образования для будущего, в котором Финляндия в 2019 году заняла 1 место.
И много людей сегодня приезжает в Финляндию ради того, чтобы дать своим детям это образование?
Не знаю, много ли приезжает только ради этого. Но финское образование - очень важный дополнительный фактор выбора страны для многих иммигрантов, это точно. Я сейчас сотрудничаю с администрацией города Тампере (самый привлекательный город в самой счастливой стране мира, по свежим рейтингам) и занимаюсь, в частности, координацией проектов по привлечению высококвалифицированных специалистов и интеграции экспатов. Так вот - для детей иммигрантов в финских школах делается очень, очень много.
Вообще финское образование повернуто лицом к человеку - это одно из главных его достоинств.
Этим интервью мы открываем новую рубрику "Разговоры о вашем". Вас ждут беседы с женщинами - матерями, жёнами, профессионалами своего дела, которым есть, о чём рассказать. Не переключайтесь!
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.